Педагогический проект "Проектирование образовательной среды в условиях ФГОС ДО"
проект
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс, позволяющий воспитателю проявлять творчество, привлекая к взаимодействию родителей, детей, специалистов созданию развивающего пространства группы. РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную функции и служит удовлетворению потребностей и интересов детей. Правильно организованная, насыщенная, развивающая предметно-пространственная среда является основой организации увлекательной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ, где он обучается, играет, занимается, отдыхает. Данный проект направлен на создание модели современной развивающей предметно-пространственной среды нашей группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Педагогический проект
«Проектирование образовательной среды
в условиях ФГОС ДО»
Автор проекта: воспитатель
высшей квалификационной категории
Мусонова О.В.
Актуальность проекта:
Современный детский сад - место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в необходимых для него сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Каждый компонент РППС должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом каждый ребёнок в группе, может заниматься любимым делом, демонстрировать свою индивидуальность и творчество, а также станет показателем профессиональной компетентности педагога.
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС ДО – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественно-эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОО.
Развивающая предметная среда - одно из средств формирования личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта.
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс, позволяющий воспитателю проявлять творчество, привлекая к взаимодействию родителей, детей, специалистов созданию развивающего пространства группы.
РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную функции и служит удовлетворению потребностей и интересов детей. Правильно организованная, насыщенная, развивающая предметно-пространственная среда является основой организации увлекательной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ, где он обучается, играет, занимается, отдыхает.
Данный проект направлен на создание модели современной развивающей предметно-пространственной среды нашей группы.
Проблема:
В связи с тем, что предметно-пространственная среда группы не отвечает требованиям ФГОС ДО в полном объёме и не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы, мы пришли к выводу о пересмотре организации среды, размещении (совмещении) центров развития и оборудования.
Если в групповом пространстве создать РППС, соответствующую особенностям педагогического процесса, определённого ФГОС ДО, то она будет эффективно способствовать всестороннему развитию дошкольников.
Тема проекта: «Создание РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО».
Тип проекта: практико-ориентированный;
Вид проекта: внутренний, групповой;
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, воспитанники;
Продолжительность проекта: долгосрочный;
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов, родителей по организации РППС в группе;
Продукт проекта: обновлённая РППС, соответствующая условиям ФГОС ДО;
Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое, информационное.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск».
Цель проекта: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и развитию детей.
Задачи проекта:
- изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- организована модель современной предметно-развивающей среды на основе создания центров развития;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- повышен уровень профессиональной компетентности педагогов создания современной предметно-развивающей среды, обеспечивающий полноценное развитие дошкольников;
- приобщение воспитанников к активной творческой деятельности в интерьере группы;
- заинтересованность и содействие родителей при создании комфортной РППС группы.
Нормативно-правовая база проекта:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России № 26 от 15.05.2013;
- Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений»;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы: В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Устав ДОУ;
- Годовой план работы ДОУ;
- Положение о педагогическом Совете ДОУ;
- Положение о родительском комитете ДОУ.
Условия организации РППС:
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо:
- предусматривать гибкое и вариативное использование пространства, открытость среды для преобразования;
- безопасность среды;
- современность среды;
- доступность среды;
- эстетичность среды;
- комфортность среды;
- полифункциональность, трансформируемость;
- наполнять среду предметами, соответствующими «зоне ближайшего развития»;
- учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности;
- предметы, материалы, игры, оборудование должны быть соответствовать возрасту детей и размещены так, чтобы было удобно организовать как самостоятельную, так и совместную деятельность;
- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
- использовать дидактический материал, предметы, выполняющие информационную функцию об окружающем мире, стимулирования активности, поддержке интереса детей к деятельности;
-
Важно, чтобы предметная среда носила характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке, развитию, пополнению, обновлению.
Расположение центров активности:
Социально-коммуникативное развитие:
- центр ролевых и режиссерских игр;
- центр «Краеведение»;
- мини-музей.
Познавательное развитие:
- центр познавательно-исследовательской деятельности;
- развивающий центр;
- центр сенсорики «Волшебные пальчики»;
- «Лего»-центр.
Речевое развитие:
- речевого развития;
- библиотека.
Художественно-речевое развитие:
- центр «Юный художник»;
- музыкальный центр;
- центр театрализованной деятельности «Фантазёры».
Физическое развитие:
- спортивный центр;
- уголок уединения и релаксации;
- центр безопасности, ЗОЖ.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- формирование проблемы, постановка цели и задач проекта;
- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов;
- анализ условий по организации РППС в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
- знакомство с опытом работы педагогов детских садов;
- консультации для родителей: «Что такое РППС?», «Группа будущего».
Основной:
- разработка перспективного плана по организации и обогащению среды группы с привлечением администрации, родителей;
- родительское собрание «Бюро находок» (обсуждение возможных компонентов развивающей среды группы);
- создание современной РППС в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- привлечение к оформлению группой комнаты творческими поделками, изготовленными руками воспитанников и их родителей.
Заключительный:
- день открытых дверей для молодых воспитателей ДОУ;
- создание презентации «Знакомьтесь, наша группа!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»
сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО...
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»
В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»
В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...
Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса....
