НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК. 02.02 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал
В данном файле представлена НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК.02.02 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Россошанский филиал ГБПОУ ВО
«Губернский педагогический колледж»
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК. 02.02 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
студентки 3 «В» группы
Глущенко Ангелины Александровны
Россошь 2025
Содержание
- Высказывания классиков педагогов о трудовом воспитании.
- Пословицы и поговорки о труде
- Названия рассказов, сказок, стихотворений связанные с трудом.
- Физкультминутки.
- Характеристика разных видов труда в разных возрастных группах: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труда в природе, ручной труд и трудовое обучение.
- Формы труда и их характеристика: поручения, дежурство, коллективный труд.
- Характеристика средств трудового воспитания.
- Разработки конспектов занятий и технологических карт по разным видам труда, анализы.
- Разработки конспектов занятий и технологических карт по разным формам труда, анализы.
- Конспекты занятий и технологические карты «Знакомство детей с трудом взрослых».
- Методические пособия.
- Планирование воспитателя трудовой деятельности на месяц.
- Нормативные документы, отражающие значение трудовой деятельности.
Высказывания классиков педагогов о трудовом воспитании
- «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей». В. А. Сухомлинский
- «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». « Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». К. Д. Ушинский
- «Надо сделать так, чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический». Н. К. Крупская
- «Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов» . А. С. Макаренко
- "Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величествен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа", М. Горький
- "Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою". В.Г Белинский
- "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". А.П Чехов
Пословицы о труде
- Безделье – мать всех пороков
- Больше науки – длиннее руки
- Без работы и машина ржавеет
- Землю красит солнце, а человека труд
- Кто мало говорит, тот больше делает
- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится
- Маленькое дело лучше большого безделья
- Скучен день до вечера, коли делать нечего
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет
- Без работы день годом кажется
- Больше дела, меньше слов
- Каков мастер, такова и работа
- Кончил дело- гуляй смело
- Есть терпение, будет и умение
- Не за свое дело не берись, а за своим – не ленись
Перечень произведений о труде для дошкольников
Произведения о труде русских авторов:
Е.А. Благинина – «Не мешайте мне трудиться»
А.П. Гайдар – «Тимур и его команда»
С.В. Михалков – «Три поросёнка»
Е.А. Пермяк - «Чужая калитка»
М. Познанская – « Пойдем на работу»
Б. Житков – «Железная дорога»
С. Баруздин – «Кто построил новый дом»
И.А. Крылов- «Стрекоза и муравей»
В.П. Астафьев – «Конь с розовой гривой»
К. Чуковский – «Федорино горе»
Н. Носов – «Приключения Незнайки»
С. Михалков – «Бабушкины руки»
В. Маяковский – « Кем быть?»
С. Михалков – « Дядя Стёпа»
М. Зощенко – «Показательный ребенок»
В. Осеева – «Волшебная иголочка»
Русские народные сказки:
«Маша и медведь»
«Колобок»
«Двенадцать месяцев»
«Репка»
«Заюшкина избушка»
«Лиса и журавль»
«Волшебная дудочка»
«По щучьему веленью»
«Царевна-лягушка»
«Крошечка – Хаврошечка»
«Морозко»
«Дочь и падчерица»
Мультфильмы по формированию позитивных установок у дошкольников к различным видам труда:
«Первый урок»
«Маша больше не лентяйка»
«Нехочуха»
«Золушка»
«Три поросенка»
«Федорино горе»
«Незнайка учится»
«Дудочка и кувшинчик»
«Белоснежка и семь гномов»
«Заходил ко мне Сережка»
«Винтик и Шпунтик веселые мастера»
«Кем быть»
Стихотворения о труде:
Л. Дьяконов - «Помогать я буду всем»
Г. Люшнин - «Строители»
И. Беляков – « Я маме помогаю», «Таня просыпается»
В. Ливмиц – «Труд»
С. Михалков – « Кто он, как его зовут?»
