Дополнительные общеразвивающие программы платных образовательных услуг познавательной направленности «Хочу всё знать», "Я-исследователь"
рабочая программа (подготовительная группа)
Цель: формирование графических навыков, подготовка руки к письму, развитие познавательной активности. Задачи: - знакомить детей с ориентировкой на листе в клетку; - дать понятие о симметрии: симметрично повторять и рисовать с правой или с левой стороны рисунка; -формировать умение ориентироваться на образец, точно его копировать; - развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний; - формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида; - развивать сенсомоторную координацию и тонкую моторику руки; - развивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость, уверенность в себе, адекватную самооценку; зрительное внимание, память, устойчивость и усидчивость. -соблюдать во время работы правила письма (положение корпуса, тетради, руки). |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.52 КБ | |
| 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани
«Детский сад №4 «Веснянка»
СОГЛАСОВАНО на заседании Управляющего совета Протокол № 2 «25» сентября 2023г. | УТВЕРЖДЕНО приказом от #1075;. №151 | |
Дополнительная общеразвивающая программа
платных образовательных услуг
познавательной направленности «Хочу всё знать»
Возраст воспитанников: 6-7 лет (2 корпус)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Надагова Галимат Исмаиловна
воспитатель
г. Нягань, 2024
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность и новизна | Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. Учитывая, важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка надо начинать с детского сада. Данная программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. |
Цель и задачи | Цель: формирование графических навыков, подготовка руки к письму, развитие познавательной активности. Задачи: - знакомить детей с ориентировкой на листе в клетку; - дать понятие о симметрии: симметрично повторять и рисовать с правой или с левой стороны рисунка; -формировать умение ориентироваться на образец, точно его копировать; - развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний; - формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида; - развивать сенсомоторную координацию и тонкую моторику руки; - развивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость, уверенность в себе, адекватную самооценку; зрительное внимание, память, устойчивость и усидчивость. -соблюдать во время работы правила письма (положение корпуса, тетради, руки). |
Уровень сложности и направленность | Стартовый уровень сложности. Направленность: интеллектуальная, графические навыки. |
Категория воспитанников | Воспитанники: 6-7 лет. |
Объем и срок освоения программы | Количество занятий: 32. Срок освоения: 1 год. |
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности | Форму обучения: очная. Особенности: использование в практической деятельности проектной деятельности, работу с интерактивным столом, способствует формированию у детей графических навыков и умений. |
Отличительные особенности | 1. Дети выполняют практические задания. 2. Воспитанники, выполняют теоретические задания. |
Условия реализации программы | Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей (законных представителей). |
Планируемые результаты освоения программы | Ребенок умеет: - ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради; - ориентироваться на образец и точно его копировать; - умеет сохранять правильную посадку и положение рук при письме; - выполнять задания по словесной и зрительной инструкции; У ребенка будут развиты: - мелкая моторика и координация движений; - сенсомоторная координация и тонкая моторика руки; - зрительное восприятие и внимание; - абстрактное мышление и воображение; - навыки сосредоточения на конкретном задании; - одновременная работа фонетического, визуального и графического восприятия; - ориентировка в пространстве и быстрая реакция на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево») |
Раздел 2. Содержание программы
Учебный план
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика | 1 | 1 | Работа в тетрадях | |
2 | «Знакомство с клеткой и точкой» Игра с клеткой | 1 | Работа в тетрадях | ||
3 | Вертикальные и горизонтальные палочки в двух клетках | 1 | 1 | Работа в тетрадях | |
4 | Рисование квадратов | 1 | 1 | Работа в тетрадях | |
5 | Вертикальные прямые линии | 1 | 1 | Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | |
6 | Рисование флажка» ( штриховка) | 1 | 1 | Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | |
7 | Учимся писать графический диктант (первый уровень сложности) «Маленькая собачка» | 1 | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | ||
8 | Графический диктант «Щенок» Повтори рисунок (в клеточку) | 1 | Работа в тетрадях Лист бумаги в клеточку с образцом | ||
9 | Графический диктант «Змея» Повтори рисунок (в клеточку) | 1 | 1 | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | |
10 | Графический диктант «Ракета» Повтори рисунок (в клеточку) | 1 | 1 | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | |
