Сундучок семейных ценностей
проект (подготовительная группа)

Шестакова Галина Николаевна

проект по нравственно-духовному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_semeynyh_tsennostey.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

«Сундучок семейных ценностей»

                                                                                 Воспитатель:

                                                                                   Шестакова Г.Н

Основная часть проекта.

Актуальность.

Что такое семейные ценности?

Семейные ценности – это фундамент, на котором строится семья, и зарождаются традиции, которые определяют наше отношение к жизни. Даже за пределами дома каждый человек будет поступать согласно установленными в его сердце ценностями. К сожалению, они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Но, ведь именно уклад жизни родителей оказывает сильное влияние на будущую жизнь ребёнка. Поэтому важно каждому родителю осознать ответственность перед своими детьми, создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной личности.

Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента влюбленные люди не смогут достичь и основы единства в браке, поэтому семья без установленных принципов просто не может существовать. Семейные ценности позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даже серьезные проблемы не смогут разрушить крепких и теплых взаимоотношений. Семья дает человеку истинное состояние благополучия, умиротворения и спокойствия.

Результаты анкетирования родителей определили проблемное поле: родители недооценивают значимость семейных традиций, многие просто не могут сориентироваться в семейных ценностях своей семьи. К сожалению, взрослые мало говорят со своими детьми, наблюдается распад преемственности поколений, А, ведь именно родители являются главными координаторами в формировании культурно – ценностных ориентаций детей.

Большинство ребят имеют элементарные представления о своей семье, знают, чем занимаются родители, но рассказать о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах, дети не могут. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Представления детей о семье нечеткие и неясные.  

 Именно поэтому возникла необходимость организации совместной с родителями духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, которые закладывает семейная микросреда и образ жизни семьи в целом.  Именно семья, в тандеме с детским садом, образуют межкультурное пространство,  в котором дети  приобретают опыт социального  взаимодействия, который играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного позиции ребёнка в социуме.

Цель проекта  пропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье.

Задачи.

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей уважительное отношение к семье, старшему поколению;  
  • интерес к семейным традициям, чувство патриотизма;
  • воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им посильную помощь;  
  • формировать умение общаться на основе сотрудничества.

Образовательные:

  • обобщить знания детей о семье, близких и дальних родственниках, их взаимоотношениях;
  • систематизировать представления детей о семейных ценностях;
  • сформировать представления о генеалогическом древе семьи, гербе семьи;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.

Развивающие: 

  • развивать познавательные способности детей;
  • активно включать в познавательно-поисковую деятельность;
  • развивать чувства семейного сплочения.

Теоретическая значимость: разработка содержания проекта: использование новых форм, методов и подходов, по приобщению детей к семейным традициям. Оно предусматривает поэтапную организацию участия педагогов, детей и родителей в проектной деятельности по изучению истории семьи и рода способствующее формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания.

- Укрепление связи детского сада и семьи, посредством организации совместной исследовательской деятельности.
- Пополнение методической базы по духовно- нравственному воспитанию.
- Пропаганда  возрождения и сохранения семейных ценностей в семьях воспитанников.
- Формирование у детей интереса к своей семье, семейным ценностям и традициям.

- Создание в группе тематического уголка «Сундучок семейных ценностей».

Методы работы.

Информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Тип проекта: информационный.        

Вид проекта: исследовательски – творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители.

Ожидаемые результаты. Дети.

  • Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним;
  • Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
  • проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
  • Проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  •  познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их   осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;
  • Умеет слушать и уважать мнения других людей;
  • Задает вопросы взрослым;
  • Проявляет любознательность   и   интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.

Ожидаемые результаты. Родители.

  • - Родители – активные участники в пополнении предметно-развивающей среды;
  • - Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ в вопросах духовно- нравственного воспитания;
  • - Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
  • - Продуктивное сотворчество педагогов – родителей - детей.

План-график мероприятий

I этап

Предварительный

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход продукта

1.ООД (вводное) «Моя семья» Занятия по окр.миру О.В. Дыбина

2. Индивидуальные беседы.

Уточнить знания детей о семье, членах семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

1 неделя октября

Воспитатель

Анализ знаний детей о семье и семейных ценностях.

Анкетирование родителей

Выявление семейных традиций, ценностей, помощь родителям в осознании значимости семьи в жизни человека.

Воспитатель

Анализ анкетирования родителей.

Изучение литературы

Обогащение педагогического опыта

Воспитатель

Список используемой литературы

Подготовка материала

Организация работы по теме.

Воспитатель

Конспекты планируемых мероприятий

II этап

Основной

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход продукта

 «Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников»

Акцентирование внимания родителей на роли семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей.

2 неделя

Воспитатель

Консультация для родителей

Беседа с детьми: «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Шорыгина Т.А.: Моя семья

Воспитание патриотических чувств у детей, посредством расширения представлений об истории становления семьи и семейных отношений.

3 неделя

Воспитатель, родители

Презентация «Семья и семейные ценности»

Рисование «Моя семья»

Создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.

Воспитатель, дети

Выставка рисунков

 «Основные ценности семьи»

Формирование у родителей представлений о семейных ценностях, отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

Воспитатель

Буклет для родителей

 «Как формировать

семейные

ценности»

Формирование ценностного отношения к семье в вопросах воспитания и развития ребёнка – дошкольника.

4 неделя

воспитатель

Памятка для родителей

Беседа «Наш дом»

Шорыгина Т.А.: Моя семья: Методическое пособие.

