Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг естественнонаучной направленности «Я исследователь»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Надагова Галимат Исмаиловна

Цель: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3.Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel_nadagova_g.i_2024.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани

«Детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 2

«14» сентября 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«16» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от г.

232

Дополнительная общеразвивающая

программа

платных образовательных услуг

естественнонаучной

направленности «Я исследователь»

Возраст воспитанников: 6-7 лет (2 корпус)

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Надагова Галимат Исмаиловна,

воспитатель

г. Нягань, 2024

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Особое место в формировании познавательной активности занимает экспериментирование дошкольников. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивать смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель и задачи

Цель: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

#1060;ормировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

#1056;асширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

#1056;азвивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: познавательно - исследовательская

Категория воспитанников

Воспитанники:6-7 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий для данной возрастной категории: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование лаборатории ДОУ

Отличительные особенности

Рабочая программа платной образовательной услуги «Я исследователь» составлена на основе программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под. ред. О.В. Дыбиной.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок умеет:

- проводить поисково-исследовательскую деятельность;

- выделить и поставить, проблему, которую необходимо разрешить;

- предложить возможные решения;

- проверить эти возможные решения;

- сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

- применить выводы к новым данным.

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Правила по ТБ.

Детская лаборатория

1

1

Наблюдение

2.

Необычные кораблики

1

1

Наблюдение

3.

Свойства песка и глины

1

1

Наблюдение

4.

Такой разный песок

1

1

Наблюдение

5.

Какими бывают камни

1

1

Наблюдение

6.

Почему все звучит?

1

1

Наблюдение

7.

Что такое горы

1

1

Наблюдение

8.

Дымящие горы

1

1

Наблюдение

9.

Почва

1

1

Наблюдение

10.

Соль. Сахар

1

1

Наблюдение

11.

Солнечный свет и рост

1

1

Наблюдение

12.

Дерево

1

1

Наблюдение

13.

Бумага

1

1

Наблюдение

14.

Сколько может выпить растение?

1

1

Наблюдение

15.

Строение, значение, функции и видоизменения частей растения

1

1

Наблюдение

16.

Плавление парафина

1

1

Наблюдение

17.

Мыло-фокусник

1

1

Наблюдение

18.

«Магниты, магнитные силы»

1

1

Наблюдение

19.

Кое-что о кислороде

1

1

Наблюдение

20.

Чем питаются семена?

1

1

Наблюдение

21.

Что такое гелиотропизм?

1

1

Наблюдение

22.

Солнечная система

1

1

Наблюдение

23.

Звезды – это интересно!

1

1

Наблюдение

24.

Земля – это шар

1

1

Наблюдение

25.

Освоение космоса

1

1

Наблюдение

26.

Все по кругу

1

1

Наблюдение

27.

Земля – наш общий дом

1

1

Наблюдение

28.

Диагностика

1

1

Самостоятельная работа

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

07

10

2024

-

Беседа

1

Введение. Правила по ТБ.

Детская лаборатория

Лаборатория

Теория

2.

14

10

2024

-

Практическая деятельность

1

Необычные кораблики

Лаборатория

Наблюдение

3.

21

10

2024

-

Практическая деятельность

1

Свойства песка и глины

Лаборатория

Наблюдение

4.

28

10

2024

-

Практическая деятельность

1

Такой разный песок

Лаборатория

Наблюдение

5.

04

11

2024

-

Практическая деятельность

1

Какими бывают камни

Лаборатория

Наблюдение

6.

11

11

2024

-

Практическая деятельность

1

Почему все звучит?

Лаборатория

Наблюдение

7.

18

11

2024

-

Практическая деятельность

1

Что такое горы

Лаборатория

Наблюдение

8.

28

11

2024

-

Практическая деятельность

1

Дымящие горы

Лаборатория

Наблюдение

9.

02

12

2024

-

Практическая деятельность

1

Почва

Лаборатория

Наблюдение

10.

09

12

2024

-

Практическая деятельность

1

Соль. Сахар

Лаборатория

Наблюдение

11.

