Социально-значимый проект «Наши добрые дела» с детьми старшей группы
проект (старшая группа)
Социально-значимый проект «Наши добрые дела» с детьми старшей группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный педагогический проект
«Спеши творить добро»
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Воспитатель:
Апшазанова О.Т.
Ст. воспитатель
Клишева Т.Х.
2025г.
Паспорт проекта
Название: «Наши добрые дела»
Вид проекта: социально-значимый, групповой.
Автор проекта: Клишева Т.Х. и Апшазанова О.Т.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Социальные партнеры: воспитанники других групп детского сада, родители (законные представители) воспитанников, инструктор по физкультуре, муз. руководитель.
Актуальность: Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. И не случайно, в последнее время все чаще в окружающей жизни можно увидеть зло, жестокость. Чтобы этого избежать и научить детей жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и хорошее и неприязнь ко злу, надо формировать все это с детства.
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.
Данный проект направлен на воспитание у детей нравственных качеств, таких как доброта, гуманизм, сочувствие, справедливость. Проект поможет детям научиться общаться, как нужно и можно видеть и понимать своих сверстников, этот странный сложный мир.
Цель: Создание условия для формирования эмоционального отношения к действительности, достижения положительных результатов в работе с детьми и родителями по воспитанию важного качества в человеке – доброты.
Проблема: можно ли сделать счастливыми человека, животных, растения?
Гипотеза: можно сделать счастливыми всех, если совершить только добрые поступки.
Задачи:
- Довести до сознания детей необходимость ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения, а так же положительное отношение ко всем людям.
- Расширять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Развивать творческое воображение, наблюдательность, умение видеть положительные качества в окружающих людях (сверстниках), стремление к творческой деятельности
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Ожидаемый результат:
Реализуя данный проект мы сможем:
- сформировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- дети научатся налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- бережно относятся к живой природе;
- постоянно пользоваться при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами;
- привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
Проект поможет создать условия для самореализации воспитанников, повысит социальную активность их семей, что в конечном счете позволит воспитать личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.
Ресурсное обеспечение выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические, словесные, настольные игры;
- подбор мультфильмов, презентаций по теме;
- выставка книг о животных.
Основные формы реализации проекта: беседы, экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, консультации.
Продолжительность: с 1 апреля 2025г. по 25 мая 2025г.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Изучение литературы по теме (методической, научно-популярной, художественной), интернет -ресурсов.
- С помощью наблюдений, бесед, опросов выявить уровень сформированности представлений о добре, дружбе, справедливости у детей.
- Составить план совместной деятельности с детьми и работы с родителями
- Ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта.
- Изготовление наглядного материала, подбор материала для игр.
2 этап – основной (практический)
- Реализация перспективного плана проектной деятельности.
3 этап -заключительный
- Оформление стенгазета «Полянка добрых дел»
- Презентация продуктов проекта родителям, педагогам и воспитанникам младших групп ДОУ.
Продукты проекта
- выставка рисунков и поделок «Наши добрые дела»
- презентация опыта реализации проекта для сотрудников ДОУ.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
1 | -Изучение литературы по теме (методической, научно-популярной, художественной), интернет -ресурсов. - Методика «Сюжетные картинки». Анализ полученных результатов. - Составить план реализации проекта. -Ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта. Анкетирование родителей «Воспитание чувств». -Изготовление наглядного материала, подбор материала для игр | 1-я неделя апреля | Ст.воспитатель Клишева Т.Х. Воспитатель Апшазанова О.Т. (Приложение № 1, 2) |
Основной этап | |||
2 | Беседы: - «Мои добрые поступки» -«Что такое доброта?» -«Спешите делать добро» - «Добрый человек не оставит в беде» - «Вежливые слова» - «Правда – неправда» | Еженедельно | Апшазанова О.Т. (Приложение № 3) |
3 | Заучивание пословиц и поговорок о доброте, дружбе. | В течение всего проекта | Апшазанова О.Т. (Приложение № 4) |
4 | Чтение литературы: -В.Осеева «Волшебное слово», - А. Барто «Вовка - добрая душа», - Л.Н.Толстой «Старик сажал яблони», - О.Дриз «Добрые слова», - Л.Толстой «Два товарища», - А.Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», - В.Кривошеев «Добрый день», - С.Маршак «Сказка о неизвестном герое», - В.Катаев «Цветик - семицветик» - р.н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Хаврошечка». | В течение всего проекта | Апшазанова О.Т. |
5 | Игровая деятельность Дидактические игры: - «Пирамида добрых дел», - «Что такое хорошо, что такое плохо?», - «Благородные поступки», - «Как я дома помогаю», - «Цветок добрых дел», - «Пожелания», - «Вежливый ручеек». Сюжетно-ролевые игры: -«Семья», -«Больница», - «День рождение» | В течение всего проекта | Апшазанова О.Т. (Приложение № 5) |
6 | Трудовая деятельность в группе и на участке детского сада | В течение всего проекта | Апшазанова О.Т. |
7 | Продуктивная деятельность: Рисование «Подарок другу»; Лепка «Солнце счастья»; Аппликация «Подари прохожему улыбку»; Конструирование из бумаги «Цветок добра». Изготовление плаката на тему «От сердца к сердцу»; Выставка рисунков "Доброта в твоем сердце". | В течение всего проекта | Апшазанова О.Т. |
8 | Просмотры: Мультипликационный фильм -«Цветик -семицветик»; -«Как ослик счастье искал»; - «Волк и семеро козлят»; познавательный фильм «Уроки доброты от тетушки совы». Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев; альбома «Наши эмоции». | В течение всего проекта | Апшазанова О.Т. |
