План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми старшей группы
методическая разработка по математике

Феоктистова Анастасия Сергеевна

План кружковых занятий

с использованием технологии ТРИЗ

«Умники и умницы»

с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhkovyh_zanyatiy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

План кружковых занятий

с использованием технологии ТРИЗ

«Умники и умницы»

с детьми старшей группы

Учебный план первый год обучения.

Месяц

Тема материала

Количество

Сентябрь

1.Приглашение в старшую группу

2.Знаю ли я себя?

3.«Выбираем транспорт»

4.«Все работы хороши»

4

Октябрь

1.Ставрополье – наш край.

2.Зеленый шар на столе

3.Откуда азбука пришла

4.Знаки и символы вокруг нас

4

Ноябрь

1. Кто как считает и измеряет время?

2.Как появился календарь?

3.Дни и сутки.

4.Неделя, месяц, год и век.

4

Декабрь

1.Гиганты прошлого.

2.Арктика, Антарктика.

3.Путешествие по тундре.

4.Путешествие по тайге.

4

Январь

1.Степь.

2.Пустыня

3.Тропический лес

3

Февраль

1.Домашние животные.

2.Дикие животные.

3.Царство растений – удивительное и прекрасное.

4.Наша Армия.

4

Март

1.Моя семья.

2.Культурные и дикие растения.

3.Весна – красна.

4.Чудесные свойства растений

4

Апрель

1.Моя страна – Россия.

2.Правила личной безопасности.

3.Огонь – друг, огонь – враг.

4.Пасхальные праздники.

4

Май

1.Космос.

2.Правила дорожного движения.

3.Инструменты

3

Итого занятий:

32 занятия в год

Перспективный план занятий с использованием технологии ТРИЗ

с детьми 6-го года жизни.

Сентябрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Приглашение в старшую группу.

Программное содержание:

Обогатить представление детей о некоторых правилах поведения в разных ситуациях. Познакомить с формами вежливого обращения и мансийскими традициями приёма гостей.

Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление.

Воспитывать любовь к своей культуре, нации и нациям, которые живут рядом с тобой.

Придумай что-нибудь интересное и необычное для нашей группы;

Как бы ты хотел, чтобы выглядела наша группа?

2.

Знаю ли я себя?

Программное содержание:

Закрепить знание детей о частях тела, о значении каждого органа в жизни человека.

Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом.

Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья, в выборе здорового образа жизни.

Зарисовка – системный оператор

«Что было, есть и будет?»

Если бы ты сейчас сразу стал взрослым?

3.

«Выбираем транспорт»

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).

Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей.

Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах.

Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле.

«Машина XXI века»

4.

«Все работы хороши»

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.

Развивать воображение, логическое мышление, внимательность.

Воспитывать уважение к людям любых профессий.

Если бы профессии исчезли?

Октябрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Ставрополье – наш край.

Программное содержание:

Уточнять и расширять знания детей о фольклоре народа , традициях, быте.

Формировать представление у детей о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оживим героев.

2.

Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли.

Программное содержание:

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, значение и роль цвета на глобусе; познакомить с историей появления и использования географической карты.

Развивать и активизировать любознательность, воображение.

Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.

Что было бы, если бы не было воды на планете Земля?

Как улучшить жизнь на нашей планете?

3.

Откуда азбука пришла, истории о необычных азбуках

Программное содержание:

Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита (знаковой системы).

Развивать познавательную активность и основы культуры и мыслительной деятельности.

Вызвать желание знакомиться с буквами, читать и писать, на примере алфавитов, иероглифов разных стран.

Придумай свою азбуку.

4.

Знаки и символы вокруг нас.

Программное содержание:

Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы).

Развивать у детей интерес к знаковой системе, способность к преобразованию.

Прививать уважение к символике нашей республике и страны.

Зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи её.

Ноябрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Кто как считает и измеряет время?

Программное содержание:

Вызвать интерес к понятию «время» через отдельные, интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения и фиксирования времени.

Развивать чувство времени, способность к фантазированию.

