Конспект занятия "Мы граждане -России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Божа Алёна Владимировна

в файле содержится конспект занятия на тему "Мы граждане - России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_grazhdane_rossii.docx166.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное учреждение Детский сад №15

Конспект занятия

в старшей группе

Тема: «Мы – граждане России»

Воспитатель: Божа А.В.

2025 год

Цель: Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством.

Задачи: 

- познакомить детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, «Символика России»;

- формировать представление о России как о родной стране; продолжать развивать у дошкольников правовое сознание, уважительное отношение к государственным символам;

- воспитывать гражданско–патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к правам и обязанностям каждого человека,.

Активизировать словарь: гражданин России, свидетельство о рождении, флаг РФ, герб, глобус, Президента РФ.

Материалы и оборудование: Символика России: флаг РФ, герб, глобус, портрет Президента РФ, свидетельство о рождении ребенка, альбом «Права детей в картинках», иллюстрации к сказкам: «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Буратино», «Доктор Айболит».

Предварительная работа: Разучивание гимнастики «Российская семья» (упражнение на координацию речи с движением). Ознакомление детей с государственными символами нашей Родины. Разучивание стихотворений (индивидуально) «Флаг России», «Герб России».

Ход занятия:

Звучит аудиозапись песни «Родина моя»,

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, читают стихотворение:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Вдруг кто - то приносит посылку, а там дети видят макет Земли - глобусу.

Слайд 3.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус, как велика и необъятна наша Родина! Мы в ней все вместе живем. Она больше любой другой страны мира.

Слайд 4.

Воспитатель: Все страны мира, все государства, имеют свои названия, как и мы с вами имена и фамилии. Ребята, а давайте подумаем и вспомним, чем отличаются государства друг от друга? (Языком, на котором говорит народ, природой, обычаями, традициями). Как и мы отличаемся друг от друга именами и фамилиями, цветом волос и глаз, так и у всех государств есть свои отличительные знаки – это Государственные символы - гербы и флаги. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг и гимн). - Сегодня мы вспомним эти символы.

Молодцы ребята, садитесь на стульчики.

Российский флаг – Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников и соревнований.

Ребята, давайте вспомним, что означают цвета российского флага. А поможет нам в этом наши друзья - (имена детей).

Дети: читают стихотворения В. Степанова:

"Флаг России"

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет!

Воспитатель: совершенно верно. Ребята, белый, синий, красный цвета издревна почитались на Руси. Белый, синий и красный цвета отвечали представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. "Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет", сказал Снег. И на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много морей, озер и рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает солнце. "Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет", сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной. Вот какой он, наш российский флаг: три полосы - белая, синяя и красная.

  1. Игра «Собери флаг». (индивидуальная работа для каждого)

 (Дети для каждого собирают флаг из трех полосок красного, синего, белого цветов).

Слайд 5.

 Воспитатель: "Герб России"

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Герб – это знак отличия, эмблема государства. Посмотрите внимательно на наш герб, что вы видите? (ответы детей). На гербе России изображён орел с двумя головами. Орел – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб.

Обычно на гербах изображают красивых и гордых зверей и птиц, например льва или орла. Иногда это могут быть сказочные животные, например дракон или единорог - белый конь с золотым рогом на голове. Однажды (это было давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: "Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе! " Звери и птицы засмеялись: "Да что ты, белочка! Вон ты какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе! "

Тут вперед вышел огромный бурый медведь: "Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе! " Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: "Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе! " Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.

Кроме двуглавого орла, на нем изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец. Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов. Слайд 6.

Слайд 7.

  1. Игра - соревнование «Найди герб России».

Детям предлагается групповое задание, карточки с изображением гербов разных стран. Они должны выбрать герб России.

- Почему вы выбрали этот герб?

Дети: потому что здесь изображён двуглавый орёл и Святой Георгий Победоносец.

- Дети, у каждой страны есть самая главная песня.

Загадка:

Он звучит торжественно,

Все встают приветственно.

Песню главную страны

Уважать мы все должны!

Что это за песня? (гимн).

- Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях, например тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна. Прочитай гимн России вместе с папой или мамой. И относиться к ней мы должны с трепетом и уважением. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству к своей Родине. Слайд 8.

Слайд 9.

Беседа «Президент государства – кто это? »

- Ребята, а президент – это кто? (ответы детей).

Воспитатель: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. Сегодня Президентом Российской Федерации работает Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель: - Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастлив

Гимнастика «Родина»

Нет на свете Родины красивей –

(шагают на месте)

Боевой страны богатырей.

(изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.

(шагают на месте и широко разводят руки)

Слайд 10.

Беседа «Я – гражданин России»

Воспитатель: Ни одно важное событие страны не обходится без этих отличительных флагов. Граждане нашей страны гордятся своим гербом и флагом. И вы тоже являетесь гражданами нашей необъятной Родины – России.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.)

Воспитатель: - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство.

Слайд 11. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. (Воспитатель показывает детям свидетельство о рождении.) Здесь, в этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.

Вниманию детей предлагается альбом по правам человека.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие права есть у детей? (рассматривают слайды «Права детей в картинках»)

Воспитатель: - Для чего человеку необходимо знать свои права? Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, другие государственные органы.

  1. Дидактическая игра  «Какие права нарушены в сказках? »

Воспитатель: - А вот и первая сказка, ребята

Слайд 12. (иллюстрация сказки «Кот, лиса и петух») - Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право? Какое же? (ответы детей).

Воспитатель: Верно. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Посмотрите внимательно на иллюстрации и вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?

Слайд 13. «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят».

Слайд 14. «Колобок», «Красная шапочка».

Слайд 15.Воспитатель: Рассмотрите все иллюстрации и скажите, герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»).

- А к нам спешит другая сказка (иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»).

Воспитатель: - Интересно, какое же здесь право написано? (ответы детей) - «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища?

Слайд 16. («Теремок», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.

Слайд 17. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте мне, герой какой сказки борется за право учиться, посещать школу? («Буратино»).

Творческая работа

Детям предоставляется заготовка из лент (белого, синего, красного цвета), для  аппликации «Российский флаг»

13952_html_36f2881f


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы граждане России

Ведущая предлагает детям  доказать, что они достойны звания «Гражданин России». Это звание получат те, кто будет участвовать в конкурсах, отвечать на вопросы, правильно выполнять задания. У...

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Мы – граждане России»

Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством....

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Юные граждане России»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Юные граждане России»...

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: «Россияне – граждане России"

Формирование патриотических чувств, понятия "гражданин"  на основе беседы о родном городе и стране....

Конспект мероприятия для детей 6-7 лет «Юные граждане России»

Цель: формирование у детей активной социальной и гражданской позицииЗадачи: формировать у детей представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства: гимне, флаге, гербе, и...