16

12

2024

-

Практическая деятельность

1

Солнечный свет и рост

Лаборатория

Наблюдение

12.

23

12

2024

-

Практическая деятельность

1

Дерево

Лаборатория

Наблюдение

13.

30

12

2024

-

Практическая деятельность

1

Бумага

Лаборатория

Наблюдение

14.

13

01

2025

-

Практическая деятельность

1

Сколько может выпить растение?

Лаборатория

Наблюдение

15.

20

01

2025

-

Практическая деятельность

1

Строение, значение, функции и видоизменения частей растения

Лаборатория

Наблюдение

16.

27

01

2025

-

Практическая деятельность

1

Плавление парафина

Лаборатория

Наблюдение

17.

03

02

2025

-

Практическая деятельность

1

Мыло-фокусник

Лаборатория

Наблюдение

18.

10

02

2025

-

Практическая деятельность

1

«Магниты, магнитные силы»

Лаборатория

Наблюдение

19.

17

02

2025

-

Практическая деятельность

1

Кое-что о кислороде.

Лаборатория

Наблюдение

20.

24

02

2025

-

Практическая деятельность

1

Чем питаются семена?

Лаборатория

Наблюдение

21.

03

03

2025

-

Практическая деятельность

1

Что такое гелиотропизм?

Лаборатория

Наблюдение

22.

10

03

2025

-

Практическая деятельность

1

Солнечная система.

Лаборатория

Наблюдение

23.

17

03

2025

-

Практическая деятельность

1

Звезды – это интересно!

Лаборатория

Наблюдение

24.

24

03

2025

-

Практическая деятельность

1

Земля – это шар.

Лаборатория

Наблюдение

25.

31

03

2025

-

Практическая деятельность

1

Освоение космоса.

Лаборатория

Наблюдение

26.

07

04

2025

-

Практическая деятельность

1

Все по кругу.

Лаборатория

Наблюдение

27.

14

04

2025

-

Практическая деятельность

1

Земля – наш общий дом.

Лаборатория

Наблюдение

28.

21

04

2025

-

Практическая деятельность

1

Диагностика

Лаборатория

Самостоятельная работа

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 23 лет.

Педагогический стаж: 14 лет.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: лаборатория ДОУ

Основное оборудование:

- приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

- разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);

- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

- песок, глина, почва;

- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

- специальная одежда (халаты, головные уборы);

- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

- карточки-схемы проведения эксперимента;

- индивидуальные дневники экспериментов;

- правила работы с материалом.

Дидактические пособия:

- плакат «Космос и солнечная система»;

- плакат «Космос»;

- плакат «Звездное небо»;

- плакат «Природные явления»;

- набор «Планеты солнечной системы»

Пособия для опытов:

- юный биолог (растения);

- коллекция «Полезные ископаемые 1»;

- коллекция «Полезные ископаемые 2»;

- чудеса погоды;

- вулканы;

- волшебный кристалл.

Учебно-методические условия

Нет


Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по диагностике А.И. Ивановой.


Список литературы

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»: Воронеж. «Учитель», 2002.
  2. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет.-СПб.: речь, 2007.
  3. Нищаева Н.В. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…»./ ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008.
  4. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов: Научно-популярная лит-ра. – М.:Дет.лит.,1988.
  5. Шорыгина Т.А. О космосе: Педагогические беседы – М.: Книголюб, 2005.

Содержание теоретических и практических занятий (6-7 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

Дать детям элементарные представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); о способе познания мира - экспериментировании (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории, технике безопасности.

Познакомить детей с приборами для наблюдения: лупой микроскопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

2

Песок и глина

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы как песок и глина, и их свойствами; показать чем они похожи и чем отличаются.

3

Свойства песка и глины

Учить детей выделять свойства песка и глины.

4

Такой разный песок

Дать знания об образовании песка в природе. Познакомить с различными видами песка (речной, морской, пустынный).

5

Какими бывают камни

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

6

Волшебный кристалл

Познакомить детей с природой кристаллов. Научить детей выращивать кристаллы в условиях лаборатории.