Б. Белова – «Веселая работа», «Пирожки»
П. Жанэ – «Помощник»
А. Горин – «Новоселье»
В. Орлов – «Портниха»
М. Пожаров – «Сварщик»
Физкультминутки
- Труд в природе
«Овощи»
В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем –
Крылья сложили назад
- Самообслуживание
«Мойдадыр»
Вот заходит Мойдадыр (ходьба на месте)
У меня с ним только мир (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки вперед и вниз)
И майка впереди зашита (имитируют шитье)
Он пальцем больше не грозит (грозят пальцем)
Что пальто на месте не висит (руки вверх и вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают пальцы)
В шкафу на вешалке висят (руки вверх и вниз)
Сарафан, костюм, жилет (загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет (повороты головы в стороны)
«Умываемся»
Водичка, водичка (подставить ладошки «под струю воды»)
Умой мое личико (помыть лицо водой)
Чтобы глазки блестели (протереть глаза кулачками)
Чтобы щечки краснели (слегка протереть щечки ладонями)
Чтоб смеялся ротик (улыбаются)
Чтоб кусался зубок (сомкнуть губы)
- Хозяйственно-бытовой труд
«Стирка белья»
Дружно маме помогаем,
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились.
Хорошо мы потрудились
«Стирка»
Мылом мою я носочки (водим кулаком по ладошке)
Крепко трутся кулачки (трем кулачки друг о друга)
Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо влево)
И повешу на веревку (поднимаем руки вверх и сгибаем кисти)
Маму я свою люблю (изображают сердце)
Я всегда ей помогу
Я стираю, поласкаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать ,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу, и ни разу ни словечка, не скажу
- Ручной труд
Вышивают девочки (вышивают)
Сидя на траве (приседают)
Вышивают девочки
Шелком на канве, (вышивают)
-Это клюв, а это шпоры!
- А вот это Гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)
Приутихли разговоры (пальчик прикладывают к губам)
За стежком бежит стежок (бегут друг за другом)
«Швейная мастерская»
Мы иголку взяли в руки (имитируют движение иглой)
И нитку вдели ловко (движение пальцами)
Шьем, шьем, шьем, не устаем (движение как при шитье)
Платье красивое сошьем (руки вперед, показывая платье)
Нитку завязали (имитируют завязывание узла)
И работу закончили ! (поднимают руки вверх)
Труд в природе
Труд в природе - активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.
Первая младшая группа
-Помогают воспитателю ухаживать за растениями в уголке природы и на участке.
-Следует привлекать к совместному поливу комнатных растений.
-Воспитатель учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
-Сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки.
-Привлекать детей и к сбору урожая овощей.
Вторая младшая группа
-Возможна организация труда всего коллектива детей: посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая.
-Возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу.
-Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер.
Средняя группа
-Дети могут выполнять поручения в течение 2-3 дней.
-Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более двух).
-Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
-При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы.
-Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям.
Старшая группа
-Продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения.
-Знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения.
-В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.
-У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.
Подготовительная группа
-Осуществляют уход самостоятельно.
-Определяют последовательность трудовых операций, отбирают необходимый материал, самостоятельно выполняют трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.
-Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.
-Вводятся дежурства детей в уголке природы. Одновременно дежурят 2- 4 человека.
-Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда – труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена.
-Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как.
Хозяйственно-бытовой труд
Бытовой труд - это труд по наведению и поддержанию порядка в помещении и
на участке.
Первая младшая группа
-Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
- Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
Вторая младшая группа
-Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений -готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
- Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада
- Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
- Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).
Средняя группа
-Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
-Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки ножи).
Старшая группа
- Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.
-Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
- Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды
- Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Подготовительная группа
- Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
-Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега.
- Учить самостоятельно убирать постель после сна.
- Приучать детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье блюда, убирать посуду после еды, подметать пол.
- Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, протирать столы.
Ручной труд
Ручной труд - занимаясь ручным трудом, дети изготавливают игрушки, предметы из бумаги, природных, бросовых материалов. Ручной труд доступен детям с 4-5 лет
Средняя группа
-Задача воспитателя средней группы привлекать внимание детей к изготовлению поделок, предлагать им оказывать воспитателю помощь (принести материал для изготовления поделок, подать воспитателю клей, тряпочку, вместе с воспитателем разложить в нужной последовательности детали и т. д.).
-Воспитатель приучает ребенка рассматривать природный материал, определять, на что похожа ветка, что из нее можно сделать, что можно сделать из шишки и т.д. Такая наблюдательность будет способствовать развитию у ребенка фантазии, выдумки.
- Дети 4- 5 лет могут с помощью взрослого сделать самые простые игрушки или украшения к празднику. Для этого воспитатель заготавливает необходимые части, которые можно легко соединить с помощью клея или пластилина.
Старшая группа
-приучают детей к самостоятельности, формируют навыки работы с природным материалом, с бумагой, картоном.