11 | Графический диктант «Ключик» Повтори рисунок (в клеточку) | 1 | 1 | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | |
12 | Графический диктант «Машина» Повтори рисунок (в клеточку) | 1 | 1 | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | |
13 | Графический диктант «Летящая птица» Повтори рисунок (в клеточку) | 1 | 1 | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом | |
14 | Графический диктант «Зайчик» Дорисовка рисунка «Бабочка» | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) | ||
15 | Графический диктант «Слон» Дорисовка рисунка «Игрушки» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) | |
16 | Графический диктант «Игрушечный заяц» Дорисовка рисунка «Мороженое» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) | |
17 | Графический диктант «Ёлочка» Дорисовка рисунка «Зайчик» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) | |
18 | Графический диктант «Робот» Дорисовка рисунка «Пингвин» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) | |
19 | Графический диктант «Грибок» Дорисовка рисунка «Человечек» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) | |
20 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Бабочка» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
21 | Графический диктант «Парусник» Дорисовка рисунка «Ёлочка» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
22 | Графический диктант «Сидящий зайчик» Дорисовка рисунка «Домик» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
23 | Графический диктант «Медведь» Дорисовка рисунка «Машина» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
24 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Бабочка» | 1 | 1 | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
25 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Кораблик» | 1 | 1 | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях | |
26 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Олень» | 1 | 1 | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
27 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Поросенок» | 1 | 1 | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях | |
28 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Ключ» Дорисовка рисунка «Бабочка» | 1 | 1 | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
29 | Срисовывание рисунка по образцу Дорисовка рисунка «Божья коровка» | 1 | 1 | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях | |
30 | Графический диктант «Кукла» Дорисовка рисунка «Пчёлка» | 1 | 1 | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
31 | Срисовывание рисунка по образцу Дорисовка рисунка «Груша» | 1 | 1 | Работа на альбомном листе Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) | |
32 | Диагностика | 1 | 1 | Работа в тетрадях | |
Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).
Календарный учебный график (подготовительная к школе группа №13)
№ п/п | Число | Месяц | Год | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 23 | 09 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Вводное | 1 | Диагностика | Группа | Работа в тетрадях |
2 | 30 | 09 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | «Знакомство с клеткой и точкой» Игра с клеткой | Группа | Работа в тетрадях |
3 | 07 | 10 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Вертикальные и горизонтальные палочки в двух клетках | Группа | Работа в тетрадях |
4 | 14 | 10 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Рисование квадратов | Группа | Работа в тетрадях |
5 | 21 | 10 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Вертикальные прямые линии | Группа | Работа в тетрадях в клеточку с образцом |
6 | 28 | 10 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Рисование флажка» ( штриховка) | Группа | Работа в тетрадях в клеточку с образцом |
7 | 11 | 11 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность Теоретическая деятельность | 1 | Учимся писать графический диктант (первый уровень сложности) «Маленькая собачка» | Группа | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом |
8 | 18 | 11 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность Теоретическая деятельность | 1 | Графический диктант «Щенок» Повтори рисунок (в клеточку) | Группа | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом |
9 | 25 | 11 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Змея» Повтори рисунок (в клеточку) | Группа | Работа в тетрадях Работа на листе бумаги в клеточку с образцом |
10 | 02 | 12 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Ракета» Повтори рисунок (в клеточку) | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) |
11 | 09 | 12 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Ключик» Повтори рисунок (в клеточку) | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) |
12 | 16 | 12 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Машина» Повтори рисунок (в клеточку) | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) |
13 | 23 | 12 | 2024 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Летящая птица» Повтори рисунок (в клеточку) | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) |
