ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы с детьми и родителями по сенсорному развитию
консультация

При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

Детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы с детьми и родителями по сенсорному развитию

Подготовила:

Колидова В.С.

Воспитатель младшей

группы «Звездочки»

Барабинск, 2025


При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процессе.

Цель:

Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего дошкольного возраста.

Развитие собственного познавательного опыта.

Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО, создание образовательной среды для познавательного, речевого развития детей, обогащение их сенсорного опыта.

Задачи:

• Сформировать у детей раннего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).

• Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

• Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Планируемые результаты:

• выполняет дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек).

• сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам);

• обобщение (по выделенным признакам).

• собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую. С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки;

• подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого -- из 3 деталей

• подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной).

• с помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".

• самостоятельно собирает пирамидку из 2--3 колец контрастных размеров. С помощью взрослого -- из 4-5 колец разной величины.

• выполняет "поручения" взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).

• выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики), форму и цвет (красные шарики и кубик). При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.

• в игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, желтый, синий и зеленый), выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми.

• с помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой, маленький".

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.


Месяц

Тема

Цель

Оборудование

Работа с родителями

Сентябрь

1

Знакомство детей с уголком сенсорики.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки и игры с уголка сенсорики.

2

Игра с шариками «Топают ножки по цветной дорожке»

Учить узнавать и называть красный и синий цвета.

Шарики красного и синего цвета

Рекомендовать родителям закрепить с детьми знание синего и красного цветов по средством игры

3

«Подбери листочки»

Сравнивать два предмета по величине.

Учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой).

Листочки красного цвета разного размера

Предложить родителям закрепить с детьми сравнение предметов по величине

4

«Занимательные коробки»

Учить узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий цвета. Закреплять знание круглой формы.

Коробочки, кружки зеленого, синего, красного цветов.

Предложить родителям закрепить с детьми знание синего, красного, синего , зеленого цвета, форму- круг.

5

«Воздушные шары»

Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знание зеленого, синего. Красного цветов.

Дидактическая игра «Воздушные шары»

 Предложить родителям закрепить с детьми знание синего, красного, зеленого, желтого цветов.

Октябрь

1

«Ёжики поссорились»

 Продолжать учить, узнавать и называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета. Учить определять размер и качество предметов: большой – маленький; мягкий – твёрдый.

Силуэты ежиков красного, синего, зеленого, желтого цветов разного размера.

Предложить родителям закрепить с детьми знание синего, красного, зеленого, желтого цветов, определение размера предмета: большой- маленький.

2

«Что ты пробовал? (покажи, скажи) »

Развивать вкусовые ощущения.

Кусочки яблока, апельсина, груши, помидора, картофеля.

3

«Лесные детишки»

Закреплять понятия «большой – маленький»

Силуэты лесных животных.

Предложить родителям закрепить с детьми понятия размера « большой - маленький»

4

«Подбери чашку к блюдцу»

Учить детей определять и называть цвета

Блюдца и чашки зеленого, желтого, красного цветов.

Предложить родителям закрепить с детьми основные цвета.

Ноябрь

1

 «Угости маленького и большого зайца морковкой»

Учить детей группировать и соотносить однородные предметы по цвету.

Большие и маленькие зайцы, морковки разных размеров.

Предложить родителям закрепить с детьми понятия размера « большой - маленький»

2

«Собери пирамидку»

Учить собирать пирамидку по образцу (цвет, по желанию).

Пирамидки

Предложить родителям закрепить с детьми основные цвета.

3

«Залатай одеяло»

Знакомить детей с геометрическими формами круг и квадрат

Картонные листы бумаги, вырезанные из них  квадрат, круг.

Предложить родителям закрепить с детьми знание геометрических форм: квадрат и круг

4

«Подбери ключ к замочку»

Учить детей различать геометрические формы  квадрат, круг. Знакомить с формой- треугольник.

Замочки, геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.

Предложить родителям закрепить с детьми знание геометрических форм: квадрат и круг, треугольник.

Декабрь

1

«Веселые гномики»

Продолжать учить детей различать цвета правильно соотносить с цветными шариками. Познакомить детей с белым цветом.

Цветные гномики, цветные шарики.

Предложить родителям закрепить с детьми знание красного, синего, зеленого, белого, желтого цветов.

2

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук, закреплять основные цвета.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

Предложить родителям развивать мелкую моторику рук по средствам подручных предметов: прищепки, бигуди, губки.

3

«Большой и маленький»

Продолжать учить детей соотносить однородные предметы по величине.

Лисички, медведь и яблоки разных размеров.

Предложить родителям закрепить с детьми понятия размера « большой -маленький»

4

«Маленькие и большие ножки идут по дорожке»

 Учить понимать слова «длинная, короткая».

Учить правильно соотносить слова с размером предмета.

Дорожки разной длины

Предложить родителям закрепить с детьми понятия размера «длинный -короткий»

Январь

1

«Укрась коврик геометрическими фигурами»

Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры. Познакомить детей с прямоугольником.

Коврик из цветного картона, геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Предложить родителям закрепить с детьми знание геометрических форм: квадрат и круг, треугольник.

2

«Раскрась чашки таким же цветом, как и блюдца»

Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, белый, желтый).

Цветные блюдца вмести с белыми чашками, цветные карандаши.

Предложить родителям закрепить с детьми знание красного, синего, зеленого, белого, желтого цветов.

3

«Нарядные бусы»

 Учить чередовать цвету, форме

Дидактическая игра «Бусы»

 Предложить родителям закрепить с детьми знание красного, синего, зеленого, белого, желтого цветов, формы: треугольник, квадрат, треугольник

Февраль

1

«Помоги мишке разложить мячи по коробкам»

Продолжать учить детей соотносить однородные предметы по величине.

Мячи больших размеров и маленьких, большая и маленькая коробка, игрушка медведь.

Предложить родителям закрепить с детьми понятия размера « большой -маленький»

2

«Сортировка»

Учить детей группировать геометрические фигуры по коробкам. Развивать внимание.

Геометрические фигуры основных цветов, коробочки.

Предложить родителям закрепить с детьми знание геометрических форм: квадрат и круг, треугольник.

3

«Найди игрушку »

Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий»

Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий»

Предложить родителям тренировать ребенка ориентироваться в пространстве, использую признак « высокий- низкий»

4

«Мостик через реку»

Закреплять понятия « короткий- длинный»

Мостики короткие и длинные, силуэт реки

Предложить родителям закрепить с детьми понятия размера «длинный -короткий»

Март

1

«Что лежит в мешочке?»

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

2

«Помоги ежику собрать фрукты»

Развивать глазомер, продолжать учить умение различать цвета. Познакомить с оранжевым цветом.

Яблоки: желтого, красного, зеленого, оранжевого цвета, корзинки таких цветов.

Предложить родителям закрепить с детьми знание красного, синего, зеленого, белого, желтого, оранжевого цветов.

3

 «Что звучит? »

Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.

Музыкальные инструменты

Предложить родителям развивать слух ребенка с помощью музыкальных игр

4

Окраска воды

Формировать представление детей о разных цветах.

Баночки с водой, краски (желтая, синяя, красная, зеленая, белая, оранжевая).

Предложить родителям закрепить с детьми знание красного, синего, зеленого, белого, желтого, оранжевого цветов.

апрель

1

«Тонет, не тонет»

Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.

Резиновые игрушки, камушки

Предложить родителям закрепить понимание ребенком свойств предмета «тонет, не тонет»

2

«Разложи от большого до маленького».

Развивать зрительное внимание, упражнять в умении сравнивать предметы, по величине раскладывая от самого маленького до самого большого.

Кубики, мячики, пирамидки.

Предложить родителям закрепить с детьми понятия размера « большой -маленький», предлагая разложить ребенку предметы от маленького к большому.

3

«Собери картинку»

Учить складывать картинки из двух половинок.

Картинка из 2- половинок

Предложить родителям тренировать ребенка в сложении целой картинки из частей

4

«Что за предмет?»

Учить называть предмет и его описывать.

Мячик, кубик разных размеров и цвета

Предложить родителям тренировать ребенка в описании несложного предмета, по известным ему признакам : цвет, форма, размер

Май

1

«Угадай игрушку»

Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Любая игрушка

2

«Что звучит? » (повторение)

Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.

Музыкальные инструменты

3

«Нарядные бусы»  (повторение)

Учить чередовать предметы по величине, цвету, форме

Дидактическая игра «Бусы»

4

Динамика усвоения знаний.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки и игры с уголка сенсорики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию  через дидактические  игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию на 2013-2014 учебный год.

Описание игр, наблюдений, упражнений и т.д., которые запланированы мною на год по сенсорному воспитанию....

Перспективный план Работы с детьми и родителями по развитию мелкой моторики в младшей группе. На 2020-2021 год.

Перспективный план Работы с детьми и родителями по развитию мелкой моторики  в младшей группе. На 2020-2021 год....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы с детьми и родителями по сенсорному развитию

При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане ...

Перспективный план работы с детьми 1 мл.группы"Сенсорное развитие детей через дидактические игры на 2019-2020 уч.год"

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Це...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....