«Патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству- это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»
В.А.Сухомлинский Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста»
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству- это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»
В.А.Сухомлинский Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в воспитании ребенка. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении - процесс освоения детьми наследия традиционной отечественной культуры, формирования чувства любви к Родине, привязанности к своей культуре, народу и прошлому. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с уважением, вниманием и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Цель методической разработки: формирование патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста через знакомство с историческим военным прошлым нашей страны.
Задачи:
- знакомить детей с историей страны, ее героическим прошлым;
-воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них;
-через знакомство с различными видами искусств расширять представления детей о героических событиях ВОВ;
-учить передавать полученные впечатления в различных видах деятельности (пении, движении, рисунках и поделках).
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим родным ближним, детскому саду, родным местам, родной стране. Развивается чувство ответственности и гордости за достижения своей страны, уважение к героическом прошлому своего Отечества. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание дошкольников и пробуждение у них любви к родному краю наиболее успешно осуществляются при комплексном подходе к решению этой проблемы (Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова). Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами гуманного воспитания, а также с учетом индивидуальных познавательных способностей дошкольников. Принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания. В процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития; детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что «мы должны вооружить детей знаниями, давать им больше методов изучения окружающего», «давать детям умение отображать и практически действовать» .
Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задана. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.
Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте - ценности процесса социализации ребенка. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи.
Тем не менее, она призвана выполнять следующие функции:
• привитие любви к родному краю;
• формирование знаний о своих генетических корнях;
• обеспечение здорового образа жизни;
• привитие чувства гордости за героев своего Отечества;
• формирование трудолюбия;
• воспитание чувства интернационализма.
Сотрудничество с родителями — одно из важнейших направлений в работе педагога. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Зарождение этих чувств начинается уже в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия .
Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к Родине - это введение растущего человека в родную культуру, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Патриотическое воспитание в детском саду - процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования чувств любви к Родине, привязанности к своей культуре, народу, прошлому. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле на которой живет ребенок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с уважением, вниманием и интересом относиться к истории и культуре других народов .
Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к малой родине — родному краю, городу, в котором живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.
День Победы
Тематическое занятие для старших групп
Цель: воспитание патриотических чувств дошкольника через все доступные ему художественно-эстетические средства (литература, музыку, живопись).
Задачи:донести до подрастающего поколения значение победы народа в Великой Отечественной войне.
Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народа средствами живописи, фотографии, музыки и поэзии. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник.
Воспитывать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, стремление быть похожими на них, оказывать им посильную помощь.
Мероприятие проводится в музыкальном зале.
Необходимый реквизит: техническое оборудование для показа слайдов, музыкальный центр с СД дисками, музыкальный инструмент.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы и материалов из газет о защитниках Отечества, о войне, разучивание стихов;
- использование технических средств обучения: слушание музыкальных произведений, просмотр слайдов;
- рассматривание фотографий, репродукций, картин и иллюстраций, вырезок из плакатов, журналов, открыток военной тематики;
- организация мини-музея боевой славы в группах;
- оформление тематической выставки в книжном уголке;
- тематическое оформление информационного уголка для родителей;
- целевые прогулки и экскурсии к мемориалу и по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны;
- экскурсия в районную библиотеку;
- совместная художественная деятельность с детьми: разучивание песен, рисование, лепка, изготовление игрушек.
Ход.
Педагог:каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память погибших, клянется живым. Хотя прошло уже много лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот этому событию посвящено наше занятие.
Над Родиной война заполыхала,
Прервали взрывы бомб ребячьи сны.
За нас солдаты жизни отдавали
В борьбе с врагами на фронтах войны.
Более 20 млн. советских людей погибло в той страшной войне - это значит, каждый 8 житель нашей страны пал смертью храбрых. Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет!
Прошло уже много лет с той победной весны, но каждый из нас содрогнется, вновь услышав впервые страшные слова, бьющие прямо в сердце.
Звучит запись голоса Левитана о начале войны
Педагог: вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом.
Иллюстрация "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года" К.Ф.Юон.
Звучит фрагмент песни "Священная война" муз.А.Александрова
Педагог: Падали бомбы, и рвались гранаты,
Смело в атаку бросались солдаты.