-Дети осваивают технические приемы работы с инструментами (резать ножницами, пользоваться линейкой, лекалом, обводить контур карандашом и т. д.).
-Учатся подбирать материал (шишки, камешки, ракушки, цветы - травы, сухостой, ветки, листья, прутики), совершенствуют свои навыки в технике оригами (складывание из бумаги),
-Изготавливают подарки и сувениры из бумаги, картона, природных и бросовых материалов к праздникам.
Подготовительная к школе группа
-самостоятельно или при небольшой помощи взрослых изготавливать бумажные стаканчики для посадки растений, ремонтировать книги, коробки для игр, устраивать простые поломки игрушек.
-Вместе с воспитателем дети создают коллекции лоскутиков ткани (хлопка, льна, шелка, бархата, тафты и др.) по цветовой гамме, рисунку, фактуре и расцветке, они совершенствуют свои навыки в изготовлении игрушек в разных техниках (оригами, плетение, ткачество и др.),
-делают куклы и декорации для театрализованной деятельности, используя разные материалы: бумагу, картон, дерево, ткань, бросовый материал.
-Дети принимают активное участие в оформлении групповой комнаты и зала к праздникам.
-Изготавливают подарки, елочные украшения, маски, детали костюмов.
Самообслуживание
Труд по самообслуживанию - первый по содержанию труд ребенка. Он приучает детей к самостоятельности, ребенок усваивает нужные навыки. Обучаясь обслуживать самого себя, он постепенно осознает жизненную необходимость труда, приучается быть независимым от других людей.
Первая младшая группа
-Самостоятельно муть руки, умываться, насухо вытирать руки.
-При небольшой помощи взрослого правильно надевать и снимать одежду, обувь, застегивать липучки.
-Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки.
-Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами: платками, салфетками, горшком, расческой.
-Аккуратно складывать смятую одежду.
-Усваивать порядок одевания и раздевания.
Вторая младшая группа
- Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
-Мыть руки, лицо, расчёсываться.
- Насухо вытираться.
- Вешать полотенце на место.
- Пользоваться носовым платком (расческой).
-Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
Средняя группа
-Самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.
-С помощью взрослого приводить в порядок одежду - чистить, просушивать.
-Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
-Пользоваться носовым платком и расческой.
-При кашле и чихании прикрывать нос и рот платком, отворачиваться.
-Правильно пользоваться столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом.
-Полоскать рот после еды.
Старшая группа
-Самостоятельно одеваться и раздеваться.
-Аккуратно складывать свою одежду в шкаф.
-Своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
-Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
-Ежедневно чистить зубы.
-Следить за чистотой ногтей.
-Раскладывать в своем шкафу одежду в определенные места.
-Опрятно убирать постель.
-Оказывать взаимную помощь в процессе одевания, раздевания.
-Пользоваться носовым платком, расческой, салфеткой.
-Пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом.
Подготовительная группа
-Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
-Аккуратно складывать в шкаф одежду.
-Ставить на место обувь, мыть, протирать ее.
-Своевременно сушить мокрые вещи.
-Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
-Тактично напоминать товарищу непорядке в его костюме, обуви, помогать
устранять их.
-Самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.
-Чистить зубы, полоскать рот после еды.
-Мыть ноги перед сном.
Поручения
Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Исследованию данной формы были посвящены научные труды В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).
Поручения всегда исходят от взрослого.
• В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).
• Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.
• В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет.
Поручения используются для:
- обучения трудовым навыкам, умениям;
- формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;
- удовлетворения потребности в общении со взрослыми;
- подготовки к другим формам труда;
- воспитывают желание трудиться.
Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:
• по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);
• по продолжительности; (кратковременные, эпизодические, длительные);
• по содержанию соответствовать видам труда;
• по трудности (простые, сложные).
В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже - коллективные, подгрупповые - двум-трем детям). Научить одного - двух ребят легче, чем целую группу; более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т.п.
Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает за какое-то дело. В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, особенно младшего возраста, приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Через разнообразные поручения ребенок приучается выполнять определенные обязанности.
В практике воспитания поручения чаще организуются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования и т.д.).
Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены - это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер, и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, и т.д.).
В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, дворнику и т.д.).
Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например, закрепить непрочные трудовые навыки, познакомить с новым содержанием труда. Иногда поручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия.
Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием. К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и т.д.). Они кратковременны, эпизодичны.
Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций (помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород).
В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить, постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные поручения практикуют в старших группах.
В особую группу выделяются поручения, при выполнении которых нет видимого результата (спросить повара, что сегодня на завтрак, пригласить методиста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, уметь ориентироваться в помещении детского сада.
В разных возрастных группах руководство поручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать разумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совместной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздействия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность - и ребенок бросает порученное дело.
Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнений задания целесообразно перейти к словесному напоминанию (подсказать как действовать) или активизировать детей вопросами.
Постепенно воспитатель может переключать детей на индивидуальные поручения не одному, а сразу нескольким детям, показывая приемы работы одновременно всем детям. Добиваясь положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания деятельности ребенка (чаще всего положительную, доброжелательную оценку), чтобы вызвать у детей интерес к выполнению поручения.
В младшей и средней группах особенно важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка - подними, положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что нужно сделать. В оценке труда следует широко использовать игровые приемы.
Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.
В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т.д.), поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко использует приемы оценки (своей) и самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.
Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспитатель должна вести контроль.
Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дежурство
Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.
Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые (на биологическом уровне) и для них важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:
• способствуют систематичности включения детей в труд;
• требуют от ребенка большей самостоятельности;
• необходимы знания последовательности и объема работы;
• имеют общественную значимость для всего коллектива;
• задания даются в обобщенном виде.
Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие.
Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д.
Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.
Имеет свои особенности и подбор дежурных:
• объединение детей по одинаковому отношению к труду;
• объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»;
• объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);
• • объединение по алфавиту (в подготовительной группе).
Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).
Требования к дежурству:
1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.
2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.
3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.
4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготовительной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу.
5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.
6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.
7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.
Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.
Коллективный труд
Коллективный труд - является наиболее сложной формой организации труда детей. Эта форма организации труда исследовалась В.Г Нечаевой, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой. С.А. Козловой и др.
Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.
Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут самостоятельно распределять работу.
Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).
Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.
На основании исследований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.
Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.
В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.
Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог распределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закончить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъяснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.
Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй половине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объединения обычно включают от 3 до 6 участников.
Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают договариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совместно приходят к общему решению.
Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое значение для формирования у детей стремления к коллективной работе.
СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Средствами трудового воспитания дошкольников являются:
• ознакомление с профессиями,
• ознакомление с трудом взрослых,
• совместный труд ребенка и взрослого,
• собственный труд ребенка,
• художественная литература, изобразительное искусство, музыка.
1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ
Цель ознакомления детей с разными профессиями - формировать у них представление о профессиях и причинах появления разных профессий на Земле, о том, что каждой профессии нужно учиться и проявлять добросовестное, творческое, ответственное отношение к своей профессии. На основе таких представлений будет формироваться познавательный интерес к деятельности взрослых и желание овладеть той или другой профессией. Согласно программе воспитания и обучения, детей прежде всего знакомят с профессиями людей в промышленности, сельском хозяйстве и трудом интеллигенции (учитель, воспитатель, врач, библиотекарь). Однако при знании названий большого числа профессий, дети, как правило, не могут объяснить, почему их существует так много и зачем они нужны. Поставим задачу знакомства дошкольников с профессиями по другому, ведь не столь важно, сколько профессий называет ребенок, важнее, чтобы он понял, что труд человека необходим и профессии возникают в ответ на потребность человека в ней. В этом случае усиливается нравственный аспект и формируется интерес детей к разным профессиям. В старших группах проводятся беседы с детьми о происхождении разных профессий и причинах их появления: когда и почему появились на Земле разные профессии. Было ли такое время, когда профессий не было, какие профессии появились раньше всех, появляются ли сегодня новые профессии, почему люди выбирают для себя тy или другую профессию, что нужно делать, если хочешь овладеть какой-то профессией, как нужно относиться к своей профессии и почему и т. п. Ознакомление с разными профессиями способствует возникновению у детей целенаправленных познавательных интересов, желания, став взрослым, овладеть любимой профессией. Конечно, сегодняшний выбор ребенком профессии совершенно не означает, что это желание останется у него на всю жизнь. Не в этом дело, а в том, что появившееся желание будет направлять мотивацию деятельности, будет способствовать развитию интереса к труду взрослых и к собственному труду, будет влиять на осознанное отношение ребенка к овладению трудовыми умениями. Так, ознакомление с разными профессиями становится средством трудового воспитания.
