Главные вкладки

    Путешествие в сказку умников и умниц. Познание, ФЭМП, старшая группа
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

    Жирнова Наталья Анатольевна

    Увлекательное путешествие со сказочными героями в мир математики - зто то, что дает положительный результат, помогает подружиться нашим маленьким "почемучкам" с точной, вседа серьезной, а порой и строгой наукой. Дети вседа очень любят путешествовать, а тут еще надо и кому-то помочь, выполнить интересные задания, одним словом, блеснуть умом и сообразительностью. Все это происходит в интересной, загадочной, сказочной обстановке, где царит атмосфера дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, волшебства. Дети с легкостью запоминают материал и с большой отдачей и энтузиазмом работают на всех этапах занятия такого плана. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в старшей группе №5 «Цветик-семицветик»

    Автор: Жирнова Н.А.,

    воспитатель МАДОУ «Детский сад

    комбинированного вида № 37 «Ягодка»

    г. Губкин, Белгородская обл.

    Название: «Путешествие в сказку умников и умниц»

    Форма: организованная образовательная деятельность (ООД)

    Тема-цель: развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов.

    Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)

    Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

    Программные задачи:

    Образовательные:

    • закрепить прямой, обратный, порядковый и количественный счет от 1 до 10, знание цифр; умение соотносить количество предметов с числом;
    • упражнять в решении задач на уменьшение и увеличение числа на единицу;
    • закрепить знание геометрических фигур и тел, умение конструировать;
    • учить делить целое на части;
    • умение последовательно называть дни недели; ориентироваться в пространстве.

    Развивающие:

    • формировать навык полных ответов на вопросы, умение работать по инструкции;
    • развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение рассуждать, высказывать и обосновывать свои суждения;
    • развивать общую и мелкую моторику рук;
    • развивать внимание, словесно-логическое мышление.

    Воспитательные:

    • формировать мотивацию к коммуникативному взаимодействию со сверстниками;
    • воспитывать умение работать в коллективе;
    • развивать самостоятельность, умение планировать свою работу;
    • воспитывать стремление оказывать помощь другим;
    • формировать инициативу в решении познавательных задач; формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Оборудование и материал: компьютер, мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, записи с музыкальными заставками, мольберты (2 шт.), карта-подсказка последовательности выполнения заданий, спортивное оборудование («кочки», ворота, массажные дорожки), план, «болото», Царевна-лягушка со стрелой, 10 кувшинок, 9 лягушек, демонстрационные карточки с цифрами от 1 до 10, кукла Царевна, ширма-«теремок», куклы (Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь), искусственные елки, «чудесный мешочек» с геометрическими телами (конус, куб, шар, призма, пирамида, цилиндр), наборы геометрических фигур (по количеству детей), модель торта (целый, разделенный на две, четыре, восемь частей) – демонстрационный вариант, для выполнения задания на две команды. Медальки и раскраски по русским народным сказкам из серии арттерапия

    Ход занятия:

    Этап занятия

    Содержание занятия

    Оргмомент

    1. Дети входят в зал.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, и друг другу улыбнёмся.

    Все ребята ровно встали,

    Глазки на меня подняли,

    Стали дружно, не зевайте!

    На вопросы отвечайте.

    Мотивационно-ориентировочный

    2. Воспитатель: Ребята, мы с вами друзья! А с настоящими друзьями очень интересно путешествовать и прямо сейчас я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие по сказочному городу. (Звучит мелодия к передаче «В гостях у сказки», музыкальная заставка 1). Мы с вами посмотрим все ли в порядке в Сказочном царстве-государстве, не нужна ли кому наша помощь и, конечно же, найдем новых друзей. Это всегда так приятно! Вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей).

    Поисковый

    Воспитатель: Хорошо, только знайте,  в путешествии нас ждут волшебные превращения, приключения и трудные задания. С собой мы возьмем план города и его окрестностей. (Показывает план, план на экране). Для чего он нужен? Что означают стрелки? (Ответы детей). Куда нам предстоит попасть сначала? (На болото). Оно находится около города. Как туда доберемся? (По кочкам). Верно.

    Практический

    Дети прыгают по кочкам.

    3. Воспитатель: (указывает на Лягушку со стрелой в лапе). Что за необычная лягушка живёт в этом озере? (Царевна-лягушка). Она грустит. Почему? (Предложения детей).

    Воспитатель: Иван-царевич старается выполнить задания Кощея Бессмертного. От этого зависит, превратится ли лягушка в царевну или век ей на болоте жить. Давайте поможем Ивану-царевичу.

    Первое задание Кощея.

    - Сосчитайте кувшинки. (Счёт от 1 до 10, обратный, количественный счет).

    - Сколько кувшинок с цветками?

    - Сколько без цветков?

    - Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков?

    - На сколько больше?

    - Что нужно сделать, чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?

    (Ответы детей).

    Второе задание Кощея.

    Воспитатель: На листьях кувшинок сидело десять лягушек. Одна спрыгнула в воду. Сколько лягушек осталось? (Ответы детей).

    Третье задание Кощея.

    Воспитатель показывает детям на экране картинки с изображением комаров и головастиков.

    - Сколько комаров летает над болотом?

    - Сколько головастиков плавает?

    - В кого превращаются головастики?

    Дети следят глазами за комарами и головастиками (зарядка для глаз).

    Четвертое задание Кощея.

    Кощей предлагает сыграть с ним в игру «Живая неделя».

    - Какой день недели сегодня?

    - Какой день недели был вчера?

    - Какой день недели будет завтра?

    - Сколько всего дней в неделе?

    - Как называется первый день недели? ( И т.д.)

    Выбирается 7 человек. Раздаются карточки с цифрами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку (музыкальная заставка 2) выполняют танцевальные движения. По её окончании выстраиваются в ряд в соответствии с цифрой на карточке, обозначающей день недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.

    Воспитатель: Вы помогли Ивану-царевичу выполнить задания Кощея, и через несколько секунд лягушка превратится в царевну. Закройте глаза. (Убирает лягушку, достает перчаточную куклу Царевну, говорит за неё).

    Царевна: Спасибо, дети! Вы направляетесь в город сказок? Он совсем близко. Счастливого пути! А я дождусь Ивана-царевича.

    Воспитатель: Посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорожку, слева от неё – ёлочка). Так вперёд по дорожке! (Дети проходят по массажной дорожке).

    - Мы подошли к воротам. Какие они по высоте? (Низкие). Как через них пройти?

    Дети проползают в ворота на четвереньках, садятся на кочки перед Теремком.

    Воспитатель: Терем, теремок, кто в тереме живёт?

    Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь.

    Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний».

    Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением зайца, лисы, волка, медведя. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор. (Медведь, лиса, волк – хищные животные. Заяц – нет. Заяц, волк, лиса – маленькие животные, а медведь – большое животное. Медведь ложится зимой спать в берлогу, а другие животные – нет и т.д.).

    Заяц предлагает игру «Отрицание».

    Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением помидора, свёклы, огурца. Заяц на огороде поливал овощи не красного цвета, но это были не огурцы. Что поливал заяц? (Свёклу). Поработали, теперь отдохните.

    Разминка.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом «Зайка серый умывается»:

    Зайка серый умывается, видно в гости собирается.

    (Показываем руками движения, похожие на умывание)

    Вымыл носик, вымыл ухо, вытер сухо.

    (Моем носик, затем ухо)

    Лиса предлагает игру «Чудесный мешочек».

    Дети на ощупь определяют геометрические тела (конус, куб, шар, призму, пирамиду, цилиндр). Молодцы!

    Волк предлагает выложить на листе бумаги из геометрических фигур красивые домики.

    Самостоятельная работа – конструирование домиков из геометрических фигур (музыкальная заставка 3).

    Воспитатель: Быстро вы справились. Да и домики замечательные получились!

    Медведь предлагает детям разделиться на две команды и поиграть в игру «Чаепитие». Один из предложенных макетов тортов дети оставляют целым, другие делят на две, четыре, восемь частей, затем сравнивают целый предмет и его части.

    Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с задачей.

    Воспитатель: Нам пора отправляться в путь. Дети, посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На детский сад).

    Рефлексивно-оценочный

    12. Итог занятия. Рефлексия.

    Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. В каких сказках вы побывали? Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (Ответы детей). Сегодня вы выручили сказочных героев и стали их настоящими друзьями. Надеюсь, и в жизни вы всегда будете всем помогать. Вам понравилось путешествие? А что было легко? А что сложно? (Ответы детей).

    Воспитатель: Было всё легко и интересно, потому что вы такие умные и сообразительные и очень старались. Молодцы! На память о нашем сегодняшнем путешествии я дарю вам вот такие сказочные медальки и раскраски по русским народным сказкам.

    САМОАНАЛИЗ

    Автор: Жирнова Н.А.,

    воспитатель МАДОУ «Детский сад

    комбинированного вида № 37 «Ягодка»

    г. Губкин, Белгородская обл.

    Тема занятия «Путешествие в сказку умников и умниц»

    Этап занятия

    Оцениваемые параметры

    Оргмомент

    Приемы организации работы детей на занятии:

    1) Педагогом использовались приемы: пробуждение интереса детей (привлечение внимания детей к появлению гостей на занятии); создание эмоционально-положительного фона (проговаривание четверостишия).

    2) Выбранные педагогом приемы соответствовали возрасту детей; были эффективны, соответствовали сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам.

    Мотивационно-ориентировочный

    Цель работы детей на занятии:

    1) Основой для формулировки цели послужила проблемная ситуация (Мы с вами посмотрим все ли в порядке в Сказочном царстве-государстве, не нужна ли кому наша помощь и, конечно же, найдем новых друзей. Это всегда так приятно! Вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей). Хорошо, только знайте,  в путешествии нас ждут волшебные превращения, приключения и трудные задания. С собой мы возьмем план города и его окрестностей и карту-подсказку. (Показывает план и карту, на экране, затем прикрепляет на мольберты). Для чего нам нужен план? Что означают стрелки? (Ответы детей). Куда нам предстоит попасть сначала? (На болото). Оно находится около города. Как туда доберемся? (По кочкам). Верно.).

    2) Формулировка цели детьми (дети четко формулировали цель каждого задания, в высокой степени осознавали и принимали поставленные цели, самостоятельно обозначили проблему и формулировали пути ее решения).

    3) Предлагаемая педагогом целевая установка соответствовала цели,  возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития детей.

    Мотивационные основы деятельности детей на занятии:

    1) Педагог создавал мотивационную основу, беседуя с детьми о том, что они друзья, друзья всегда приходят на помощь в трудную минуту, предложив отправиться в сказочное путешествие, чтобы проведать своих сказочных друзей и узнать, не нужна ли им какая-нибудь помощь; добивался понимания и принятия детьми целей и задач занятия через просмотр слайдовой презентации, создание сказочной атмосферы, изучение плана путешествия и карты-подсказки.

    2) Педагог опирался на личностные мотивы детей (стремление к общению и получению удовлетворения от общения с другом), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких). Педагог строил задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.

    3) В течение занятия педагогом интегрировались следующие виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная. Так же были задействованы образовательные области: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.  Педагог использовал на занятии различные формы работы детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная и работа в парах.

    Педагог использовал различные виды активности детей: познавательную, физическую (двигательную), коммуникативную.

    Поисковый

    Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии:

    1) Педагог организовывал совместную беседу, по результатам которой возникали проблемные вопросы; активизировал мышление дошкольников при помощи выстраивания логической цепочки действия. Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и педагогом было выше в пользу детей.

    2) Дети самостоятельно определяли последовательность выполнения заданий при помощи карты-подсказки.

    Практический

    Формы организации детской деятельности:

    1) Методы работы, выбранные педагогом, соответствовали целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей. Педагогом было предусмотрено обоснованное чередование видов детской деятельности, а так же для предупреждения детской утомляемости использовались несколько форм организации детей с изменением статических поз: дети стояли, прыгали, передвигались.

    Использовались фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, работа в парах формы работы, в преимуществе индивидуальные. Педагог стимулировал малоактивных детей при помощи приема поощрения, старался скорректировать ход занятия с учетом «обратной связи».

