Консультация для родителей "Отклонения в речевом развитии ребенка 6-7 лет. Методы развития."
консультация (подготовительная группа)

Филимонова Ксения Константиновна

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему. Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod_narushenniya_rechi.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Отклонения в речевом развитии ребёнка 6–7 лет.

Методы развития."

Отклонения в речевом развитии ребёнка 6 – 7 лет.

Вас должны насторожить следующие показатели: 

1.  Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).

2.  Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.

3.  Трудности различения звуков или их смешение.

4.  Грубые аграмматизмы в речи.

5.  Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.

6.  Не проговаривание окончаний в словах.

7.  Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.

8.  Частая расстановка неправильного ударения.

 

Методы развития.

Для того чтобы ребенок  правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1.  Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.

2.   Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.

3. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.

4.  Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).

5.  Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.

6.  Облекайте занятия в игровую форму.

7. Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

8.   Развивайте фонематический слух ребёнка.

9. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

10.  Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

 

Дыхательная гимнастика

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру. 

Вот некоторые упражнения для развития дыхания:

1.    «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.

2.   «Летят гуси». Ходим по комнате имитируя полет гуся. Поднимая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».

3.   «Шарик». Сделать около 5 вдохов подряд под счет от 1 до 5, и также выдыхать.

4.   «Трубач». Подражаем трубачу. Сначала набираем полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхаем.

Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.

Дыхательную гимнастику лучше выполнять перед артикуляционной гимнастикой.

     

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1.   «Чистим зубки» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

2.    «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз. 

3.   «Очень вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 5 -10 раз.

4.  «Маляр» - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5.  «Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

6.  «Грибок» - приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 сек. (уздечка языка - это «ножка грибка», сам язык - его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

7.  «Гармошка» - сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

8.   «Барабанщик» - улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: Д-Д-Д… Следить за тем, чтобы язык поднимался к нёбу сам (без нижней челюсти), рот должен быть постоянно открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык с силой упирается в нёбо.  

 

Речевые игры.

 

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

 

 «Я знаю 5…»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.

 

«Правда или ложь»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.

Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.

 

«Скажи по-другому»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.  Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает  слова-предметы:

бежит – мальчик, время, зайка и т.д.

 

«Подбери словечко»

Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.

Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).

 

«Кто длиннее?»

Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.

Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство Оригами как метод развития ребенка

Человечество веками создавало и шлифовало свои навыки и умения. Из правил и приемов работы со словом родилась культура речи, из движений - культура танца. Много веков тому назад в Японии начала ...

Искусство оригами как метод развития ребенка

Искусство оригами как метод развития ребенкаЧеловечество веками создавало и шлифовало свои навыки и умения. Из правил и приемов работы со словом родилась культура речи, из движений - культура танца. М...

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

Методическая разработка на тему:"Рисование как метод развития ребенка старшего дошкольного возраста"

Занятия рисованием - это прекрасная основа для развития одухотворенной и творческой личности. Рисование является доступным, едва ли не самым интересным видом деятельности детей и заключает в себе боль...

Портфолио-раскраска-метод развития ребенка

Метод развития мелкой моторики, целеполагания, речи у ребенка с ОВЗ...

Загадка-простой, занимательный и совершенно доступный всем метод развития ребенка. Авторская разработка "Мобильные загадки"

Все знают, насколько интересно отгадывать загадки. Любовь к загадкам прививается всем нам с детства. В первый раз ребенок знакомится с загадками в детском саду или дома. Воспитатели детского сада част...

Консультация для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

Консультация для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»...