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Детей можно не только познакомить с названием и назначением разных профессий, важно, чтобы они собственными глазами увидели трудовые действия, инструменты, необходимые для выполнения труда, трудовые умения людей разных профессий чтобы они могли рассказать, что и как делает учитель, воспитатель, шофер, плотник, компьютерный оператор и т.д. С помощью наблюдений дети могут узнать, а потом рассказать, чему следует учиться, овладевая той или другой профессией. Конечно, это средство отличается от предыдущего тем, что его возможности значительно уже. Например, ребенку можно рассказать о профессии космонавта, но наблюдать его работу он не может. Но это средство дает очень значимую возможность получить конкретные представления о труде и даже в отдельных случаях попробовать совершить отдельные трудовые действия. Так, в библиотеке он может выдавать вместе с библиотекарем книги читателям, зная, что библиотекарь каждую выданную книгу записывает в карточку читателя; может помогать плотнику в его работе и др. В процессе игры, например, ребенок может выполнять действия парикмахера, за трудом которого он наблюдал в качестве клиента. Наблюдение за трудом взрослых может быть и опосредованным и непосредственным. Опосредованно дети наблюдают за тем трудом, в котором они не могут принимать участие: труд водителя машины, общественного транспорта, пилота самолета, учителя в школе, повара в детском саду и др. Непосредственно дети могут наблюдать за трудом взрослых, частично включаясь в их труд: помогая маме в уборке комнаты, дворнику, подметающему участок детского сада и т.д. И тот и другой наблюдаемый ребенком труд становится средством трудового воспитания, так как обогащает представления детей о труде взрослых и дает возможность ребенку самому прикоснуться к настоящему труду. Это формирует у него желание трудиться, повышает его самооценку. Феномен труда дети открывают для себя, наблюдая за тем, как работают взрослые. Это порождает у них желание подражать старшим, участвовать в их деятельности. Во время ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых их внимание сосредотачивают на простых трудовых действиях, направленность которых понятна для них (труд воспитателя и его помощника, повара, врача и др.). Воспитатель должен максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада. Однако лишь наблюдения недостаточно, поскольку детям трудно осознать связь труда взрослых с собственным поведением. Поэтому необходимо привлекать их к трудовому процессу, используя посильные поручения и элементарное сотрудничество. Так, во время утренней уборки помощник воспитателя может поручить детям принести в лейки воды, протереть листья растений в уголке природы и тому подобное. При этом следует учитывать возможности для самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он начинает как можно точнее подражать труду взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит от эффективности процесса наблюдения, от того, на какие аспекты работы взрослых направлено внимание детей. По определению психологов, педагогов, рациональной является такая последовательность ознакомления с трудом взрослых:
• накопление фактов о процессе труда, преобразование предмета труда, результаты труда, создание представления о его значимости;
• формирование представлений о человеке труда, его отношение к труду;
• формирование представлений о коллективном характере трудовой деятельности.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступно понимание общественной значимости труда взрослых, способов достижения его результатов. Они проявляют интерес к труду вне детского сада. Ознакомлению детей с трудом взрослых способствуют наблюдения и экскурсии. Для младших дошкольников с этой целью организуют экскурсии по детскому саду, для старших детей – походы за его пределы (в магазин, парикмахерскую, библиотеки и т.п.). Подбирая виды труда для наблюдения, необходимо учитывать их воспитательную ценность, доступность содержания для понимания, вероятность возникновения у детей желания подражать трудовому поведению взрослых. Эффективны повторные наблюдения, обеспечивающие формирование четких знаний о результатах и значимости труда. Приобретенные во время наблюдений, экскурсий знания и представления требуют последующего уточнения и систематизации. С этой целью воспитатель проводит с детьми (преимущественно старшими) обобщающие беседы («Кто каким трудом занимается в детском саду», «Как мы помогаем нашей няне», «Что делает повар» и т.п.).