Воспитание любви, чувства привязанности к родному дому, поселку; уважения к людям, проживающим рядом.

Воспитатель, родители, дети.

Фотовыставка «Мой дом – моя крепость»

 Беседа: «У кого есть дед, тот не ведает бед»

Шорыгина Т.А.: Моя семья:

Знакомство с традицией празднования Дня пожилого человека.

Формирование чувства уважения и милосердия к пожилым людям.

1 неделя ноября

Воспитатель, родители, дети

Фотовыставка

«Дед и я – лучшие друзья»

Беседа «Бабушка – душа семьи»

Шорыгина Т.А.: Моя семья:

Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.

Воспитатель, родители, дети.

Фотовыставка «Нет вкусней оладушек, чем у наших бабушек»

Творческая деятельность «Букет заботы детских рук»

Создание эмоционально-положительного настроя и желания выполнить поделку для своих близких.

Воспитатель, дети

Открытки ко Дню пожилого человека

Беседа с детьми «Род и родословная. Генеалогическое древо»

Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

2 неделя

Воспитатель, родители

Конспект

Творческое домашнее задание «Генеалогическое древо моей семьи»

Создание простейшего генеалогического древа, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.

Воспитатель, родители, дети

Выставка рисунков

 «Как создать герб семьи»

Содействие возрождению традиций семейного воспитания.

3 неделя

Воспитатель

Памятка для родителей

Творческое домашнее задание «Герб Семьи»

Расширение представлений детей о семье и её истории. Развитие творческих навыков ручного труда и изобразительной деятельности, чувства сопричастности к своей семье.

Воспитатель, родители, дети

Выставка рисунков «Герб моей семьи»

III этап

Заключительный

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход продукта

Квест – игра «Сундук семейных сокровищ»

Рефлексия

4 неделя

Воспитатель

Конспект

Возможные пути решения вышеизложенных проблем:

  • Все события проекта должны быть эмоциональными, интересными, познавательными, чтобы избежать безразличия участников проекта;
  • Особо важные задания и поручения должны быть продублированы;
  • Профилактические мероприятия вирусных и простудных заболеваний;
  • Максимально задействовать в работу различные мобильные приложения и социальные сети.

Диагностика. 

С целью изучения сформированнности представлений о семейных ценностях в семьях воспитанников в рамках проекта использовались диагностические методики:

  • Анкета «Традиционные семейные ценности» (устный опрос), с целью определения уровня знаний старшими дошкольниками духовно-нравственных понятий традиционных семейных ценностей.
  • Анкета для родителей «Семейные традиции» (письменный опрос), с целью выявления семейных традиций, ценностей. Оказание помощи родителям в осознании значимости семьи в жизни человека.
  • Методика «Ситуации» (равноправный диалог), с целью диагностирования умения следовать в своем поведении традиционным семейным ценностям.
  • Методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение» (интервью), с целью выявления у дошкольников эмоционального отношения к нравственным нормам поведения в семье.

Результаты вводной диагностики, показали, что у детей есть слабые представления о семейных ценностях, большая часть имеет средний уровень сформированной данных представлений и использует семейные ценности в своем поведении. Однако есть часть детей, у которых данные представления о семейных ценностях сформированы недостаточно, что актуализирует проведение дополнительной педагогической работы по формированию представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредствами проектной деятельности.

Вывод.

Формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности составляет педагогическую проблему, решение которой предусматривает: учет особенностей воспитания традиционных семейных ценностей в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста; организацию взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания традиционных семейных ценностей у детей дошкольного возраста; обеспечение преемственности и комплексности воспитательного процесса.

По результатам контрольной диагностики уровня сформированности представлений о семейных ценностях мы пришли к следующим выводам:

  • Разработка и апробация комплекса мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье способствовала формированию представлений о семейных ценностях и традициях и бережном отношении к ним.
  • Дети стали проявлять эмоционально-ценностное отношение к семье, прошлому и будущему.
  • Проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
  • Проявляют любознательность   и   интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
  • Родители стали активными участниками в воспитательно – образовательном процессе в вопросах духовно- нравственного воспитания детей.
  • Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;

После подведения итогов результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Следовательно, проведенная педагогическая работа оказалась эффективной, а разработанный комплекс мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье посредствам проектной деятельности может быть использован в работе педагогов ДОУ.

Список используемой литературы:

1.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021

3.  Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016

 Интернет- ресурсы:

4. https://multi-mama.ru/zagadki-pro-semyu/
5.
https://blog.dohcolonoc.ru/avtory/lena-kaplina-57-mail-ru.html

6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/beseda_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_chto_takoe_rodoslovnoe_drevo

7.https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/17/rol_semi_v_vospitanii_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx

8. https://multiurok.ru/files/pamiatka-dlia-roditelei-formirovanie-semeinykh-tse.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия семейного клуба «Уроки общения» по теме: «Сундучок семейных ценностей»

Цель: способствовать активному сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников и их психолого-педагогическому  просвещению.  Задачи: 1.Формировать потребность в психолого-педагогич...

Сундучок семейных ценностей

Внеурочное занятие с родителями...

Проект "Сундучок семейных ценностей"

Пропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье....

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности  «Сундучок семейных ценностей»...

«Куклы из бабушкиного сундучка». Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством изготовления тканевых народных кукол»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношени...

Творческая гостиная "Сундучок семейных ценностей"

Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям. Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала  благоприятного семейного микроклимата....

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР: «Сундучок семейных ценностей»

Данный проект направлен на возраждение семейных традиций, семейных игр, которые будут передаваться из поколения в поколение....