Сундучок семейных ценностей
проект (подготовительная группа)
проект по нравственно-духовному развитию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
«Сундучок семейных ценностей»
Воспитатель:
Шестакова Г.Н
Основная часть проекта.
Актуальность.
Что такое семейные ценности?
Семейные ценности – это фундамент, на котором строится семья, и зарождаются традиции, которые определяют наше отношение к жизни. Даже за пределами дома каждый человек будет поступать согласно установленными в его сердце ценностями. К сожалению, они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Но, ведь именно уклад жизни родителей оказывает сильное влияние на будущую жизнь ребёнка. Поэтому важно каждому родителю осознать ответственность перед своими детьми, создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной личности.
Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента влюбленные люди не смогут достичь и основы единства в браке, поэтому семья без установленных принципов просто не может существовать. Семейные ценности позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даже серьезные проблемы не смогут разрушить крепких и теплых взаимоотношений. Семья дает человеку истинное состояние благополучия, умиротворения и спокойствия.
Результаты анкетирования родителей определили проблемное поле: родители недооценивают значимость семейных традиций, многие просто не могут сориентироваться в семейных ценностях своей семьи. К сожалению, взрослые мало говорят со своими детьми, наблюдается распад преемственности поколений, А, ведь именно родители являются главными координаторами в формировании культурно – ценностных ориентаций детей.
Большинство ребят имеют элементарные представления о своей семье, знают, чем занимаются родители, но рассказать о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах, дети не могут. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Представления детей о семье нечеткие и неясные.
Именно поэтому возникла необходимость организации совместной с родителями духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, которые закладывает семейная микросреда и образ жизни семьи в целом. Именно семья, в тандеме с детским садом, образуют межкультурное пространство, в котором дети приобретают опыт социального взаимодействия, который играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного позиции ребёнка в социуме.
Цель проекта пропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье.
Задачи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение к семье, старшему поколению;
- интерес к семейным традициям, чувство патриотизма;
- воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им посильную помощь;
- формировать умение общаться на основе сотрудничества.
Образовательные:
- обобщить знания детей о семье, близких и дальних родственниках, их взаимоотношениях;
- систематизировать представления детей о семейных ценностях;
- сформировать представления о генеалогическом древе семьи, гербе семьи;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей;
- активно включать в познавательно-поисковую деятельность;
- развивать чувства семейного сплочения.
Теоретическая значимость: разработка содержания проекта: использование новых форм, методов и подходов, по приобщению детей к семейным традициям. Оно предусматривает поэтапную организацию участия педагогов, детей и родителей в проектной деятельности по изучению истории семьи и рода способствующее формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания.
- Укрепление связи детского сада и семьи, посредством организации совместной исследовательской деятельности.
- Пополнение методической базы по духовно- нравственному воспитанию.
- Пропаганда возрождения и сохранения семейных ценностей в семьях воспитанников.
- Формирование у детей интереса к своей семье, семейным ценностям и традициям.
- Создание в группе тематического уголка «Сундучок семейных ценностей».
Методы работы.
Информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.
Тип проекта: информационный.
Вид проекта: исследовательски – творческий.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители.
Ожидаемые результаты. Дети.
- Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним;
- Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
- проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
- Проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;
- Умеет слушать и уважать мнения других людей;
- Задает вопросы взрослым;
- Проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
Ожидаемые результаты. Родители.
- - Родители – активные участники в пополнении предметно-развивающей среды;
- - Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ в вопросах духовно- нравственного воспитания;
- - Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
- - Продуктивное сотворчество педагогов – родителей - детей.
План-график мероприятий
I этап Предварительный | ||||
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход продукта |
1.ООД (вводное) «Моя семья» Занятия по окр.миру О.В. Дыбина 2. Индивидуальные беседы. | Уточнить знания детей о семье, членах семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | 1 неделя октября | Воспитатель | Анализ знаний детей о семье и семейных ценностях. |
Анкетирование родителей | Выявление семейных традиций, ценностей, помощь родителям в осознании значимости семьи в жизни человека. | Воспитатель | Анализ анкетирования родителей. | |
Изучение литературы | Обогащение педагогического опыта | Воспитатель | Список используемой литературы | |
Подготовка материала | Организация работы по теме. | Воспитатель | Конспекты планируемых мероприятий | |
II этап Основной | ||||
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход продукта |
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» | Акцентирование внимания родителей на роли семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей. | 2 неделя | Воспитатель | Консультация для родителей |
Беседа с детьми: «Дерево держится корнями, а человек семьёй» Шорыгина Т.А.: Моя семья | Воспитание патриотических чувств у детей, посредством расширения представлений об истории становления семьи и семейных отношений. | 3 неделя | Воспитатель, родители | Презентация «Семья и семейные ценности» |
Рисование «Моя семья» | Создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. | Воспитатель, дети | Выставка рисунков | |
«Основные ценности семьи» | Формирование у родителей представлений о семейных ценностях, отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. | Воспитатель | Буклет для родителей | |
«Как формировать семейные ценности» | Формирование ценностного отношения к семье в вопросах воспитания и развития ребёнка – дошкольника. | 4 неделя | воспитатель | Памятка для родителей |