9 | Театрализация сказки «Колобок», «Теремок» для детей младшей группы | Апрель | Апшазанова О.Т. |
10 | Мероприятия совместные с детьми, педагогами, родителями: Тематическое занятие «Дарите людям доброту». Досуги: «Путешествие в страну Добра» «Поделись улыбкой своей» Организация и проведение акций: - 1 апреля – День птиц -акция «Кормушка для птиц» - 22 апреля – День Земли – акция «Посади росток – оставь свой след в природе» ( посадка деревьев, кустарников и создание цветников) - 9 мая – День Победы – Акция «Георгиевская ленточка» - Патриотическая акция «Поздравь солдата СВО с праздником Днем Победы» (поздравительные письма и рисунки участникам СВО). - 15 мая – Международный день семьи – акция «Ты не один» (вручение поздравительных открыток своими руками - пенсионерам пожилого возраста) Фотоколлаж «Наши добрые дела дома и в детском саду» Выпуск газеты детьми и воспитателями ДОУ «Мы творим добро» | В течение всего проекта | Апшазанова О.Т. Клишева Т.Х. (Приложение №6) Инструктор по ФИЗО (Приложение №7) |
11 | Взаимодействие с родителями: Консультация «Протяни руку добра». Советы родителям Анкетирование родителей «Воспитание чувств» Помощь в организации посадки молодых деревьев. Активное участие в проводимых акциях. | Апрель | Апшазанова О.Т. Клишева Т.Х. (Приложение №8,9 ) |
Заключительный этап | |||
12 | - Создание презентации «Наши добрые дела» по итогам проекта. - Стенгазета «Полянка добрых дел» | Май | Апшазанова О.Т. Клишева Т.Х. |
Приложение 1
Методика «Сюжетные картинки»
Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Обработка результатов
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.
Приложение 2
Анкета «Воспитание чувств»
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.
1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств, как отзывчивость, доброта, сочувствие?
- да;
- нет;
- частично.
2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?
- да;
- нет;
- частично.
3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими?________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?
- да;
- нет;
- частично.
5. Привлекаете ли Вы ребенка к участию в будничных делах семьи?
- да;
- нет.
6. Может ли Ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?
- да;
- нет;
- не знаю.
7. Часто ли Вы беседуете со своим ребенком на тему «Добрых дел и поступков»?
- часто;
- иногда;
- никогда.
8. Какие добрые дела вы совершаете совместно с ребенком?_________________
______________________________________________________________________
Приложение 3
Картотека бесед
Тема: «Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Тема: «Что такое доброта?»
Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Тема: «Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Тема: «Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Тема: «Добрый человек не оставит в беде».
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Тема: «Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
Тема: «Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
Приложение 4
Пословицы о добре
Все любят добро, да не всех любит оно.
От добра до худа, один шаг.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добро на худо не меняют.
За добрым делом находишься, худое само навяжется.
Добро наживай, а худое избывай.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Добро творить - себя веселить.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Никакое худо до добра не доведёт.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
Доброта без разума пуста.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Доброму человеку, что день, то и праздник.
В добре жить хорошо.
Тьма свету не любит - злой доброго не терпит.
Древо познания добра и зла.
Доброму добро, а худому пополам ведро.
Всяк хлопочет, себе добра хочет.
Приложение 5
Картотека дидактических игр
«Копилка добрых дел»
Ход игры: Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребѐнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал. - Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу.
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Цели: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни. Демонстрационный материал: Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя. Примерные вопросы .Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д. Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.
«Цветок добрых дел»
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие - либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
«Как я дома помогаю»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
«Пожелания»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д. Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами. Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
-Как ты отблагодаришь человека за помощь?
-Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
-Что нужно говорить при встрече с человеком?
-Что нужно говорить всем, уходя домой?
-Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик?
-Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
-Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
Приложение 6
Конспект образовательной деятельности
«Дарите людям доброту»
Цель:
1. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей.
Задачи:
1. Формировать умение оценивать поступки окружающих.
2. Способствовать развитию образного мышления и творческого воображения дошкольников.
3. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
Игровое оснащение: игрушка Зайчиха, игрушка Сердце, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сладкие сердечки, лист ватмана с деревом, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру-приветствие «Солнце встало!»
Солнце встало - Хватит спать,
Хватить спать, Пора вставать!
С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.
- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!
- Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое добро, тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.
Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»
- Каждый из вас сейчас повернет голову к рядом стоящему ребенку, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»
Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку - Зайчиху Лапочку.