14 | 13 | 01 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность Теоритическая деятельность | 1 | Графический диктант «Зайчик» Дорисовка рисунка «Бабочка» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) |
15 | 20 | 01 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Слон» Дорисовка рисунка «Игрушки» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (на обычном листе бумаги) |
16 | 27 | 01 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность Теоретическая деятельность | 1 | Графический диктант «Игрушечный заяц» Дорисовка рисунка «Мороженое» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
17 | 03 | 02 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Ёлочка» Дорисовка рисунка «Зайчик» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
18 | 10 | 02 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Робот» Дорисовка рисунка «Пингвин» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
19 | 17 | 02 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа – 4 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Грибок» Дорисовка рисунка «Человечек» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
20 | 24 | 02 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность Теоретическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Бабочка» | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
21 | 03 | 03 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Парусник» Дорисовка рисунка «Ёлочка» | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях |
22 | 10 | 03 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Сидящий зайчик» Дорисовка рисунка «Домик» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
23 | 17 | 03 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Медведь» Дорисовка рисунка «Машина» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
24 | 24 | 03 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Бабочка» | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
25 | 31 | 03 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Кораблик» | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях |
26 | 07 | 04 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Олень» | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
27 | 14 | 04 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Поросенок» | Группа | Работа на альбомном листе Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
28 | 21 | 04 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Ключ» Дорисовка рисунка «Бабочка» | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
29 | 28 | 04 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Божья коровка» | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях |
30 | 05 | 05 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Графический диктант «Кукла» Дорисовка рисунка «Пчёлка» | Группа | Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
31 | 12 | 05 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Практическая деятельность | 1 | Срисовывание рисунка по образцу Дорисовка рисунка «Груша» | Группа | Работа на альбомном листе Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку) |
32 | 19 | 05 | 2025 | – 1 подгруппа – 2 подгруппа – 3 подгруппа | Теоритическаядеятельность | 1 | Диагностика | Группа | Работа на альбомном листе Работа в тетрадях Дорисовка рисунка в зеркальном отображении (в клеточку |
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
Кадровые условия | Количество педагогов, оказывающих услугу:1 Общий стаж:17 года. Педагогический стаж:17 года. Категория: первая категория |
Материально-технические условия | Помещение: группа 1. Технические средства: - интерактивный стол. 2. Оборудование для занятий: - тетради в крупную клетку; - раздаточный материал; - карандаши; - ластик; - фломастеры; - ручки; - готовые варианты диктантов; - альбомные листы; - бланки с образцами для срисовывания рисунков; - карточки с незаконченным узором или с ломаной линией; - карточки с незавершенными рисунками, выполненными с одной стороны (в клеточку и на обычном листе бумаги) для дорисовки. |
Учебно-методические условия | Нет |
Раздел 4. Оценка качества
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по экспресс - диагностике в детском саду под редакцией Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.
Список литературы
#1057;унцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево - право, верх-низ,
близко - далеко. – М.: Эксмо, 2010
#1058;ригер Р. Д.Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XX I век», 1998
#1043;олубина Т.С. «Чему научит клеточка» Методическое пособие, Мозаика – Синтез, 2004.
#1053;.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» - М.:
Генезис, 2008. -80с.
#1042;.Т.Голубь «Графические диктанты»
Приложение
Рабочая программа
Содержание теоретических и практических занятий (6-7 лет)
№ п/п | Тема | Содержание теоретического занятия | Содержание практического занятия |
1. | Диагностика | #1042;ыявить у детей уровень развития мелкой моторики, используя дидактический материал. #1054;пределить уровень подготовленности детей. | |