Беседа «Наш дом» Шорыгина Т.А.: Моя семья: Методическое пособие. | Воспитание любви, чувства привязанности к родному дому, поселку; уважения к людям, проживающим рядом. | Воспитатель, родители, дети. | Фотовыставка «Мой дом – моя крепость» | |
Беседа: «У кого есть дед, тот не ведает бед» Шорыгина Т.А.: Моя семья: | Знакомство с традицией празднования Дня пожилого человека. Формирование чувства уважения и милосердия к пожилым людям. | 1 неделя ноября | Воспитатель, родители, дети | Фотовыставка «Дед и я – лучшие друзья» |
Беседа «Бабушка – душа семьи» Шорыгина Т.А.: Моя семья: | Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения. | Воспитатель, родители, дети. | Фотовыставка «Нет вкусней оладушек, чем у наших бабушек» | |
Творческая деятельность «Букет заботы детских рук» | Создание эмоционально-положительного настроя и желания выполнить поделку для своих близких. | Воспитатель, дети | Открытки ко Дню пожилого человека | |
Беседа с детьми «Род и родословная. Генеалогическое древо» | Формирование представлений о семье и родственных отношениях. | 2 неделя | Воспитатель, родители | Конспект |
Творческое домашнее задание «Генеалогическое древо моей семьи» | Создание простейшего генеалогического древа, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. | Воспитатель, родители, дети | Выставка рисунков | |
«Как создать герб семьи» | Содействие возрождению традиций семейного воспитания. | 3 неделя | Воспитатель | Памятка для родителей |
Творческое домашнее задание «Герб Семьи» | Расширение представлений детей о семье и её истории. Развитие творческих навыков ручного труда и изобразительной деятельности, чувства сопричастности к своей семье. | Воспитатель, родители, дети | Выставка рисунков «Герб моей семьи» | |
III этап Заключительный | ||||
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход продукта |
Квест – игра «Сундук семейных сокровищ» Рефлексия | 4 неделя | Воспитатель | Конспект | |
Возможные пути решения вышеизложенных проблем:
- Все события проекта должны быть эмоциональными, интересными, познавательными, чтобы избежать безразличия участников проекта;
- Особо важные задания и поручения должны быть продублированы;
- Профилактические мероприятия вирусных и простудных заболеваний;
- Максимально задействовать в работу различные мобильные приложения и социальные сети.
Диагностика.
С целью изучения сформированнности представлений о семейных ценностях в семьях воспитанников в рамках проекта использовались диагностические методики:
- Анкета «Традиционные семейные ценности» (устный опрос), с целью определения уровня знаний старшими дошкольниками духовно-нравственных понятий традиционных семейных ценностей.
- Анкета для родителей «Семейные традиции» (письменный опрос), с целью выявления семейных традиций, ценностей. Оказание помощи родителям в осознании значимости семьи в жизни человека.
- Методика «Ситуации» (равноправный диалог), с целью диагностирования умения следовать в своем поведении традиционным семейным ценностям.
- Методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение» (интервью), с целью выявления у дошкольников эмоционального отношения к нравственным нормам поведения в семье.
Результаты вводной диагностики, показали, что у детей есть слабые представления о семейных ценностях, большая часть имеет средний уровень сформированной данных представлений и использует семейные ценности в своем поведении. Однако есть часть детей, у которых данные представления о семейных ценностях сформированы недостаточно, что актуализирует проведение дополнительной педагогической работы по формированию представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредствами проектной деятельности.
Вывод.
Формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности составляет педагогическую проблему, решение которой предусматривает: учет особенностей воспитания традиционных семейных ценностей в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста; организацию взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания традиционных семейных ценностей у детей дошкольного возраста; обеспечение преемственности и комплексности воспитательного процесса.
По результатам контрольной диагностики уровня сформированности представлений о семейных ценностях мы пришли к следующим выводам:
- Разработка и апробация комплекса мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье способствовала формированию представлений о семейных ценностях и традициях и бережном отношении к ним.
- Дети стали проявлять эмоционально-ценностное отношение к семье, прошлому и будущему.
- Проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
- Проявляют любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
- Родители стали активными участниками в воспитательно – образовательном процессе в вопросах духовно- нравственного воспитания детей.
- Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
После подведения итогов результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Следовательно, проведенная педагогическая работа оказалась эффективной, а разработанный комплекс мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье посредствам проектной деятельности может быть использован в работе педагогов ДОУ.
Список используемой литературы:
1.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021
3. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016
Интернет- ресурсы:
4. https://multi-mama.ru/zagadki-pro-semyu/
5. https://blog.dohcolonoc.ru/avtory/lena-kaplina-57-mail-ru.html
6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/beseda_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_chto_takoe_rodoslovnoe_drevo
7.https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/17/rol_semi_v_vospitanii_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx
8. https://multiurok.ru/files/pamiatka-dlia-roditelei-formirovanie-semeinykh-tse.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия семейного клуба «Уроки общения» по теме: «Сундучок семейных ценностей»
Цель: способствовать активному сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников и их психолого-педагогическому просвещению. Задачи: 1.Формировать потребность в психолого-педагогич...

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»
Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»...

«Куклы из бабушкиного сундучка». Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством изготовления тканевых народных кукол»
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношени...

Творческая гостиная "Сундучок семейных ценностей"
Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям. Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала благоприятного семейного микроклимата....

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР: «Сундучок семейных ценностей»
Данный проект направлен на возраждение семейных традиций, семейных игр, которые будут передаваться из поколения в поколение....