Много их - кто не вернулся с войны.
Но нашу землю они сберегли.
Жизнь отдавали, сражаясь с врагами,
Чтоб мирное небо было над нами,
Чтоб больше не было страшной войны,
Помнить об этом все люди должны!
Иллюстрация Кабанина "Битва" из серии "Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли".
Шли солдаты на запад дорогой войны.
Выпадал среди залпов, может, час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали тем, кто был так далек.
Во многих семьях сохранились солдатские треугольники - письма, которые присылали с фронта отцы и братья. Выглядели они, примерно, так. (Показывает "письмо-треугольник").
Иллюстрация Лактионова "Письмо с фронта".
Звучит запись письма с фронта
Педагог: люди не теряли веру в победу, даже в самые тяжелые времена. Наши солдаты храбро сражались в боях, те, кто оставался в тылу, всеми силами тоже ковали победу, работали на заводах, фабриках, делали оружие: танки, автоматы, пулеметы и пушки. Наконец враг был сломлен! И вот наступил тот день, когда по радио объявили об окончании войны.
Звучит запись "Вечная слава!" Левитана.
Фотография "Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены".
Минута молчания
Педагог: Страна ликовала! На улицах пели, танцевали, обнимались незнакомые друг другу люди, многие плакали от радости. Солдаты стали возвращаться домой с фронта.
Иллюстрации "Победа" Кривоногова и "Въезд победителей" Кабанина.
Дети:Что такое День Победы? Это утренний парад.
Едут танки и ракеты, марширует строй солдат.
Что такое День Победы? Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо, рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы? Это песни за столом,
Это речи и беседы. Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты, это запахи весны...
Что такое День Победы? Это, значит, нет войны! А.Усачев.
Педагог: Война закончилась, и заживают раны,
И в День Победы по восторженной стране
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.
Фотография "Ветераны".
Фотография Паши Ивашкина "Мой дедушка".
Дети:Красоту, что дарит нам природа, отстояли солдаты в огне,
Майский день 45 года стал последнею точкой в войне.
За все, что есть сейчас у нас, за каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам, спасибо доблестным солдатам -
Нашим дедам и отцам. Не даром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны, в честь наших солдат!
День Победы - дня дороже нету!
День Победы - самый лучший день!
В этот день на зависть всей планете
Все награды Родины надень!
Вся ваша грудь сияет орденами,
Геройски вы прошли сквозь дым войны.
Пусть голова уже давно седая, но мыслями и духом вы сильны!
Ради Дня святой Победы, ради мирной тишины,
Воевали наши деды на фронтах былой войны.
Затянуло время раны, снова солнце над страной.
Вам, седому ветерану, низкий наш земной поклон.
День Победы - это праздник твой и мой,
Это праздник каждою весной.
День Победы. Пусть салюты в вышине
В этот вечер прогремят по всей стране.
Это праздник всей страны, чьи сыны огнем войны опалены.
День победы - светлый праздник. Я ему так рад.
Потому что, вместе с дедом еду на парад.
Я хочу в строю военном вместе с ним идти.
Знамя красное победы буду с ним нести.
Пусть мой деда твердо знает - буду я в строю.
Защищать как он смогу я Родину свою.
Песня "Ты не бойся, мама" муз.Протасова.
Дети: война закончилась, и пушки замолчали,
И годы сгладили великую беду,
И мы живем, и мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы - лучший день в году.
Педагог: пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд, ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года, пусть не будет войны никогда!
Под "Торжественный марш" неизвестного автора дети выходят из зала.
День Победы
Интегрированное занятие в средней группе
Цель:формировать представление о героических поступках и патриотических чувствах людей;
Способствовать расширению социальных представлений детей и формированию интереса, симпатии и уважительного отношения к людям;
Развивать творческий потенциал, образное мышление, воображение, память.
Ход.
Дети входят в музыкальный зал под военный марш.
Ребенок: зажигаются радостью лица в это светлое майское утро!
За окном заливаются птицы, отливает листва перламутром.
Ветеранам мы дарим гвоздики, вспоминаем отважных бойцов.
Не забудем мы подвиг великий наших дедов и наших отцов.
Педагог: наш народ 9 мая отмечает праздник – День Победы. В городах будут греметь залпы салюта. Давайте мы тоже изобразим парад и праздничный салют.
