Отчет по самообразованию "Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач с детьми старшей группы"
презентация к уроку (старшая группа)
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максим ального эффекта» Г.С. Альтшуллер
Воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом - одна из первостепенных задач воспитания и обучения дошкольников, согласно ФГОС ДО . Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ возник в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера .
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является: развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Принципы построения ТРИЗ - Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. - Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм. - Системный подход . - Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия. - Обязательная активизация творческого воображения. - Дать возможность проявить себя. - Стремление получать новую информацию об окружающем мире. - Развивать потребность в познавательной деятельности . - Дать возможность созидать, творить. - Способствовать развитию аналитических способностей. - Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.
В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы : Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др . Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др. Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ. На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
В итоге у детей: Формируется своя точка зрения на различные вещи. Появляется свое мнение и смелость для его выражения. Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы. Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей. Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия. Появляется смелость общения. ТРИЗ - технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Методы и приёмы ТРИЗ – технологии: - метод «мозгового штурма»; - метод «моделирования маленькими человечками»; - метод «Системный оператор»; - метод каталога или метод фокальных объектов (МФО); - метод ассоциаций; - метод синектики ( эмпатии ); - метод нахождения и разрешение противоречий и сходства; - метод проб и ошибок; - метод фантазирования или типовой приём фантазирования (ТПФ); - кольца Луллия .
«Мозговой штурм» Разработан в США в конце 30-х годов 20 века совладельцем рекламной фирмы Алексом Осборном. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, и нет реального выхода. Благодаря мозговому штурму дети учатся понимать, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход.
«Моделирование маленькими человечками» Суть данного метода заключается в том, чтобы заменять некие сложные системы группами человечков, действующих конкретным образом — в соответствии со свойствами данной системы. Например, если говорить про агрегатные состояния вещества, то их можно выразить следующим образом: Твердые – крепко держаться за руки, нужно усилие, чтобы их разъединить; Жидкие – стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Связь не прочная; Газообразные – постоянно в движении
«Системный оператор» Система – это рассматриваемый объект. Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие её Надсистема – более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Учит детей логическому, образному видению взаимосвязи вещей, учит понимать роль объекта в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства. Например, временная система «семянка – росток – цветок», пространственная система «ребёнок – группа детей – детский сад – городские жители» и т.д. Система Подсистема Надсистема Дикие животные
Использование приема ТРИЗ « Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.
«Метод каталога или метод фокальных объектов (МФО)» Впервые был предложен в 1926 г. профессором Берлинского университета Фредериком Кунце . Суть метода заключается в том, что перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов даем им описание, а затем “применяем” эти слова к заданному объекту.
«Метод синектики » ( эмпатия ) Предложен американским изобретателем Уильямом Гордоном в 50-е годы 20 века . Метод « синектики » предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо.
«Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства» Чтобы решать задачи, необходимо научить детей выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т.е. научить детей сужать поле поиска решения. Игра « Да-нет-ка » (дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает на них только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ). Игра «Хорошо-плохо» ( помогает детям разбираться в нравственных ситуациях, развивает речь, фантазию и творческое воображение )
«Метод ассоциаций» Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то .
«Метод проб и ошибок» Эдвард Ли Торндайк американский психолог и педагог – основоположник метода проб и ошибок. «А что, если...» — эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что-то решить. Это и есть метод проб и ошибок ( МПиО ) .
«Метод фантазирования» Метод фантазирования или типовой приём фантазирования (ТПФ) хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Чтобы у ребёнка развить фантазию ему в качестве помощников приглашают шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства : увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Или метод «снежного кома». В процессе решения проблемы происходит наслоение событий. Для создания в событии персонажей, предметов, ситуаций используется детская книга с минимумом иллюстраций, по возможности прозаическая. Взрослый задаёт вопросы по будущему сюжету сказки (О ком сочиняем? Какой он? С кем дружил? Кто им мешал? Чем всё закончилось?), а дети ищут ответ в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте /
Рассказ «Дело было в детском на саду» В детском саду на кухне мальчик Илюшка мешает поварешкой суп. Входит воспитатель. В: Почему еда такая не соленая? И: Ой, забыл, простите. Сейчас исправим. В: А почему Ты готовишь? Где повар? И: Шел, подскользулся , упал, гипс. Лечится. В: Завтра в группе нам тебя тоже не ждать? И: Ждать. Завтра Колькина очередь готовить Автор дети старшей группы Воспитатель Костромина Е.С.
Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которая называется « Кольца Луллия » . Основоположником этого метода был Раймунд Луллий (1235-1315 гг.) — испанский поэт, философ, миссионер. «Круги или кольца Луллия »
Кольца Луллия
Друдлы – задачи-головоломки, в которых нужно домыслить – что изображено на картинке. Основой друдла могут быть каракули, линии, кляксы, геометрические фигуры.
Дорисовываем кляксы
Развитие детей невозможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Развивающая среда в группе обеспечивает разные виды деятельности дошкольников и становится основой для их самостоятельной активности.
В познавательном развитии: - Расширение кругозора - Формулировать и разрешать противоречия - Уметь классифицировать, обобщать, делать выводы - Систематизировать знания по математике, экологическому воспитанию, окружающей действительности.
В речевом развитии: - Формирование и активизация словаря - Развитие связной речи - Активизация общения, развитие диалогической речи - Формировать умение задавать вопросы - Словотворчество и сочинительство - Подготовка к обучению грамоте
В художественно-эстетическом развитии: - Умение предлагать нестандартные решения - Находить выход из противоречивой ситуации - Не боятся давать ответы на вопросы, строить предположения, отстаивать свою точку зрения - Уметь сужать поле деятельности для решения поставленной задачи - Проявлять творчество в разных видах деятельности.
Таким образом, применение элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии метода теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т.С. Альтшульцером, получила широкое распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы п...
Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников
формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе
Тема: «Вода и огонь – наши друзья».Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружа...

Занятие по познавательному развитию, для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения в Городе Будущего», с использованием теории решения изобретательных задач
Детский дорожно – транспортный травматизм является сейчас одной из самых больших проблем в наше время. На дорогах России каждый год совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с ...

Технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в...

Теория решения изобретательных задач
ТРИЗ - это теория решения изобретательных задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всем мире. Автор теории – советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, из...

План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми старшей группы
План кружковых занятийс использованием технологии ТРИЗ«Умники и умницы»с детьми старшей группы...