3.СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО ВЗРОСЛЫМ
Это средство трудового воспитания направлено на приучение ребенка к труду, на воспитание ответственности, желания трудиться добросовестно. Оно отличается от предыдущего тем, что в процессе наблюдения за трудом взрослых ребенок пробует совершать какие-то трудовые действия не с целью научиться их выполнять, а с целью понять, что делает взрослый, трудное ли это действие, нужно ли ему учиться и т.д. В совместном труде со взрослым ребенок, конечно, продолжает наблюдать за трудовыми действиями взрослого, но взрослый делегирует ему часть работы для самостоятельного ответственного выполнения и, помогая, контролирует выполнение ребенком доверенной ему работы, обучает его. Совместный труд ребенка со взрослым эмоционально окрашен постоянным желанием ребенка взаимодействовать со взрослым, быть рядом, подражать ему, получать положительную оценку своим усилиям. Именно в таком взаимодействии зарождаются мотивы собственно трудовой деятельности. Они «вырастают» из мотива «рядом» (А.Н. Леонтьев) в мотив деятельности. Задача педагога, используя данное средство, постепенно менять соотношение того, что делает сам взрослый и что может делать ребенок. Это соотношение меняется по мере овладения ребенком трудовыми умениями. Однако даже когда ребенок уже овладел данными трудовыми действиями и способен их выполнять самостоятельно, все равно совместная деятельность остается для ребенка важным средством в его трудовом воспитании. В 2006 г. была защищена кандидатская диссертация Л.П.Курниковой на тему «Психолого-педагогические условия преодоления пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Исследование проводилось с целью выяснения причин пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и определения условий преодоления такой пассивности. Отрицательное отношение к труду было отмечено у 30% детей экспериментальных групп. Одной из причин пассивности в трудовой деятельности детей автор считает неправильное взаимодействие в труде детей и взрослых. Главная ошибка взрослых в том, что они не отдают ребенку те трудовые действия, которые ребенок уже способен выполнить самостоятельно, а выполняют эти действия сами, за ребенка. Или другая крайность: взроcлыe требуют от ребенка выполнения тех трудовых действий, которые он пока не в состоянии выполнить без помощи взрослого. Такое неумелое распределение совместного труда детей и взрослых и приводит к появлению у ребенка пассивности в труде. Организуя совместную деятельность, важно учитывать формы сотрудничества, которые зависят от конкретного содержания работы и возраста детей, а также от того, сколько взрослых и кто именно принимает в этом сотрудничестве участие. Чем младше дети, тем большее участие в сотрудничестве должны проявлять взрослые, направляя, организуя труд детей. В совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель широкие возможности равноправно работать вместе с ними, выполнять трудоемкую работу, которая требует сложных умений и навыков. Целесообразной в ней является участие помощника воспитателя, других работников детского сада. Педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей в совместной работе способствует заимствования опыта старших, приобретению навыков, необходимых в будущей самостоятельной работе.
4. СОБСТВЕННЫЙ ТРУД РЕБЕНКА
Собственный труд ребенка также выступает средством его трудового воспитания. Это наиболее сильное средство воспитания, так как здесь происходит самовоспитание. Ребенок, научившись трудовому действию под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним, продолжает совершенствовать свои навыки, начинает ставить самостоятельно цель в работе, стремится на более высоком уровне выполнять трудовое задание, получает удовольствие от волевых усилий, дающих нужный результат, гордится своими достижениями. Но собственный труд становится эффективным средством Трудового воспитания лишь в том случае, если ребенок включается в труд систематически, если у него появляются пусть небольшие, но обязанности, которые он выполняет и за качество их выполнения отвечает. Если же ребенок привлекается к трудовым поручениям от случая к случаю, если он не считает себя ответственным за них, то желание трудиться постепенно утрачивается и превращается в предмет разногласий со взрослым, который вдруг начинает требовать от ребенка выполнения трудовых действий. Очень важно приучать ребенка к самостоятельному умственному труду, делать так, чтобы ребенок получал удовольствие от этого труда и его результатов. К.Д.Ушинский писал: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Различные особенности труда взрослых открывают детям художественные произведения разных жанров (литературы, кино, живописи т.д.), благодаря которым они познают не только его внешние проявления, но и внутреннюю суть, мотивационную сферу, психологические последствия. Использование педагогами художественных произведений активизирует эмоциональную сферу детей, побуждает их к сопереживанию с теми, кто работает, за достижение результата, убеждает, что даже в самых сложных условиях целенаправленный и трудолюбивый человек сможет достичь своей цели. Пережитые эмоции вызывают конкретизацию знаний о сущности труда, требования, которые она предъявляет человеку, и о том, как работа влияет на развитие, общественное признание личности. Все это формирует основы внутренней готовности ребенка к самоотверженному труду в будущем. К художественным средствами воспитания относятся: художественная литература, фольклор, изобразительное искусство, музыка. С произведениями фольклора ребенок знакомится довольно рано. Он слушает сказки, в которых почитаются те герои, которые трудятся. Их всегда вознаграждают за их трудолюбие, за добросовестность, за стремление помогать другим людям или сказочным предметам. Вспомните народные сказки, которые хорошо знакомы дошкольникам: «Морозко», «Гуси-лебеди» и др. Дети слышат народные пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Терпенье и труд все перетрут» и др. Так у ребенка постепенно формируется положительное отношение к человеку, который трудится. Чтение ребенку художественных произведений расширяет их представления о труде людей разных профессий, например, о тяжелом и важном труде врачей («Сквозь буран» А.