Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР: «Сундучок семейных ценностей»
проект (старшая группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Данный проект направлен на возраждение семейных традиций, семейных игр, которые будут передаваться из поколения в поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sunduchok_semeynyh_igr.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР                        Тема: «Сундучок семейных ценностей»

Выполнила воспитатель:

Капралова Н.Ю.

                                                                             2025г.

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

«Сундучок семейных ценностей»

ВВЕДЕНИЕ

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы взрастим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.

Все мы говорим о возрождении культуры, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций и игр. Ведь с давних времён люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.

В последнее время о традициях говорят много. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Приступая к составлению проекта, мы задумались, как построить совместную работу с родителями, бабушками и дедушками, чтобы молодое поколение стало продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. Ведь чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «Сундучок семейных игр», будут передаваться из поколения в поколение, будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, любимая игрушка детства, сундучок семейных игр, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.

Итак, наш проект «Сундучок семейных игр» направлен на знакомство детей и родителей с играми, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.

Цель: сформировать у детей понятие «семья», «семейные традиции и игры», способствовать развитию любви, внимания и уважения к своим близким.  

Задачи:

• Привлечь родителей к совместной деятельности по теме проекта.

• Способствовать развитию интереса к семье и семейным играм.

• Создать условий для формирования семейных игр.

• Обогащать словарный запас детей новыми понятиями.

• Воспитывать доброе отношение и уважение к членам семьи.

• Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.

• Продолжать развивать познавательную активность детей.

•Поощрять творческие проявления в играх, изобразительной деятельности и других видах деятельности.

 

Участники проекта:

  • Педагоги группы №7 «Теремок»
  • Родители, бабушки и дедушки воспитанников.
  • Воспитанники группы №7«Теремок»
  • Логопед

 

Срок реализации проекта:

Ноябрь 2024г. – один месяц.

Предполагаемые результаты:

- Овладение умением играть в семейные игры;

- Создание условий для совместной деятельности родителей и ребенка в условиях семьи и детского сада;

- Формирование семейных традиций и игр;

- Формирование нравственных качеств (уважительное отношение к старшему поколению);

- Формирование бережного отношения к семейным играм и ценностям;

- Укрепление системы взаимосвязи педагогов, родителей и воспитанников группы по теме проекта;

- Повышение профессиональной компетенции педагогов;

- Овладение навыком ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбирать адекватные методы и формы.

Проблема: результаты анкетирования родителей выявили следующую проблему - отсутствие семейных игр в семьях наших воспитанников, недостаточность представлений о семейных ценностях и семейных игр у воспитанников нашей группы. Поэтому наш проект направлен на изучение семейных игр, формирование собственной семейной традиции.

Продукт проекта:

*Картотека семейных игр;

*Семейные карты игр.

*Мастер – класс по обучению семейных игр.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Мероприятие

Сроки 

исполнения

Ответственные за

исполнение

1-ый этап «У истока» (ознакомительный)

Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных игр и игрушек.

1.

Анкетирование родителей «Семейные игры и игрушки»

Первая неделя Ноября

Воспитатели

2.

Беседы с детьми «Моя любимая игра дома с семьёй»,

«Семейные традиции».

Первая неделя Ноября

Воспитатели

3.

Подбор художественной литературы по теме «Семья»: А. Костецкий «Самое дорогое – это игра», Е. Благинина «Простое слово», С.Капутикян.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о играх в семье.

Вторая неделя Ноября.

Воспитатели

4.

Беседа с родителями «Любимая домашняя игра»

Вторая неделя Ноября

Воспитатели

5.

Оформление семейного сундучка игр совместно с детьми и родителями:

«Семейные ценности»

Вторая неделя Ноября

Воспитатели

Родители

Логопед

2-ой этап «Возрождение» (просветительский)

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными играми.

1.

Создание картотеки:

«Игры, наших бабушек»

 

Третья неделя Ноября

Воспитатели

Родители

2

Совместные игры воспитателей и детей «Семейные игры» 

Третья неделя Ноября

Учитель-

Дети

Воспитатели

Логопед

III этап – «С маленького родника начинается река» — заключительный

Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

1.

Фотовыставка

«Мы играем дома»

Четвёртая неделя Ноября

Дети

Воспитатели

 Родители

2.

Конкурс в группе «Самая интересная и увлекательная семейная игра»

Четвёртая неделя Ноября

Родители

3.

Мастер-класс:

«Сундучок семейных игр»

Четвёртая неделя Ноября

Дети

Воспитатели

Логопед

Родители

 

Результаты

В результате реализации проекта отмечались положительная динамика в формировании нравственных качеств, повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.

Родители и дети в процессе знакомства с традициями окружающих людей нашли близкие и наиболее подходящие им традиции. Результатом реализации проекта стало создание каждой семьей карт семейных традиций.   Теперь у каждой семьи нашей группы есть свои семейные традиции: у кого-то это прогулки на свежем воздухе, у кого-то рыбалка, а у некоторых домашняя пицца по пятницам.

Вдохновившись происходящим, дети предложили придумать традицию в группе, было много предложений и общими усилиями мы выбрали традицию проведения тематических дискотек по пятницам. Мы не можем быть уверены, что именно эти традиции останутся и закрепятся в семьях нашей группы, но мы будем знать, что внесли хоть и маленький, но такой важный вклад в каждую семью.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ф.С.Махов «Кого мы растим» — Москва, 1989

2.  Л.Захарова «Дитя в очереди за лаской» — Москва, 1991. 

3.  «Семья и личность». — Мн.: Нар. асвета, 1986. – 79с.               

        Н.П.Бурдыко.  Минск: Красико-Принт, 2010. – 176 с. – (Школа и семья).

4.  Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные,  

       фольклорные  и тематические праздники. – М.: ВАКО, 2006.

5. Безрукова, л.в. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников Текст / Л.В. Безрукова. – М.: Екатеринбург, 1999.-24 с.

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "Игры из сундучка" Провела Воспитатель А.А.Рогачева

Задачи:-Формировать у детей умение выполнять двигательные действия по показу и словесной инструкции.-Продолжать формировать умение играть в знакомые игры, выполнять правила.-Развивать у детей интерес ...

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности  «Семейный бюджет»...

Опыт работы "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями, и ценностями многообразия народов нашей страны

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями  и ценностями многообразия народов нашей сраны.Задачи:углубить и уточнить представления о Родине &mdash...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Семья и семейные традиции»

Цель проекта - сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников....

Педагогический проект «Развитие личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными традициями»

Семейные традиции играют важную роль в формировании личности ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они определяют ценностные ориентации, поведенческие шаблоны, образ мышления и отношение к ...

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УСЛОВИЯМИ, ТРАДИЦИЯМИ И ЦЕННОСТЯМИ МНОГООБРАЗИЯ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ( 7.11.2025)

Аннотация:чувство патриотизма является базовым для духовного становления каждого гражданина, оно формирует осознание своей принадлежности к Родине, способствует воспитанию уважения к своей истории, ку...