Упражнение «Салют» (с ленточками и флажками) муз. Бодренкова.
У нас получился очень красивый салют, но давайте поговорим о войне. Великая Отечественная война стала величайшим горем для всех людей. Она принесла смерть, разрушение, страдание. Как вы думаете, что такое война? (Ответы детей в опоре на слайды). Правильно, это голод, смерть, зло, горе. Уверена, что вы никогда не испытаете ужасов войны. Давайте уберем рисунки, на которых изображена война. (Дети по одному подходят к стенду с иллюстрациями и рисунками и со словами «Мы не хотим войны!», «Нет – войне!» снимают их).
Так вы выразили протест против войны и внесли свой маленький вклад в дело мира. А как вы понимаете слово «мир»? (Мама, солнце, дружба, счастье).
Послушайте стихотворение о мире.
Ребенок: о чем поет нам ручеек?
О сумраке лесном.
О чем поет нам колосок?
О ветре полевом.
О чем поет всегда земля?
Про небо, синь и ширь.
О чем поем и ты, и я?
Про маму и про мир! (В.Костецкий).
Мы с вами знаем песню про маму. Давайте её споём.
Песня о маме (на усмотрение музыкального руководителя)
Ребенок: нужен мир тебе и мне, чистый воздух на заре,
Птичий гомон, детский смех,
Солнце, дождик, белый снег.
Лишь война, лишь война
Нам с тобою не нужна! (М.Джумаева).
В День Победы в городах и поселках пройдут парады и демонстрации. Послушайте «Военный марш» и посмотрите слайд, где воины с флагами идут на парад.
Слушание «Военный марш» муз. Шульгина.
Какая была музыка по характеру? Настроению? (Беседа о музыке).
Может быть, и вы пойдете на парад с родителями. Я предлагаю вам сделать флажки, где каждый из вас изобразит то, что хочет пожелать детям всего мира, своей семье, то, что он считает самым главным в жизни, самым красивым, нужным и полезным, свою мечту. Что вы будете рисовать? (Людей, солнышко, небо, птиц, цветы, дерево, маму и так далее). Правильно, мир – это все самое светлое, радостное, интересное вокруг нас.
Работа детей.
Анализ детских работ.
Вы здорово постарались и у вас получились замечательные флажки. Давайте пройдете с ними. С флажками дети под марш проходят по залу и выходят.
Линейка памяти, посвященная Дню Победы
Ведущий 1: Внимание! Начинаем торжественную линейку, посвященную Дню Великой Победы.
Ведущий 2: Равняйсь! Смирно! (звучит Государственный гимн Российской Федерации. Музыка А.В.Александрова). Вольно!
Ведущий 1: В эти майские дни мы отмечаем 67- ую годовщину Великой Победы. Этого праздника люди ждали 1418дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война.
Ведущий 2: Никогда не исчезнут из памяти народной гордость за Великую Победу и память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.
Реб.:Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней.
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Реб.: День Победы! Что за слово!
Сколько в нем заключено.
Где с надеждой, где сурово
Произносится оно.
Реб.: Победа! Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад.
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.
Реб.:Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии советской,
Люди, победившие войну.
Вед. 1: Тихо, ребята, минутой молчанья память героев почтим
И их голоса когда-то звучали,
по утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Вед. 2: Среди нас нет тех,
кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,о тех,
кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Минута молчания
Реб.: мне кажется порою, что солдаты с кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей.
Танец «Журавли» (аудиозапись в исполнении Марка Бернеса)
Реб.: На опушке леса заболоченной,
Возле ручейка с зелёной тиною,
На дубу огромном скособоченном
Приютились гнёзда аистиные.
Нильские болота тепловодные
Аистов зимой в туманы кутали,
А гнездовье на любимой родине
Оказалось среди боя лютого.
Грозный рык войны совсем не страшен им:
Гнёзда мастерят из тонких веточек.
И немецким матерям и нашенским
Принесут ко сроку малых детушек…
В полосе нейтральной жили аисты.
Как увидишь – сердце в изумлении.
И ничья рука не поднимается
Пулю посылать в том направлении.
Танец «Аист на крыше»
Реб.:почему мы любим все родину Россию?