Формировать уважительное отношение к чужому времени.

Что было бы, если бы люди не ценили и не следили за временем?

Зарисовка (системный оператор):

«Что было, есть, будет».

2.

Как появился календарь?

Программное содержание:

Познакомить детей с историей возникновения календаря. Рассказать и показать разные виды календарей.

Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности.

Воспитывать стремление планировать свою жизнь.

Придумай свой календарь.

3.

Дни и сутки.

Программное содержание:

Показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления утра, дня вечера и ночи от положения Земли по отношению к Луне; при смене времен года (к Солнцу).

Продолжать учить устанавливать связи, развивать у детей способность наблюдать.

Воспитывать навыки и умение распределения времени, бережного отношения к нему.

Что было бы, если бы весь год была ночь?

4.

Неделя, месяц, год и век.

Программное содержание:

Пополнить знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век.

Развитие мыслительных действий – суждения, выводы.

Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь.

«Зарисуем год»

Декабрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Гиганты прошлого.

Программное содержание:

Ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры, мамонты).

Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения.

Сформировать представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

Что было бы, если эти животные жили бы сейчас?

Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей.

2.

Арктика, Антарктика.

Программное содержание:

Познакомить детей с Арктикой и Антарктикой; их природными и погодными явлениями; животным миром. Учить детей отличать по характерным признакам Арктику от Антарктики.

Создать предпосылки для формирования у детей основ абстрактного мышления, понимание причинно-следственных связей.

Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе.

Если бы вы оказались в Арктике (Антарктике), что бы вы могли увидеть?

3.

Путешествие по тундре.

Программное содержание:

Познакомить детей с тундрой (природа, животный и растительный мир, погода).

Формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях.

Прививать любовь к красоте нашей Земли.

Моделирование маленькими человечками ископаемых тундры (нефть, газ, уголь, металлы).

4.

Путешествие по тайге.

Программное содержание:

Познакомить детей с природой, погодными явлениями, животным и растительным миром.

Активизировать процессы внимания, памяти, мышления.

Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект и как природно-культурную среду его жизни.

Зарисовка системного оператора (сосна).

Если бы вы потерялись в тайге, как бы вы себя повели?

Январь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Степь.

Программное содержание:

Познакомить детей с природой, погодными явлениями, животным и растительным миром.

Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения.

Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект.

Моделирование растений.

Путешествие животных.

2.

Пустыня.

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «пустыня». Природа, погода, животный и растительный мир.

Развивать у детей понимание причинно-следственных связей, любознательности.

Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.

Придумай, как изменить ситуацию в пустыне.

3.

Тропический лес.

Программное содержание:

Познакомить детей с тропическим лесом, саванной; растительным и животным миром; природой.

Развивать творческий потенциал ребенка, любознательность, познавательную активность.

Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе

Что бы увидели в тропиках, если бы вы туда попали?

Придумывание фантастического животного.

Если вырубить весь лес?

Февраль

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Домашние животные.

Программное содержание:

Закрепить у детей представление о домашних животных. Познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных.

Развитие мыслительных действий – суждения, аналитико-сианетические, выводы.

Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным.

Д. игра

«Хорошо – плохо».

«Чудесное животное» – какие полезные части можно взять от разных домашних животных.

2.

Дикие животные.

Программное содержание:

Закрепить у детей представление о диких животных. Показать уникальность в жизни диких животных.

Развитие понимания причинно-следственных связей, любознательности, фантазирование.

Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким животным (невмешательство в их жизнь).

Придумай фантастическое государство, в котором живут разные виды животных.

3.

Царство растений – удивительное и прекрасное.

Программное содержание:

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть ещё один мир – мир растений. Ввести и обосновать классификацию растений на дикие и культурные.

Развитие познавательного интереса, любознательности, творческого потенциала.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Моделирование растений.

Придумай необычное растение.

4.

Наша Армия.

Цель:

Расширять представление о нашей Российской Армии (о родах войск), о воинских званиях; героизме солдатов, офицеров в годы войны.

Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности.

Воспитывать любовь к нашей Родине, к родному краю.

Каким ты видишь армию будущего?

Март

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Моя семья.

Программное содержание:

Продолжать формировать уважительное отношение к родителям (старшим) – этические нормы (доброта, помощь). Объяснить, что семья – ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни).

Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества.

Воспитывать любовь к своей семье и близким.

Вы изобрели помощника маме для тяжелой работы, каков он будет?

Придумывание фантастического дома, для своей семьи.

2.

Культурные и дикие растения.

Программное содержание:

Закрепить у детей представление о культурных растениях. Подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Закрепить представление о диких растениях (многообразие, значение, интересные представители).

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать обобщать.

Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Что было бы, если бы исчезли растения?

Моделирование растений.

3.

Весна – красна.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о весне, её признаках, приметах, погоде.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде.

Игра «Хорошо – плохо».

Какой ты представляешь себе царицу Весну?

4.

Чудесные свойства воды.

Программное содержание:

Закрепить знание детей о трех агрегатных состояниях воды.

Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать, моделировать.

Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними.

Моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды.

Апрель

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Моя страна – Россия. 

Программное содержание: Расширять и закреплять знания детей о нашей стране, её символике, истории, многообразии и красоты природы, людях, населяющих нашу страну. Москва – столица нашей страны.

Развитие мыслительных действий – суждения, выводы, сравнение, анализ.

Воспитывать уважительное отношение к нашей стране.

Какой бы ты хотел видеть нашу страну?

2.

Правила личной безопасности.

Программное содержание:

Закрепить знания о правилах безопасности, умение применить их в различных жизненных ситуациях.

Развивать умение действовать адекватно в экстремальной ситуации.

Воспитывать у детей – самоценность.

Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию.

3.

Огонь – друг, огонь – враг.

Программное содержание:

Расширять представление об огне, огонь может быть, как помощником, так и врагом.

Развивать умение анализировать, фантазировать, преобразовывать, делать выводы.

Сформировать представление у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

Что будет, если пропадет огонь?

4.

Пасхальные праздники.

Цель:Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями. Дать понятие о символике яйца, народном искусстве крашения яиц.

Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления.

Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям.

Придумай праздник.

Май

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Правила дорожного движения.

Программное содержание:

Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения.

Развивать внимательность, логическое мышление, любознательность, систематизирование, анализирование.

Формирование навыка применения правил дорожного движения в жизни.

«Если бы исчезли правила дорожного движения

или бы их не соблюдали».

2.

Космос.

Программное содержание:

Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, планетах.

Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление.

Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания.

Придумай космический корабль.

Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел?

3.

Инструменты.

Программное содержание:

Расширять и углублять знания детей об инструментах (виды, изготовление).

Развивать у детей способы познания своего эмоционального состояния и другого человека средствами музыки.

Воспитывать основы музыкально-эмоциональной культуры.

Фантастический инструмент.

Инструмент будущего.

Придумай сказку об инструменте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая викторина "Умники и умницы" с детьми подготовительной группы

Задачи: развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки; закрепить и уточнить знания, полученные на логопедических занятиях; воспитывать умение слушать собеседника...

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

Путешествие в сказку умников и умниц. Познание, ФЭМП, старшая группа

Увлекательное путешествие со сказочными героями в мир математики - зто то, что дает положительный результат, помогает подружиться нашим маленьким "почемучкам" с точной, вседа серьезной, а порой и стро...

Конспект викторины «Умники и умницы» с детьми старшего дошкольного возраста 6-7лет.

Задачи:- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.- Развивать внимание, мышление, коммуникативные навыки.- Воспитывать у детей...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)

Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...

Конспект итогового оод по формированию элементарных математических представлений «Викторина «Умники и умницы» (для детей старшей группы)

Представлен конспект викторины по ФЭМП, который используется в качестве итогового занятия....

План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми подготовительной группы

План кружковых занятийс использованием технологии ТРИЗ«Умники и умницы»с детьми подготовительной группы...