2. | Знакомство с тетрадью в клетку Игра с клеткой | #1055;ознакомить детей с тетрадью, формировать знание, из каких частей состоит тетрадь (обложка, листы, страница), что можно в ней делать. #1042;оспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы. | #1059;чить правильно, держать карандаш, аккуратно обводить предметы. |
3. | Вертикальные и горизонтальные палочки в двух клетках | #1060;ормировать способность продолжать начатый узор или ломаную линию до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. #1056;азвивать абстрактное мышление и воображение. #1042;оспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы. | |
4. | Рисование квадратов | 1.Формировать умение детей, изображать рисунок по образцу, начиная от поставленной точки. #1055;родолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку; #1042;оспитывать усидчивость, терпение. | |
5. | Вертикальные прямые линии | #1055;родолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку;2. Учить рисовать по клеточкам, повторяя несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги. #1056;азвивать абстрактное мышление и воображение. 3.Воспитывать усидчивость, терпение. | |
6. | Рисование флажка» ( штриховка) | 1.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях; #1042;оспитывать усидчивость, терпение. | |
7. | Учимся писать графический диктант (первый уровень сложности) «Маленькая собачка» | #1060;ормировать у детей навыки графического письма. #1056;асширять знания о характерных внешних признаках собак (внешний вид, шерсть, окраску), расширить представления об их питании, повадках, привычках, голосе (характерном лае). | #1056;азвивать мелкую моторику рук, координацию движений. #1056;азвивать зрительное восприятие и произвольное внимание. #1055;родолжать учить ориентироваться на листе бумаги. #1055;родолжать учить правильно держать карандаш. |
8. | Графический диктант «Щенок» Повтори рисунок (в клеточку) | #1044;ать понятие о симметрии: познакомить с техникой дорисовки симметричного рисунка на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. #1057;формировать представления о роли собак в жизни человека. | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. 2.Учить рисовать по клеточкам, повторяя несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги. #1056;азвивать абстрактное мышление и воображение. 4.Воспитывать усидчивость, терпение. |
9. | Графический диктант «Змея» Повтори рисунок (в клеточку) | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. 2.Учить рисовать по клеточкам, повторяя несложные рисунки, ориентироваться на листе бумаги. #1056;азвивать абстрактное мышление и воображение. 4.Воспитывать усидчивость, терпение. | |
10. | Графический диктант «Ракета» Повтори рисунок (в клеточку) | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. 3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида. #1056;азвивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость. 5.Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы. | |
11. | Графический диктант «Ключик» Повтори рисунок (в клеточку) | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. 3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида. #1056;азвивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость. 5.Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы. | |
12. | Графический диктант «Машина» Повтори рисунок (в клеточку) | #1057;овершенствовать графические навыки, тренировать мелкую мускулатуру рук. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. 3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида. #1056;азвивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость. 5.Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы. | |
13. | Графический диктант «Летающая птица» Повтори рисунок (в клеточку) | учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных видов штриховки; развивать мелкую моторику рук в процессе овладения техникой штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных видов штриховки; развивать мелкую моторику рук в процессе овладения техникой штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных видов штриховки; развивать мелкую моторику рук в процессе овладения техникой штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. 3.Формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида. #1056;азвивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость. |
14 | Графический диктант «Зайчик» Дорисовка рисунка «Бабочка» | #1044;ать понятие о симметрии: познакомить с техникой дорисовки симметричного рисунка на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. #1056;асширять знания о диких животных, учить называть части тела зайца; развивать умение отвечать на поставленные вопросы, память, внимание, творческое воображение. | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. #1060;ормировать графические умения и навыки в заданиях разного вида. #1056;азвивать пространственную ориентацию, образное и логическое мышление, орфографическую зоркость. #1042;оспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы. |