Потому что нет нигде Родины красивей.
Потому что нет нигде лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек и полянок наших.
Мы о Родине своей распеваем песни,
Потому что нет нигде Родины чудесней.
Песня «Что такое Родина?». муз.Флярковского
Реб.(с голубем в руках):Солнце Родины любимой озаряет все вокруг
И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук —
Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета всем народам передай.
Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись,
Пролетая в синей дали к обелиску опустись.
Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.
Танец с бумажными голубями
Реб.: Птица счастья на рассвете
Постучит тебе в окно,
Ты открой ей сердце настежь,
В дом родной впусти её.
Птицы счастья – вы прекрасны,
Вы – есть чудо на Земле,
Вы похожи на подснежник,
На проталине к судьбе.
Песня «Здравствуйте, птицы!» муз.Лукониной
Реб.: Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о мире и весне.
Песня «Скворушка» муз.Филиппенко
Реб.: все сегодня не такое, не такое, как всегда.
Все на улицу выходят, все поют, кричат «Ура!»
Всюду шумно, интересно, всюду весело и тесно,
В барабаны громко бьют, всюду пляшут и поют.
Танец «Казачок» (песня «Расцветали яблони и груши». муз.Блантера)
Реб.: Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!
Танец «Салют» (Песня «День Победы». муз.Тухманова)
Реб.(по строчке): Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Песня «Мы хотим…» муз. Жабко
Спокойный выход из зала.
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе
«Салют в честь Дня Победы».
Картон тёмно-синего цвета форматом 30х30 см. с заранее проапплицированным городом;
Пластилин разных цветов, салфетки, стеки.
Ход занятия.
I. Вводная часть. Дети собираются на ковре, педагог начинает беседу Педагог:в нашей стране отмечают различные праздники: Ребята, какие праздники вы знаете? Ответы детей.
Педагог.Правильно. Молодцы. Среди всех этих праздников, есть один праздник, который отличается от всех других. В этот день мы радуемся за то, что наша страна стала свободной и одержала победу над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях, которые, защищая нашу Родину, погибли. «Как вы думаете, что это за праздник?»
Ответы детей.
Педагог. Ребята прослушайте это стихотворение:
День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина)
Педагог. Как мы отмечаем День Победы?
Ответы детей.
Педагог.Утром 9 мая во всех городах России проходят военные парады. Ветераны Великой Отечественной войны надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих боевых товарищей, то, как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы. А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы. Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются.
Пусть никогда больше не будет войны!
Пусть всегда будет мир!
Давайте и мы с вами изобразим салют в честь Дня Великой победы. Занимайте места за столами.
- Основная часть.
Этапы работы. 1. Чтобы изобразить салют нужно взять маленькие кусочки разного пластилина, скатать из них маленькие шарики, примазать их поочередно к основе в хаотичных направлениях. В середине работы проводится физминутка.
III. Заключительная часть.
Педагог. В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут. Поздравляет вся страна Славных ветеранов. А цветущая весна Дарит им тюльпаны, Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
Дети. День Победы!
Педагог. Посмотрите на свои рисунки, самый настоящий салют получился. А я приготовила для вас георгиевские ленточки, посвящённые празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте закрепим их у себя на груди.
Занятия по рисованию в средней группе.
Тема: «Самолет летит сквозь облака».
Ход.Дети заходят в группу и проходят на ковер.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Железная птица
В небе кружится,
По сигналу пилота
На землю садится. (Самолет)
Воспитатель:Правильно, ребята, это самолет. Посмотрите вот он.
- Из каких частей состоит самолет? (корпус, крылья, хвост, кабина).
Ребята, а вы хотите научиться рисовать самолет? (ответы детей)
Тогда подходите к столам и садитесь.
Воспитатель: Посмотрите, какой самолет получился у меня, а мимо проплывают легкие, пушистые облака.
Воспитатель:Из каких фигур состоит самолет? (ответы детей)
Они разные по размеру? (ответы детей)
Корпус самолета вытянутый овал, крылья тоже овал, но поменьше, а хвост маленький овал.
Воспитатель:Давайте нарисуем в воздухе, как мы будем рисовать овал на листе. Ставим карандаш, ведем линию, закругляя ее, затем прямо длинную линию, затем опять закругляем и прямой линией возвращаемся туда же, откуда начали рисовать.
