«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»
консультация
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.
Под психологической безопасностью понимается защищенность
- от угроз,
- психологического насилия,
- унижения и оскорбления,
- от заброшенности,
- пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Психологическая безопасность это:
- система организации режима жизнедеятельности воспитанников;
- система организации межличностных отношений в санатории.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т.д.
- организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей, проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение детей в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в санатории:
Вы их знаете, но я еще раз на них остановлюсь:
- влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его педагогическое мастерство); как владеет педагогическим мастерством и что может предложить детям.
- психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
- психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера). Желание помочь детям.
Развивающая среда создает у детей положительную установку и позитивное представление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы.
В группах детского сада могут быть организованы специальные уголки и зоны, которые способствуют сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.
Угол приветствия.
1. Это стенд «Здравствуй, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Придя после выходных дней в дс., ребенок переворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе.
2. Стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок пиктограмм отмечают свое настроение.
Уголок достижений.
Что туда может входить:
1. «Цветок достижений» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок, в конце недели ребенок поощряется);
2. «Звезда недели» (в середине большой звезды — фото ребенка, на концах — информация о нем, которой он гордится);
3. «Копилка добрых дел, «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.
Уголок гнева.
Для чего нужен? Дать детям возможность в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева.
1. Здесь может быть «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться.
2. «Коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «Выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав газету);
- «Подушка-колотушка», «мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковер дружбы».
Уголок поздравлений.
Этот уголок формирует позитивное настроение, сплочение детского коллектива.
Это может быть специальное место, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей. После дня рождения плакат дарят имениннику.
Зона воды и песка.
Вы знаете, что из всех игровых материалов вода и песок являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Потому, что не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных и замкнутых детей.
Песок можно заменить фасолью, погружая руки в емкость ребенок может искать спрятанные игрушки, или по заданию находить заданную.
Зона уединения (но мы, не забываем, что ребенок должен находиться в поле зрения взрослого) - позволяет ребенку отдохнуть, расслабиться. Может быть оснащена подушками, ширмой. Здесь можно оборудовать «сухой дождик» (ленточный). Он развивает тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно побыть одному, спрятаться.
Уголок сенсорного развития.
В этом центре могут находиться звучащие игрушки, клубочки, шнуровки и т.д., которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния.
Вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия ребенка и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-630826-1455138729.jpg)
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в процессе воспитания и обучения
Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-510383-1449125185.jpg)
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-894421-1488310099.jpg)
Потенциальные и реальные угрозы для психологической безопасности и субъективной комфортности образовательной среды
Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. Проблема психологическо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400982-1391887477.jpg)
"Создание психологически комфортной образовательной среды средствами игровых технологий"
Занятие "Путешествие по русским народным сказкам"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002031-1516947891.jpg)
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-384270-1389899127.jpg)
Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО
Статья раскрывает управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/06/picture-307050-1609949548.jpg)
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...