Зайчиха: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!
Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.
Зайчиха: Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
Зайчиха: Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее!
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Зайчиха: Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.
В группу вносят сундук.
Зайчиха: Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там!
Открывает сундук, достает письмо, воспитатель читает.
- Здравствуйте, дети. Я - Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.
Воспитатель вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами.
Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает…
- Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово.
Словесная игра «Угадай слово».
Цель: упражнять в отгадывании загадок.
Воспитатель: вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово!
1. По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
2. Круглый, яркий и тугой
Есть и голос - бас густой,
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке. (Барабан).
3. Что за странная избушка
Появилась над опушкой?
Низко над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и дверь,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
4. В нем живет моя семья -
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
Назови меня скорей - Я рабочий … (Муравей).
5. Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке - гребешок.
Кто же это? (Петушок).
6. Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор).
7. В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заюлит и завертится,
Затанцует, запоёт.
Кто игрушку назовет? (Юла).
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Доброта).
Зайчиха: Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово - Доброта. В лесу это слово всем пригодится. Как вы думаете, для чего нужно это слово лесным жителям?
Словесная игра «Наоборот».
Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
Воспитатель: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)
- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.
Зайчиха: Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.
Достает из сундучка ещё одно задание.
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.
Воспитатель достает из конверта карточки дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.
Зайчиха: Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!
Воспитатель: Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку)
Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное! Помогите ему стать нарядным и веселым!
Игра «Чудо - дерево».
Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.
Воспитатель: Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.
Зайчиха: Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.
Зайчиха достает из сундучка последний конверт. В нем – сладкие сердечки.
- Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки! (раздает сладкие сердечки ребятам).
- Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. Спасибо вам за доброту!!! До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Зайчихой.
Приложение 8
Консультация для родителей
«Протяни руку добра».
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни.
По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»
Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».
Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.
Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.
Говорите о сложном просто.
Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.
Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.
Как поощрять или наказывать ребенка
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).
Наказывая, подумай!? Зачем?!
Семь правил о наказании:
Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
Наказывайте, но не унижайте.
Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
Приложение 8
Советы родителям в воспитании детей
Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
Поиграйте с детьми дома:
- "Копилка добрых дел". Вырезать из бумаги кружочки или сердечки и положить в копилку столько сердечек, сколько добрых дел сделал ребенок.
- "Выбрасываем злость". Дать ребенку черные тучки или кляксы, предложить сложить их в мешочек. При этом побуждать ребенка вспомнить какие плохие поступки были сегодня сделаны. Договариваетесь с ребенком, что в этом мешке все обиды, злость и идете выбрасывать ее.
Разучите пословицы:
- Добрые дела целыми веками живут.
- Доброе дело веками помнится.
- Доброму везде добро.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Добро помни, а зло забывай.
Посмотрите мультфильмы:
«Дружба»,
«Просто так»,
«Хитрый лягушонок»,
«Настоящая дружба».
Прочитать детям сказки о дружбе:
«Под грибом» В. Сутеева,
«Самый большой друг» С. Прокофьевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши добрые дела" (вторая младшая группа)
В рамках актуальности данной темы хочется привести слова Василия Александровича Сухомлинского – если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло ...

Проект "Наши добрые дела" в средней группе.
Проект социально-личностного развития детей "Наши добрые дела" средняя группа...

Проект «Наши добрые дела» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет.
Цель проекта: создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Наши добрые дела», духовно-нравственное восп...

Итоговое занятие к проекту «Наши добрые дела» для детей подготовительной группы с 6 до 7 лет.
Цель НОД: расширять представления о нравственных качествах людей, оценивать свои поступки и поступки других людей с позиции общепринятых правил и норм....

Паспорт социально-значимого педагогического проекта "Наши добрые дела"
Данный проект способствует формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях детского коллектива, а также развитию коммуникативны...

Проект «Наши добрые дела» для детей старшего дошкольного возраста
Создание условия для формирования эмоционального отношения к действительности, достижения положительных результатов в работе с детьми и родителями по воспитанию важного качества в человеке – доб...
Отчѐт по реализации социально-значимого проекта «Наши добрые дела» с детьми старшей группы
Отчѐт по реализации социально-значимого проекта «Наши добрые дела» с детьми старшей группы...