Воспитатель: А теперь, посмотрите, как я нарисую корпус самолета (ставим карандаш в центре листа, проводим, закругляя линию, затем длинная прямая линия, опять закругляем и проводим длинную прямую линию в то место откуда мы начали рисовать). Это корпус.
-Что еще должно быть у самолета, чтобы он полетел? (крылья)
Рисуем крылья. Около середины корпуса ставим карандаш и ведем закругляя линию вниз под наклоном проводим длинную линию, снова закругляем и длинную линию проводим до того места с которого начали.
Воспитатель:Что еще не нарисовали? (хвост) Также рисуем овал, не выходя за корпус нашего самолета.
Воспитатель: Ребята, где сидит пилот? (в кабине) Дуга отделяет место пилота.
Воспитатель: А теперь закрашиваем. Медленно, не сильно размахивая карандашом у контура и быстрее, размашистее в середине. Слева на право, или сверху вниз не выходя за контур.
Воспитатель:Ребята, надо закрашивать кабину пилота? (нет)
Самолет летит в небе, а мимо самолета проплывают легкие, воздушные облака.
Физминутка:
Руки подняли вразлет
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда
Делай раз и делай два.
Дети садятся.
Воспитатель: С чего мы начинаем рисовать? Что мы рисуем сначала? Затем? (ответы детей). Начинаем рисовать.
Воспитатель: Ребята, когда самолет будет нарисован, не забудьте нарисовать облака, чтобы было видно, что самолет летит в небе.
Воспитатель: Я вижу, что у многих ребят получились красивые самолеты. А с теми ребятами, которые не дорисовали самолеты, или у них не очень хорошо получилось, мы поучимся рисовать в свободное время.
А сейчас, давайте поиграем с самолетами. Закрывайте глаза: «1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть». Вы теперь пилоты, берите свои самолеты. Пилоты на аэродром.
Проводится игра:
В небе летчики – пилоты
Ведут большие самолеты
Самолеты не простые,
А военные такие.
Беседа с детьми старшей группы
«День Победы 9 мая»
Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: сформировать представление о Дне Победы, традициях его празднования, Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам.
Оборудование: фотографии на военную тематику, записи песен «Двадцать второго июня, ровно в 4 часа» (сл. Б. Ковынева, муз. Е. Петербургского, и«ДеньПобеды» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Ход беседы:
Воспитатель:
-В нашей стране отмечают различные праздники: Ребята, какие праздники вы знаете? (Ответы детей) Правильно. Молодцы.
-Среди всех этих праздников, есть один праздник, который отличается от всех других. В этот день мы радуемся за то, что наша страна стала свободной и одержала победу над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях, которые защищая нашу, родину погибли. «Как вы думаете, что это за праздник?» (Ответы детей). Ребята прослушайте это стихотворение:
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
Звучит песня «Двадцать второго июня, ровно в 4 часа»
Вам знакома эта песня? Итак, «22 июня, ровно в 4 часа, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Киев, Житомир и другие» - такое объявление услышали по радио наши люди в 1941 году. Началась Великая Отечественная война. Отечественная она потому, что все люди поднялись на защиту Родины и все как один сражались до победного конца. И через 4 года нашим войскам удалось одержать Победу, теперь каждый год 9 мая все отмечают День Победы. Ребята, скажите, а кого мы поздравляем в этот день?
Дети: Ветеранов.
Воспитатель: А кто такие ветераны?
(ответы детей)
-Правильно, это те, кто участвовал в войне, защищал нашу Родину от врагов.
-Скажите, а какие рода войск вы знаете?
(ответы детей) (танкисты, моряки, летчики, артиллеристы)
- Правильно, танкисты защищали нашу страну на суше, летчики – в воздухе, а моряки – на море.
-Скажите, а в День Победы мы поздравляем только мужчин?
Дети: Нет, женщин тоже.
Воспитатель: -А вы знаете, что делали женщины на войне?(ответы детей)
Они были медсестрами, помогали раненым. Многие становились солдатами, летали на истребителях и наравне с мужчинами защищали нашу Родину.
Показ иллюстраций и фотографий на тему Войны.