15 | Графический диктант «Слон» Дорисовка рисунка «Игрушки» | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок на обычном листе бумаги в зеркальном отображении. 3.Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
16 | Графический диктант «Игрушечный заяц» Дорисовка рисунка «Мороженое» | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 3.Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
17 | Графический диктант «Ёлочка» Дорисовка рисунка «Зайчик» | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 3.Развивать навыки сосредоточения на конкретном задании. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
18 | Графический диктант: «Робот» Дорисовка рисунка «Пингвин» | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 3.Развивать навыки сосредоточения на конкретном задании. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
19 | Графический диктант «Грибок» Дорисовка рисунка «Человек» | #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 3.Развивать зрительное восприятие и внимание. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
20 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Бабочка» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 4.Развивать: - одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия; - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево») | |
21 | Графический диктант «Парусник» Дорисовка рисунка « Ёлочка» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. 3.Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
22 | Графический диктант «Сидящий Заяц» Дорисовка рисунка «Домик» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 4.Развивать: - одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия; - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево») | |
23 | Графический диктант «Медведь» Дорисовка рисунка «Машина» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. 3.Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
24 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Бабочка» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. 3.Развивать: - одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия; - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево») | |
25 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Кораблик» |
| #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. 3.Развивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. |
26 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Олень» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 4.Развивать: - одновременно работу фонетического, визуального и графического восприятия; - ориентировку в пространстве и быструю реакцию на слова («вверх», «вниз», «вправо», «влево») | |
27 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант « Поросёнок» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. 3.Развивать зрительное восприятие и внимание. 4.Воспитывать усидчивость и терпение. | |
28 | Срисовывание рисунка по образцу Графический диктант «Ключ» Дорисовка рисунка «Бабочка» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | |
29 | Срисовка рисунка по образцу Дорисовка рисунка « Божья коровка» | #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. #1056;азвивать зрительное восприятие и внимание. #1042;оспитывать усидчивость и терпение. | |
30 | Графический диктант «Кукла» Дорисовка рисунка Пчёлка» | #1059;чить ориентироваться на образец и точно его копировать. #1060;ормировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. #1056;азвивать способность выполнять задания по словесной и зрительной инструкции. #1042;оспитывать усидчивость и терпение. | |
31 | Срисовка рисунка по образцу Дорисовка рисунка «Груша» | #1059;чить дорисовывать симметричный рисунок по клеточкам в зеркальном отображении. #1056;азвивать зрительное восприятие и внимание. #1042;оспитывать усидчивость и терпение. | |
32 | Диагностика | #1042;ыявить уровень графо - моторного развития детей, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук. |
Диагностика
Цель: выявление уровня графо - моторного развития детей
используются критерии оценки формирования мелкой моторики по экспресс - диагностике в детском саду под редакцией Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко
Ориентировка на листе бумаги в клетку
Цель: оценка сформированности умения ориентироваться на листе бумаги.
Критерии:
Высокий уровень: четко выполняет все задания без помощи взрослого;
Средний уровень: частично справляется с заданиями; допускает незначительные ошибки, иногда прибегает к помощи взрослого;
Низкий уровень: испытывает трудности при выполнении заданий; постоянно прибегает к помощи взрослого.
Графические диктанты
Цель: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Критерии:
высокий уровень: ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры
(в одном из них допускаются отдельные ошибки);
средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому;
низкий уровень: ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.
Срисовывание рисунка по образцу (домик)
Критерии:
Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Критерии:
высокий уровень: образец скопирован, верно, без ошибок;