    2) Использовались в равном соотношении как репродуктивные (слайды, видеообращения героев занятия, показ карты с маршрутом следования, объяснение задания педагогом), так и продуктивные (педагогическая и поисковая ситуация, постановка и решение познавательных, практических и игровых задач, задания на развитие психических процессов) методы работы. Для активизации творческих способностей и любознательности детей было подобрано необходимое оборудование, использовались информационные технологии, яркая наглядность.

    Содержание работы на занятии:

    1) Педагог с детьми во время проведения занятия решали задачи нравственного и личностного характера (культура общения, нормы и правила поведения, помощь другу), эстетического (сказочная атмосфера, красивые пособия) и познавательное характера.

    2) В течение занятия педагогом интегрировались следующие виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная. Так же были задействованы образовательные области: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая.

    Педагог использовал различные виды активности детей: познавательная, физическая, социально-коммуникативная.

    3) На занятии соблюдались дидактические принципы: системность изложения материала, соответствие возрасту, программе; объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала.

    4) Единство структуры можно было проследить на всем протяжении занятия. Педагогом выдерживалась сюжетная линия (путешествуют по Сказочному городу, помогают сказочным героям справиться с разными заданиями, т.к. друзья всегда приходят на помощь в трудную минуту). Между формами работы и фрагментами занятия прослеживалась логической взаимосвязь. Дети сохраняли целевые установки, мотивацию, интерес и осмысленное отношение к работе, при помощи анализа своей работы после каждого задания.

    Методическая, дидактическая и техническая оснащенность:

    1) Материалы, предлагаемые детям на занятии, соответствовали возрасту, интересам, эстетическим и санитарным требованиям.  Дидактические материалы были разнообразными, обеспечивали индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления. Занятие было оснащено достаточным материально-техническим оборудованием (картины, иллюстрации, мультимедийное оборудование, мольберты), которое способствовало решению поставленных задач.

    2) На занятии использовалось авторская слайдовая презентация, дидактические пособия, выполненные руками педагога.

    Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

    1) Длительность занятия соответствовала возрастным нормам, соблюдались временные рамки предусмотренные программой. Время занятия было использовано педагогом рационально и эффективно. Занятие было динамичным, темп выполнения заданий высокий.

    2) Стиль общения педагога с детьми демократический. В ходе деятельности педагог использовал средства выразительности речи: силу, интонацию, тембр голоса, стараясь говорить внятно, неторопливо, выразительно.

    3) Во время проведения занятия у детей отсутствовала статичность за счет двигательной активности и смены видов деятельности. Педагог чередовал виды деятельности в ходе занятия, которые соответствовали требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха.

    Рефлексивно-оценочный

    Содержание оценочной деятельности:

    Педагог предлагал детям назвать результаты деятельности и способы их достижения, соотнести положительного героя с заданием на карте, которое не вызвало затруднений, а отрицательного героя – с заданием, вызвавшим затруднения. Педагог помогал детям аргументировать свои ответы, а так же оказывал помощь в анализе их достижения и недоработок.

    Качество организации оценочной деятельности: педагог знакомил детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы (соотнесение героя положительного или отрицательного с картой заданий). Педагог учитывал возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании, умело сочетал методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствовал формированию у детей навыков самооценки для различных видов деятельности. Дети получили поощрение и памятные подарки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД Познание. ФЭМП. (старшая группа)

    Программное содержание.Продолжать учить детей пользоваться план-схемой с целью ориентировки в групповой комнате, упражнять в измерении расстояний шагами.Закрепить представление о прямой и обратной пос...

    Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

    Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

    «Космическое путешествие» Конспект Непосредственно - образовательной деятельности ОО «Познание» в старшей группе МБДОУ №77

    Расширять знания детей о Солнечной системе, движением планет вокруг Солнца, планете Земля и Луне, как спутнике Земли, о различных фазах Луны.Систематизировать знания детей о глобусе, как маленькой мод...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированной ситуации «Путешествие в страну «Умников и умниц» (подготовительная к школе группа)

    Данная образовательная ситуация разработана для детей подготовительной к школе группы по теме «Путешествие в страну «Умников и умниц» организованна в виде  путешествия в сказочную страну с домини...

    План-конспект занятия познание (ФЭМП)старшая группа Путешествие в мир математики

    Цель: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и разли...