7

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить создать модель гор из различных камней.

8

Дымящие горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах (на модели показать действующий вулкан)

9

Почва

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина)

10

Зеленая жизнь под солнцем

Познакомить детей как солнечный свет влияет на рост и развитие растений.

11

Солнечный свет и рост

Опытном путем проверить как солнечный свет влияет на рост растений.

12

Потеют ли растения?

Познакомить детей с таким явлением как «Транспирация» (испарение воды в результате нагревания). Провести эксперимент с растениями и выяснить, что

у растений тоже может проходить процесс транспирации – растения потеют через крошечные отверстия в листьях, которые называются устьице.

13

Внутри зернышка?

Познакомить детей со строением зерен (на примере боба/фасоли).

14

Сколько может выпить растение?

Дать представление детям о том, как полив влияет на жизнь растений.

15

Огород без семян

Сформировать у детей представление о корне растений как основной части растений, и какие важные функции они выполняют.

16

Замечательные клубни

Познакомить детей с клубнем. Дать понятие, что клубень это видоизменённый подземный побег с коротким утолщенным стеблем.

17

Строим террариум

Познакомить детей с террариумом, что это простая система, в которой соблюдены все необходимые условия для жизни животных и растений, и представляет собой маленькую самостоятельную экосистему.

18

Что такое гидропоника?

Дать представление детям о новом способе выращивания растений как гидропоника. Гидропоника – это способ выращивание растений без применения воды.

19

Кое-что о кислороде.

Сформировать представления у детей о таком важном элементе как кислород для растений.

20

Чем питаются семена?

Дать представление детям о питании растений. Провести опыт по выявлению крахмала в созревших семенах растений и что он является основным питательным веществом, которое они запасают в прок.

21

Что такое гелиотропизм?

Познакомить детей с гелиотропизмом как необходимым процессом для питания растений.

22

Солнечная система.

Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная», объяснить, что представляет собой Вселенная. Ввести понятия «звезды», « галактика».Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия « спутник», « кометы», « планеты», «метеор», « орбита».Обогатить и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

23

Звезды – это интересно!

Расширить представление о звездном небе, сформировать понятие о созвездиях. Познакомить с символикой некоторых созвездий, развить у детей интерес к научному познанию космического пространства.

24

Земля – это шар.

Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара. Познакомить с представлениями древних людей о форме Земли.

25

Освоение космоса.

Расширить представление детей о космических полетах. Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским, С. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин, подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитать в детях гордость за свою страну.

26

Все по кругу.

Подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи, формировать временные представления.

27

Земля – наш общий дом.

Закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу. Закрепить представление детей об океанах и материках планеты Земля.

28

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений воспитанников в экспериментальной деятельности.

Диагностика

Цель: выявление уровня знаний и умений в экспериментальной деятельности.

Критерии:

- высокий –ребенок выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя; умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам; использует несколько графических способов фиксации опытов;

- средний–ребенок выполняет инструкции, содержащие 2-3поручения одновременно; начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки; находит и отмечает различия между объектами; называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов;

- низкий – ребенок к концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу; самостоятельно наблюдает простые опыты.

Фамилия, имя ребенка

высокий

средний

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников»  за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...

Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги общеразвивающей направленности «Мульти-пульти»

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартн...

Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги социальногуманитарной направленности «ЗвукоЗаврик»

Программа дополнительного образования составлена на основе программы Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» с учетом межпредметных связей по областям: 1. Познанавательное...

Приказ об платной образовательной услуге художественного направления "Волшебный сундучок"

Приказ об платной образовательной услуге художественного направления "Волшебный сундучок"...

Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг познавательной направленности «Хочу всё знать» Возраст воспитанников: 6-7 лет (2 корпус) Срок реа

Цель: формирование графических навыков, подготовка руки к письму, развитие познавательной активности.Задачи:- знакомить детей с ориентировкой на листе в клетку;- дать понятие о симметрии: симметрично ...