средний уровень: ребенок допускает 3 ошибки;
низкий уровень: ребенок допускает более 3 ошибок.
№ | Фамилия, имя ребенка | Ориентировка на листе бумаги в клетку | Графические диктанты | Срисовывание рисунка по образцу | Итог |
1 | Анваров Ростислав | высокий | высокий | высокий | высокий |
2 | Бабаян Сергей | высокий | высокий | высокий | высокий |
3 | Боряк Никита | средний | средний | средний | средний |
4 | Бондаренко Пелагея | низкий | низкий | низкий | средний |
5 | Грецкий Матвей | высокий | высокий | высокий | средний |
6 | Гюрджян Артём | низкий | низкий | низкий | высокий |
7 | Кабдышева Ангелина | средний | средний | средний | высокий |
8 | Костырева Анна | средний | средний | средний | средний |
9 | Мингалеева Милена | средний | средний | средний | средний |
10 | Мокрушин Сергей | средний | средний | средний | средний |
11 | Пиваваров Никита | средний | средний | средний | средний |
12 | Турсунбаева Индира | высокий | высокий | высокий | высокий |
13 | Чернышова Ксения | высокий | высокий | высокий | высокий |
14 | Чернов Сергей | низкий | низкий | низкий | низкий |
15 | Чуприна Варвара | средний | средний | средний | средний |
16 | Семенин Захар | средний | средний | средний | средний |
Высокий - 5 чел. (32%)
Средний - 8 чел. (50%)
Низкий - 3 чел. (18 %)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани
«Детский сад №4 «Веснянка»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 2 «14» сентября 2021 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании Управляющего совета Протокол № 2 «16» сентября 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом от 30.09.21 г. №232 |
Дополнительная общеразвивающая
программа
платных образовательных услуг
естественнонаучной
направленности «Я исследователь»
Возраст воспитанников: 6-7 лет (2 корпус)
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Надагова Галимат Исмаиловна,
воспитатель
г. Нягань, 2024
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность и новизна | Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Особое место в формировании познавательной активности занимает экспериментирование дошкольников. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивать смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. |
Цель и задачи | Цель: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи: 1.Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 3.Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). 4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. |
Уровень сложности и направленность | Стартовый уровень сложности. Направленность: познавательно - исследовательская |
Категория воспитанников | Воспитанники:6-7 лет. |
Объем и срок освоения программы | Количество занятий для данной возрастной категории: 28. Срок освоения: 1 год. |
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности | Форму обучения: очная. Особенности: использование лаборатории ДОУ |
Отличительные особенности | Рабочая программа платной образовательной услуги «Я исследователь» составлена на основе программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под. ред. О.В. Дыбиной. |
Условия реализации программы | Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей). |
Планируемые результаты освоения программы | Ребенок умеет: - проводить поисково-исследовательскую деятельность; - выделить и поставить, проблему, которую необходимо разрешить; - предложить возможные решения; - проверить эти возможные решения; - сделать выводы в соответствии с результатом проверки; - применить выводы к новым данным. |
Раздел 2. Содержание программы
Учебный план
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение. Правила по ТБ. Детская лаборатория | 1 | 1 | Наблюдение | |
2. | Необычные кораблики | 1 | 1 | Наблюдение | |
3. | Свойства песка и глины | 1 | 1 | Наблюдение | |
4. | Такой разный песок | 1 | 1 | Наблюдение | |
5. | Какими бывают камни | 1 | 1 | Наблюдение | |
6. | Почему все звучит? | 1 | 1 | Наблюдение | |
7. | Что такое горы | 1 | 1 | Наблюдение | |
8. | Дымящие горы | 1 | 1 | Наблюдение | |
9. | Почва | 1 | 1 | Наблюдение | |
10. | Соль. Сахар | 1 | 1 | Наблюдение | |
11. | Солнечный свет и рост | 1 | 1 | Наблюдение | |
12. | Дерево | 1 | 1 | Наблюдение | |
13. | Бумага | 1 | 1 | Наблюдение | |
14. | Сколько может выпить растение? | 1 | 1 | Наблюдение | |
15. | Строение, значение, функции и видоизменения частей растения | 1 | 1 | Наблюдение | |
16. | Плавление парафина | 1 | 1 | Наблюдение | |
17. | Мыло-фокусник | 1 | 1 | Наблюдение | |
18. | «Магниты, магнитные силы» | 1 | 1 | Наблюдение | |
19. | Кое-что о кислороде | 1 | 1 | Наблюдение | |
20. | Чем питаются семена? | 1 | 1 | Наблюдение | |
21. | Что такое гелиотропизм? | 1 | 1 | Наблюдение | |
22. | Солнечная система | 1 | 1 | Наблюдение | |
23. | Звезды – это интересно! | 1 | 1 | Наблюдение | |
24. | Земля – это шар | 1 | 1 | Наблюдение | |
25. | Освоение космоса | 1 | 1 | Наблюдение | |
26. | Все по кругу | 1 | 1 | Наблюдение | |
27. | Земля – наш общий дом | 1 | 1 | Наблюдение | |
28. | Диагностика | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).
