Статья о патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Галкина Елена Михайловна

В данной статье описавыется проект по патриотическому воспитанию с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_aprel.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Галкина Е.М., 2017

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Эта ситуация является, в том числе, и следствием недостаточной работы дошкольной образовательной организации с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

В рамках реализации проекта с детьми  и их родителями на тему: «С чего начинается Родина» воспитателями была проведена достаточно большая воспитательная работа. Были использованы различные формы взаимодействия с детьми и их родителями. Формы взаимодействия с детьми: непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность детей и педагогов; экскурсия; чтение художественной литературы; беседы, ситуативные разговоры; слушание музыки; игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные); презентации.

Формы взаимодействия  с родителями: консультации по проблемам патриотического воспитания детей; сотворчество детей и родителей.

С дошкольниками проведена система мероприятий, объединённых тематически в соответствии с тематикой проектов. Выбирались наиболее подходящие формы и методы реализации проекта.

Реализация проекта «Мой дом моя  семья – это Родина моя» предполагала:

  • Составление рассказов на тему: «Моя семья»
  • Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
  •  Беседа «Мой дом»
  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

В рамках проекта « Мой детский сад – это Родина моя» было осуществлено:

  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
  • Экскурсия по детскому саду.
  • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? ».

Для реализации проекта «Мой город Арзамас – это Родина моя» использовались следующие формы работы:

  • Маршрут выходного дня «Памятные места города Арзамаса».
  • Создание фотоальбома «Достопримечательности города Арзамаса».
  • Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Арзамас».

В процессе осуществления проекта «Моя страна Россия – это Родина моя» наиболее эффективными оказались такие формы работы, как:

  • Рассказ воспитателя  «Символы России».
  • Презентация «Символы России».
  • Лепка: «Флаг России».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов является: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);

- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Результаты практической работы по патриотическому воспитанию убедительно доказывает, что перечисленные задачи достаточно эффективно могут быть решены в процессе организации и осуществления проектной деятельности.

Литература

  1. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
  2. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  3. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  4. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
  5. Каледин В. // Растим патриотов. Научно-методический и информационный журнал ОБЖИзд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №3 – С.18.
  6. Каледин В. //Растим патриотов. Научно-методический и информационный журнал ОБЖИзд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №2 – С.19 – 22.
  7. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  8. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Моя Родина –Волгоград Л. Тётушкина //По ступеням воспитания патриота.Научно-методический и информационный журнал ОБЖИзд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №1 – С.21.
  9. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской».
  10. Матеркин А.М. «Волгоград в названиях улиц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

Статья: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Нравственно – патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее герои...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

Большая роль по нравственному воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию ну...