Винокурова), об очень важном для людей труде почтальона («Почта» С.Я.Маршака) и др., о труде самих детей. Дети расширяют свои познания о профессиях, рассматривая картины и раздamочные картинки. На отдельных картинках они видят орудия труда для людей разных профессий, учатся составлять рассказ по картине, уточняя свои представления и отношение к людям труда. Учатся понимать юмор в произведениях о труде детей (например, «Мастер-ломастер» С.Я.Маршака). Музыка сопровождает коллективный труд детей, поднимает настроение, желание трудиться. Дети с удовольствием слушают пьесу для фортепьяно «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана из «Альбома для юношества» или «Шарманщика» Р. Шуберта, или «Урожайную» А. Филиппенко и др. Дети любят и детские песни, например: «Строим дом»
Нормативные документы, отражающие значения трудовой деятельности
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нём указано, что «воспитание» определяется, в том числе, как «деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам». 23
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В документе определено, что содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 2
Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». В документе отражены позиции, связанные с проявлением человеческой активности ребёнка, отношением личности к окружающей действительности и самому себе. 3
Письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». Документ помогает педагогам определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов при наполнении развивающей среды. 14
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“».
Дошкольное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ «направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»2. «Воспитание» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ определяется, в том числе, как «деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам»3. Принимая во внимание значимость создания единого образовательного пространства, воспитательная деятельность, в том числе в части трудового направления воспитания, учитывается общеобразовательными организациями при разработке рабочих программ воспитания. Трудовое воспитание в дошкольном образовании регламентируется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее — ФОП ДО) и Федеральной рабочей программы воспитания дошкольного образования (далее — ФРПВ ДО). На организационно-методическом уровне в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО) задачи трудового воспитания конкретизируются и интегрируются в различные направления и виды деятельности дошкольников. В п. 2.6. ФГОС ДО одно из направлений «социально-коммуникативного развития» — это «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»4. В п. 2.7. указывается, что содержание трудового воспитания реализуется в различных видах деятельности ребенка (в том числе для детей от 3 до 8 лет): «самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал»5 (Приложение 1). На этапе завершения дошкольного образования (п. 4.6.): «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства»6. В ФРПВ ДО по трудовому направлению воспитания раскрывается цель, содержание и целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста и на этапе завершения освоения программы (Приложение 2). Основной акцент в результатах освоения образовательной программы дошкольного образования по направлению трудового воспитания сделан на владении ребенком элементарными трудовыми действиями, отношении ребенка к труду, участии в трудовых активностях со сверстниками и взрослыми. Данные позиции во многом создают предпосылки для реализации субъектной позиции ребенка в общественно полезном труде в школе, выступают ориентирами в организации преемственной работы по трудовому воспитанию в дошкольном образовании, что особенно актуально в связи с изменениями в законодательной базе. Указанные установки могут быть реализованы в дошкольном образовании посредством развития форм социально полезного труда и труда в обществе, направленном на достижение значимых результатов средствами посильного трудового участия детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Теоретические и методологические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ- важноесредство всестороннего развития личности дошкольника посредствомознакомления с трудом взрослых,приобщения детей к доступнойтрудовой деятельности....

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. (труд в природе)
ТРУД – это важнейшее средство воспитания,начиная с дошкольного возраста, в процессекоторого формируется личность ребенка,складываются коллективные взаимоотношения...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».
Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1. Понятие – режиссерские игры2. Стадии развития ...

Проект на тему: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.
Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников....
Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...

Выступление в рамках муниципального методического объединения "Теоретические и методические основы организации игровой деятельности"
Материал поможет начинающим педагогам разобраться в теории и методике подготовки, организации и проведения игры с детьми дошкольного возраста....