Календарный учебный график
№ п/п | Число | Месяц | Год | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 07 | 10 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Беседа | 1 | Введение. Правила по ТБ. Детская лаборатория | Лаборатория | Теория |
2. | 14 | 10 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Необычные кораблики | Лаборатория | Наблюдение |
3. | 21 | 10 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Свойства песка и глины | Лаборатория | Наблюдение |
4. | 28 | 10 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Такой разный песок | Лаборатория | Наблюдение |
5. | 04 | 11 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Какими бывают камни | Лаборатория | Наблюдение |
6. | 11 | 11 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Почему все звучит? | Лаборатория | Наблюдение |
7. | 18 | 11 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Что такое горы | Лаборатория | Наблюдение |
8. | 28 | 11 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Дымящие горы | Лаборатория | Наблюдение |
9. | 02 | 12 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Почва | Лаборатория | Наблюдение |
10. | 09 | 12 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Соль. Сахар | Лаборатория | Наблюдение |
11. | 16 | 12 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Солнечный свет и рост | Лаборатория | Наблюдение |
12. | 23 | 12 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Дерево | Лаборатория | Наблюдение |
13. | 30 | 12 | 2024 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Бумага | Лаборатория | Наблюдение |
14. | 13 | 01 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Сколько может выпить растение? | Лаборатория | Наблюдение |
15. | 20 | 01 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Строение, значение, функции и видоизменения частей растения | Лаборатория | Наблюдение |
16. | 27 | 01 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Плавление парафина | Лаборатория | Наблюдение |
17. | 03 | 02 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Мыло-фокусник | Лаборатория | Наблюдение |
18. | 10 | 02 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | «Магниты, магнитные силы» | Лаборатория | Наблюдение |
19. | 17 | 02 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Кое-что о кислороде. | Лаборатория | Наблюдение |
20. | 24 | 02 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Чем питаются семена? | Лаборатория | Наблюдение |
21. | 03 | 03 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Что такое гелиотропизм? | Лаборатория | Наблюдение |
22. | 10 | 03 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Солнечная система. | Лаборатория | Наблюдение |
23. | 17 | 03 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Звезды – это интересно! | Лаборатория | Наблюдение |
24. | 24 | 03 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Земля – это шар. | Лаборатория | Наблюдение |
25. | 31 | 03 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Освоение космоса. | Лаборатория | Наблюдение |
26. | 07 | 04 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Все по кругу. | Лаборатория | Наблюдение |
27. | 14 | 04 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Земля – наш общий дом. | Лаборатория | Наблюдение |
28. | 21 | 04 | 2025 | 17.00 - 17.30 | Практическая деятельность | 1 | Диагностика | Лаборатория | Самостоятельная работа |
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
Кадровые условия | Количество педагогов, оказывающих услугу:1 Общий стаж: 23 лет. Педагогический стаж: 14 лет. Категория: высшая категория |
Материально-технические условия | Помещение: лаборатория ДОУ Основное оборудование: - приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.); - разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; - разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые); - медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.); - песок, глина, почва; - прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.). Дополнительное оборудование: - специальная одежда (халаты, головные уборы); - контейнеры для сыпучих и мелких предметов; - карточки-схемы проведения эксперимента; - индивидуальные дневники экспериментов; - правила работы с материалом. Дидактические пособия: - плакат «Космос и солнечная система»; - плакат «Космос»; - плакат «Звездное небо»; - плакат «Природные явления»; - набор «Планеты солнечной системы» Пособия для опытов: - юный биолог (растения); - коллекция «Полезные ископаемые 1»; - коллекция «Полезные ископаемые 2»; - чудеса погоды; - вулканы; - волшебный кристалл. |
Учебно-методические условия | Нет |
Раздел 4. Оценка качества
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по диагностике А.И. Ивановой.
Список литературы
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»: Воронеж. «Учитель», 2002.
- Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет.-СПб.: речь, 2007.
- Нищаева Н.В. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…»./ ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008.
- Рабиза Ф.В. Опыты без приборов: Научно-популярная лит-ра. – М.:Дет.лит.,1988.
- Шорыгина Т.А. О космосе: Педагогические беседы – М.: Книголюб, 2005.
