Педагогический проект "Проектирование образовательной среды в условиях ФГОС ДО"
проект

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

      Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс, позволяющий воспитателю проявлять творчество, привлекая к взаимодействию родителей, детей, специалистов созданию развивающего пространства группы. РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную функции и служит удовлетворению потребностей и интересов детей. Правильно организованная, насыщенная, развивающая предметно-пространственная среда является основой организации увлекательной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ, где он обучается, играет, занимается, отдыхает. Данный проект направлен на создание модели современной развивающей предметно-пространственной среды нашей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mov_proekt_rpps.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Педагогический проект

«Проектирование образовательной среды

в условиях ФГОС ДО»

Автор проекта: воспитатель

высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

Актуальность проекта:

      Современный детский сад - место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками,  в необходимых для него сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Каждый компонент РППС должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом каждый ребёнок в группе, может заниматься любимым делом, демонстрировать свою индивидуальность и творчество, а также станет показателем профессиональной компетентности педагога.

     Среда развития ребёнка в структуре ФГОС ДО – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественно-эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОО.

      Развивающая предметная среда - одно из средств формирования личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта.

      Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс, позволяющий воспитателю проявлять творчество, привлекая к взаимодействию родителей, детей, специалистов созданию развивающего пространства группы.

      РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную функции и служит удовлетворению потребностей и интересов детей. Правильно организованная, насыщенная, развивающая предметно-пространственная среда является основой организации увлекательной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ, где он обучается, играет, занимается, отдыхает.

      Данный проект направлен на создание модели современной развивающей предметно-пространственной среды нашей группы.

Проблема:

      В связи с тем, что предметно-пространственная среда группы не отвечает требованиям ФГОС ДО в полном объёме и не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы, мы пришли к выводу о пересмотре организации среды, размещении (совмещении) центров развития и оборудования. 

      Если в групповом пространстве создать РППС, соответствующую особенностям педагогического процесса, определённого ФГОС ДО, то она будет эффективно способствовать всестороннему развитию дошкольников.

Тема проекта: «Создание РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО».

Тип проекта: практико-ориентированный;

Вид проекта: внутренний, групповой;

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, воспитанники;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов, родителей по организации РППС в группе;

Продукт проекта: обновлённая РППС,  соответствующая  условиям ФГОС ДО;

Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое, информационное.

Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск».

Цель проекта: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и развитию детей.

Задачи проекта:

- изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их потребностей и интересов;

- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.  

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- организована модель современной предметно-развивающей среды на основе создания центров развития;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- повышен уровень профессиональной компетентности педагогов создания современной предметно-развивающей среды, обеспечивающий полноценное развитие дошкольников;

- приобщение воспитанников к активной творческой деятельности в интерьере группы;

- заинтересованность и содействие родителей при создании комфортной РППС группы.

Нормативно-правовая база проекта:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от

29.12.2012 г.;

- «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации  режима  работы  ДОО» СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России № 26 от 15.05.2013;

- Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013  г  N  1155  «Об  утверждении  федерального  государственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования»;

- Письмо  Минобрнауки  от  17.11.2011  г  №  03-877  о  реализации  приказа  Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования  для  учебно-методического  обеспечения  дошкольных образовательных учреждений»;

- Письмо  Минобразования  России  от  17.05.1995 г.  №  61/19-12  «О психолого-педагогических  требованиях  к  играм  и игрушкам  в современных условиях»;

- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы: В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

- Устав ДОУ;

- Годовой план работы ДОУ;

- Положение о педагогическом Совете ДОУ;

- Положение о родительском комитете ДОУ.

Условия организации РППС:

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо:

- предусматривать гибкое и вариативное использование пространства, открытость среды для преобразования;

- безопасность среды;

- современность среды;

- доступность среды;

- эстетичность среды;

- комфортность среды;

- полифункциональность, трансформируемость;

- наполнять среду предметами, соответствующими «зоне ближайшего развития»;

- учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности;

- предметы, материалы, игры, оборудование должны быть соответствовать возрасту детей и размещены так, чтобы было удобно организовать как самостоятельную, так и совместную деятельность;

- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;

- использовать дидактический материал, предметы, выполняющие информационную функцию об окружающем мире, стимулирования активности, поддержке интереса детей к деятельности;

-

      Важно, чтобы предметная среда носила характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке, развитию, пополнению, обновлению.

Расположение центров активности:

Социально-коммуникативное развитие:

- центр ролевых и режиссерских игр;

- центр «Краеведение»;

- мини-музей.

Познавательное развитие:

- центр познавательно-исследовательской деятельности;

- развивающий центр;

- центр сенсорики «Волшебные пальчики»;

- «Лего»-центр.

Речевое развитие:

- речевого развития;

- библиотека.

Художественно-речевое развитие:

- центр «Юный художник»;

- музыкальный центр;

- центр театрализованной деятельности «Фантазёры».

Физическое развитие:

- спортивный центр;

- уголок уединения и релаксации;

- центр безопасности, ЗОЖ.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- формирование проблемы, постановка цели и задач проекта;

- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов;

- анализ условий по организации РППС в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

- знакомство с опытом работы педагогов детских садов;

- консультации для родителей: «Что такое РППС?», «Группа будущего».

Основной:

- разработка перспективного плана по организации и обогащению среды группы с привлечением администрации, родителей;

- родительское собрание «Бюро находок» (обсуждение возможных компонентов развивающей среды группы);

- создание современной РППС в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- привлечение к оформлению группой комнаты творческими поделками, изготовленными руками воспитанников и их родителей.

Заключительный:

- день открытых дверей для молодых воспитателей ДОУ;

- создание презентации «Знакомьтесь, наша группа!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

сохранение и укрепление здоровья дошкольников по­средством обеспечения безопасной и психологически комфорт­ной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса....