Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
статья (подготовительная группа)
Изучение терминологического словаря, содержащий более 1000 словарных статей по теории и практике современных инновационных процессов в сфере образования. Широко представлена психологическая и научно -педагогическая терминология по личностно ориентированной педагогике, образовательным технологиям, методологии педагогического исследования, в том числе, в образовательной области «Технология», блочно -модульному обучению и т.п.. Может служить справочным пособием для научных работников, учителей и специалистов смежных отраслей знаний. Например: АБСТРАГИРОВАНИЕ — процесс формирования абстракции, заключающийся в исключении частных и второстепенных признаков предмета и выделении главных. ИННОВАТИКА — наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ — нововведения в образовательной области, в которых находят воплощение комплексное использование новейших достижений дидактики и перестройка образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личностной ориентации обучаемых. По уровню инновационного потенциала технология может быть отнесена к одному из трёх типов: модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип; комбинаторные предполагают новое конструктивное соединение ранее известных методик; радикальные нововведения отменяют существующие формы и методы работы и содержат в себе идеи коренных преобразований. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — способ системной организации образовательной деятельности, основанный на рефлексии, стандартизации и использовании специализированного материально - технологического инструментария [17; 35; 94]. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ— методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации [23; 41]. ТЕХНОЛОГИИ КВАЛИТАТИВНЫЕ (в образовании) — технологии, основанные на квалиметрическом подходе (модель системы оценки качества общего образования, алгоритм управленческих решений в сфере образования, рейтинговые квалиметрические системы в образовании и др.) [17]. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде. (В. М. Монахов). ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА — условное изображение технологии образовательного процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы с обозначением логических связей между ними (В. М. Монахов). ТЕХНОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ — алгоритм выполнения определённой преподавательской деятельности через ее расчленение на систему последовательных взаимосвязанных элементарных дидактических действий, которые определены более или менее однозначно и имеют целью обеспечение достижения высокой эффективности в этой деятельности [95]. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ — совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса [50; 93]. ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (“проникающая” технология) — такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными [35; 93]. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ — научно обоснованное предписание отбора, проектирования, структурирования содержания образовательного процесса по заданным параметрам [60]. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТОГИС — технология обучения в глобальных информационных сетях (В.В.Гузеев). ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — составная процессуальная часть дидактической системы (М. А. Чошанов). ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ — технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их (В. В. Гузеев). ТИПИЗАЦИЯ — художественное обобщение, выражение общих идей, социальной сущности процессов и явлений посредством конкретных типических образов [49, c. 799]. ТИПОЛОГИЯ — 1) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой идеализированной модели; 2) результат типологического описания и сопоставления [49, c. 800]. ТИПЫ КОЛБА: тип I — учащийся, которому для обучения требуется наблюдать за группой и видеть чужой опыт; тип II —учащийся с абстрактным типом мышления, охотно учится по учебникам и лекциям; тип III — учащемуся необходим “практический” опыт действий; тип IV — учащийся обладает высокой степенью самостоятельности в обучении [38].
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование духовно-нравственных традиций в современном образовательном процессе"
За последние годы произошло резкое изменение социальных норм. В современном обществе в связи с экономическим, образователь...
Организация самостоятельной деятельности детей в современном образовательном процессе.
Весь педагогический процесс в детском саду может быть условно разделён на три составляющих блока: 1. Специально организованное обучение в форме занятий.2....

Направления и методы арт-терапии в современном образовательном процессе.
Статья для работников дошольного образования....
"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в н...

Основные понятия и термины по правилам дорожного движения
В статье рассказывается об основных правилах поведения на дороге и терминах по ПДД....

