Беседа «Хлеб всему голова» ((ноябрь 2025
материал

Степанова Елена Викторовна

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;

- Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Определять из каких злаков получается, какая мука и крупы.

- Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб.

- Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

 

Материал:

- разные виды хлеба.

- иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_hleb_vsemu_golova.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Хлеб всему голова»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;

- Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы.

- Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб.

- Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал:

- разные виды хлеба.

- иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

 Ход беседы:  Ребята, вы любите загадки отгадывать. Тогда слушайте внимательно.

Загадки о хлебе.

 Отгадать легко и быстро:

 Мягкий, пышный и душистый,

 Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (Хлеб)

 Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья  (Зерно)

Мнут и катают,

В печи закаляют.

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)

 Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

 Всем на загляденье.

 Ну и объедение!  (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол

– Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, наша сила,

 В нем – Чудесное тепло.

 Сколько рук его растило,

 Охраняло, берегло!  (Хлеб)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

– Дети, я хочу вам прочитать  Рассказ о том, почему хлеб надо беречь?

 М. Глинская «Хлеб»

        Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

      Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» -Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко». Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…» — Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

      Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем». -Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно. — Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска. — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит, тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно!».

Вопросы к детям:

— Почему писатель назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь,в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей:)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

* * *

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. С. Погореловский

 – Ребята, а откуда берется хлеб? Как он появляется на нашем столе?

   Чтобы  у нас был хлеб, еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки. Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание. Но задержать на полях снег – это еще полдела.

 Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.

     Ранней весной начинается пахота. Пашут, такие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы. Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева.

     Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. Трактористы выезжают на поля на тракторах с сеялками.  Вот и зазеленели хлебные поля.

     Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Как называются машины, которые убирают зерно – комбайн. А профессия – комбайнер. Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках.

     Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет,  сгниет. Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.

   – Итак, дети, вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями. Посмотрите, ребята какой разный бывает хлеб.

 Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы).

А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно).

Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Пословицы по теме «Хлеб»:

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный).

— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).

— Хлеб – батюшка, вода – матушка.

— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

— Хлеб да соль, и обед пошел. — Будет хлеб — будет и песня.

— Рожь поспела — берись за дело.

— Много снега — много хлеба.

Ребята, сегодня мы с вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из вас будет  бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Хлеб всему голова!»

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим....

Беседа "Хлеб - всему голова!"

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию....

Беседа «Хлеб – всему голова»

Для воспитателей детского сада. Знакомить детей с процессом выращивания хлеба....

Беседа "Хлеб всему голова" в средней группе

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Задачи: Образовательные: • дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол; • по...

Духовно-нравственное воспитание. Беседа«Хлеб - всему голова»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «Хлеб – всему голова»Цель: Формирование представления о процессе изготовления хлебаЗ...

Беседа "Хлеб всему голова"

В разновозрастной группе "Лучики" была проведена беседа "Хлеб всему голова". Дети познакомились с долгим путём хлеба от поля до стола, узнали о профессиях людей, занятых при производстве хлеба, закреп...