Содержание теоретических и практических занятий (6-7 лет)
№ п/п | Тема | Содержание теоретического занятия | Содержание практического занятия |
1 | Введение. Правила по ТБ. Ознакомление с приборами лаборатории | Дать детям элементарные представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); о способе познания мира - экспериментировании (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории, технике безопасности. Познакомить детей с приборами для наблюдения: лупой микроскопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. | |
2 | Песок и глина | Познакомить детей с такими компонентами неживой природы как песок и глина, и их свойствами; показать чем они похожи и чем отличаются. | |
3 | Свойства песка и глины | Учить детей выделять свойства песка и глины. | |
4 | Такой разный песок | Дать знания об образовании песка в природе. Познакомить с различными видами песка (речной, морской, пустынный). | |
5 | Какими бывают камни | Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. | |
6 | Волшебный кристалл | Познакомить детей с природой кристаллов. Научить детей выращивать кристаллы в условиях лаборатории. | |
7 | Что такое горы | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить создать модель гор из различных камней. | |
8 | Дымящие горы | Сформировать первоначальные представления о вулканах (на модели показать действующий вулкан) | |
9 | Почва | Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина) | |
10 | Зеленая жизнь под солнцем | Познакомить детей как солнечный свет влияет на рост и развитие растений. | |
11 | Солнечный свет и рост | Опытном путем проверить как солнечный свет влияет на рост растений. | |
12 | Потеют ли растения? | Познакомить детей с таким явлением как «Транспирация» (испарение воды в результате нагревания). Провести эксперимент с растениями и выяснить, что у растений тоже может проходить процесс транспирации – растения потеют через крошечные отверстия в листьях, которые называются устьице. | |
13 | Внутри зернышка? | Познакомить детей со строением зерен (на примере боба/фасоли). | |
14 | Сколько может выпить растение? | Дать представление детям о том, как полив влияет на жизнь растений. | |
15 | Огород без семян | Сформировать у детей представление о корне растений как основной части растений, и какие важные функции они выполняют. | |
16 | Замечательные клубни | Познакомить детей с клубнем. Дать понятие, что клубень это видоизменённый подземный побег с коротким утолщенным стеблем. | |
17 | Строим террариум | Познакомить детей с террариумом, что это простая система, в которой соблюдены все необходимые условия для жизни животных и растений, и представляет собой маленькую самостоятельную экосистему. | |
18 | Что такое гидропоника? | Дать представление детям о новом способе выращивания растений как гидропоника. Гидропоника – это способ выращивание растений без применения воды. | |
19 | Кое-что о кислороде. | Сформировать представления у детей о таком важном элементе как кислород для растений. | |
20 | Чем питаются семена? | Дать представление детям о питании растений. Провести опыт по выявлению крахмала в созревших семенах растений и что он является основным питательным веществом, которое они запасают в прок. | |
21 | Что такое гелиотропизм? | Познакомить детей с гелиотропизмом как необходимым процессом для питания растений. | |
22 | Солнечная система. | Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная», объяснить, что представляет собой Вселенная. Ввести понятия «звезды», « галактика».Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия « спутник», « кометы», « планеты», «метеор», « орбита».Обогатить и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система. | |
23 | Звезды – это интересно! | Расширить представление о звездном небе, сформировать понятие о созвездиях. Познакомить с символикой некоторых созвездий, развить у детей интерес к научному познанию космического пространства. | |
24 | Земля – это шар. | Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара. Познакомить с представлениями древних людей о форме Земли. | |
25 | Освоение космоса. | Расширить представление детей о космических полетах. Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским, С. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин, подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитать в детях гордость за свою страну. | |
26 | Все по кругу. | Подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи, формировать временные представления. | |
27 | Земля – наш общий дом. | Закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу. Закрепить представление детей об океанах и материках планеты Земля. | |
28 | Диагностика | Выявить уровень знаний и умений воспитанников в экспериментальной деятельности. |
Диагностика
Цель: выявление уровня знаний и умений в экспериментальной деятельности.
Критерии:
- высокий –ребенок выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя; умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам; использует несколько графических способов фиксации опытов;
- средний–ребенок выполняет инструкции, содержащие 2-3поручения одновременно; начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки; находит и отмечает различия между объектами; называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов;
- низкий – ребенок к концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу; самостоятельно наблюдает простые опыты.
№ | Фамилия, имя ребенка | высокий | средний | низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ "УМЕЛЫЕ РУЧКИ"
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. В процессе занятий у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое воспр...

Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг художественно-эстетической направленности «Делки - рукоделки»
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии, аппликации, нетрадиционной техники рисования и удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в худо...
Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг художественно - эстетической направленности "Делки - рукоделки" (3 - 4 года)
Срок реализации 1 год...
Дополнительная общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественно - эстетической направленности "Волшебная бумага " (6 - 7 лет)
срок реализации 1 год...
Дополнительна общеразвивающая программа платных образовательных услуг художественно - эстетической направленности "Пластилиновая живопись " ( 4 - 5 лет)
Срок реализации 1 год...

Дополнительная общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Маленький живописец»
Дополнительная общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Маленький живописец»...

Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг естественнонаучной направленности «Я исследователь»
Цель: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.Задачи:1.Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мир...