Но были и простые, не военные люди, которые трудились для Победы в тылу, т. е. вдалеке от военных действий. Они работали на заводах, делали оружие и патроны, шили форму, строили танки и самолёты. А некоторые из них уходили в леса и становились партизанами. Они вели разведку в тылу врага и приносили нашим войскам информацию о действиях противника.
Вот видите - вся страна, все люди защищали нашу Родину, приближая День Победы. Скажите, как мы отмечаем этот день?(ответы детей.)Что происходит на Красной площади – главной площади города Москвы? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, Парад Победы, в котором участвуют все рода войск и, конечно, ветераны Великой Отечественной войны. Также в параде принимают участие боевые машины, которые использовались во время войны. И если утром 9 мая вы посмотрите парад по телевизору, то сможете их увидеть.
Показ иллюстраций и фотографий парада.
Вечером в День Победы, ровно в 18:55 наступает минута молчания в памяти о тех, кто не вернулся с войны.
Как вы думаете, как ещё чтят память воинов?
(ответы детей)
В России существует много памятников, установленных в честь погибших на войне, горит Вечный огонь. К этим местам в День Победы и День защитника Отечества возлагают цветы.
Показ иллюстраций – Вечный огонь, памятники Великой Отечественной войны.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы подумайте, что ещё обязательно бывает в День Победы?
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые и золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
Дети: Салют!
Воспитатель: Правильно, это салют в честь Дня Победы для всех людей, которые чтят память о Великой Отечественной войне. Ребята, события этой войны не только в памятниках, им посвящены картины, фильмы, книги, песни. Сейчас я хочу предложить вам послушать песню об этом великом празднике. Хотите? Она так и называется – «ДеньПобеды». Музыку написал композитор Давид Тухманов, а слова поэт Владимир Харитонов.
Звучит песня.
Понравилась вам песня?
(ответы детей)
Воспитатель:А как вы думаете, почему в ней поётся, что это «праздник со слезами на глазах»?(ответы детей). Правильно, потому что много людей, участвовавших в войне, погибли. В этот день мы не только радуемся Победе, но и скорбим о тех, кто не вернулся с войны.
-А теперь давайте повторим то, о чем мы сегодня говорили.
-Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
-В честь чего отмечают этот праздник?
-Кто участвовал в Великой Отечественной войне? Кого мы поздравляем?
-Как отмечают День Победы? Как мы чтим память погибших на войне людей?
Воспитатель: А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. (Минута молчания).
Воспитатель: Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за милый дом,
За мир, в котором мы живём!
(Звучит припев песни «День Победы» )
Ребята, вы молодцы – много знаете о Дне Победы. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом великом празднике, о людях, которые защищали нашу Родину.
Консультациядля педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти»будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?
• Изучение семей детей
•Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
• Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей
2. Формы работы с родителями.
- привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- родительские собрания: («Посеять в детских душах доброту»,«Нравственные отношения в семье и в детском саду»,«Гражданин воспитывается с детства» и др.)
- конференция на тему «Патриотическое воспитание»;
- консультации – «Воспитание любви к Малой Родине»,
- «Растим патриотов»,
- «Нравственно патриотическое воспитание в семье»,
- «Как приобщить детей к нравственно патриотическому воспитанию»,
- «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»,
- «Гражданин воспитывается с детства»,
- «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка»,
- «Педагоги и родители — творческий тандем»,
- «Что такое Родина?»,
- «Крепка семья — сильная Россия»,
- «Знакомство с Конвенцией о правах детей»;
- вечера для родителей «Вечер народных игр и забав»,«Как играли наши бабушки и дедушки», «Люблю березку русскую» (вечер стихов)
Такие праздники как «Осинины», «Широкая Масленица»,«Рождественские посиделки»,«В русской светелке»,«Посиделки у сказочницы»,«В гостях у Бабушки – Загадушки»,«Сказки у русской печки»,«Устное народное творчество – кладезь народной мудрости»,«Чаепитие в русских традициях», приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа.
- проведение Дня открытых дверей на патриотическую тему,
- детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца, конкурсы семейных стенных газет;
- организация выставок поделок - «Богатыри – защитники русской земли», выставки декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», фотовыставок «Помощники бабушки и дедушки»,«Наш Ленинск - Кузнецкий», «Кузбасс я тебя люблю», «Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя»«Где мы были в отпуске»,«Широка страна моя родная»,«Наше путешествие»,«Любуюсь городом своим»,«Вот - моя улица, вот - мой дом родной»,«Улицы разные – старинные и важные»,«Мама и я – счастливые мгновения», «Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто»,«Самые близкие и родные» и другие.
- совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках:«День города»,«День матери»,«Папин праздник», «День Победы»
- привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно - патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны, создание коллажей, подарков, альбомов и т. д
- рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;
- КВН, викторины
- издание информационных стендов («Широкая Масленица»,«Прилет птиц»,«Семейный герб»,«Мастерим вместе с папой» и др. ,
- поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей, подбор материала из газет, содержащих необходимые исторические факты из окружающей действительности.
-«Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания
- выпуск газеты, рубрики «Тайна моего имени»,«Древо рода моей семьи».
- музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»,«Песни о Родине»,«Широка страна моя родная»,
- соревнования «Мы – читающая семья!»,«Мама, папа, я – спортивная семья»,
- совместная работа по благоустройству группы и участка (субботники и воскресники:«Самая лучшая группа»,«Наша уютная спальня»,«Приемная – лицо группы»,«Зимние забавы»,«Строим горку»,«Расчистим участок от снега»,«Скоро лето»)
- организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д.
- Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму проведение семейных походов, экскурсий в различные развивающие центры посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района - «Любимые уголки нашего города»,«Где трудятся мои родители»,
- практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»,«Георгиевская ленточка»,«Весенние цветы»;
- участие в создание мини-музея в ДОУ, группы. - «Игрушки наших прабабушек», «Деревянная игрушка»,«Хлеб –чудо всей земли»,«Чудо ложка»,«Животные нашего края»,«Растения нашего края»,«Мой любимый детский сад», «Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции:«Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций»
- актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты:«Мой город» «Дружат дети всей Земли»,«Мои друзья» и другие.
- Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи:«Из жизни группы»,«Моя бабушка лучше всех»,«Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов«Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»
-устные журналы - «Этика семейных отношений»,«Влияние природы на духовное развитие ребенка»и другие. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
- А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В. Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье.
А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей; - мобильность современных родителей.
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка. В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В. Туликов и др
Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным зрелищным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное
3. Индивидуальные
• беседы
• выполнение индивидуальных поручений
4. Наглядно-информационные.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения.
Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки по патриотическому воспитанию, где помещаются консультативные материал, фотовыставки, фото стенды, мини библиотеки; памятки-рекомендации; буклеты; папки-передвижки; оформление тематических выставок, посвящённых памятным датам.
- информационно - аналитическая (опросы, срезы, анкетирование- анкетирование«Патриотизм как я его понимаю»,«Семейные традиции» и др).
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.
В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников:
- возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;
- установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;
- изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.
Консультация для воспитателей
«Сказка как средство патриотического воспитания».
Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка.
Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:
• мужские, где главный герой - персонаж мужского пола;
• женские, где главная героиня - персонаж женского пола;
• смешанные, где два главных героя, персонажи женского и мужского пола.
Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих замысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - хитрость, с четвертым - надежная команда.
Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, адекватное восприятие реальности, во-вторых, представление о враге и безопасности, в-третьих, желание победить врага.
Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника — вот слагаемые успеха. Всё, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни "упаковываются" в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.
Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера - "Маша и медведь", "Хаврошечка", «Морозко". Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, т.е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек - достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится. Символизм второго урока - способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.
Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершается воссоединением героя и героини - свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.
Консультация для родителей.
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.
- Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Консультация для родителей.
«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»
К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников
1.Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
В данной статье описавыется проект по патриотическому воспитанию с детьми и их родителями....

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»
Большая роль по нравственному воспитанию отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию ну...

Консультация для педагогов Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов "Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста"
Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, с...
"Формы работы по нравственно -патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста"
Воспитание чувств патриотизма в дошкольном возрасте – процесс сложный и продолжительный. Работа должна планироваться системно во всех возрастных группах и в разных направлениях: воспитание уважи...

