План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми подготовительной группы
методическая разработка по математике

Феоктистова Анастасия Сергеевна

План кружковых занятий

с использованием технологии ТРИЗ

«Умники и умницы»

с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhkovyh_zanyati1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

План кружковых занятий

с использованием технологии ТРИЗ

«Умники и умницы»

с детьми подготовительной группы

Учебный план второй год обучения.

Месяц

Тема материала

Количество

Сентябрь

1. Приглашение к путешествию.

2.Береги себя.

3. Готовим угощение.

4.Кем быть.

4

Октябрь

1. Широка страна моя родная.

2. Глобус и карта.

3. Выбираем транспорт.

4.Рассказы об осени.

4

Ноябрь

1. Месяцы года.

2. Настенный календарь.

3. День и ночь.

4. Неделя, месяц, год и век.

4

Декабрь

1. Динозавры и ихтиозавры.

2. Южная Америка, Северная Америка.

3 .Путешествие на Северный полюс.

5. Зимушка – хрустальная.

4

Январь

1.Степь и ее обитатели.

2. Горы

3. Путешествие в смешанный лес.

3

Февраль

1. Домашние птицы.

2. Дикие птицы.

3. Царство грибов.

4.Российская Армия.

4

Март

1.Моя родословная .

2.Лекарственные растения.

3.Весна в степи.

4.Вода и ее свойства.

4

Апрель

1.Австралии, Антарктида, Америка.

2. Если хочешь быть здоров.

3.Огонь – друг, огонь – враг.

4.Праздник «Встреча птицы вороны».

4

Май

1.Звёздное небо.

2.Правила дорожные детям знать положено .

3.Старичок-годовичок.

3

Итого занятий:

34 занятия в год

Перспективный план занятий с использованием технологии ТРИЗ

с детьми 7-го года жизни.

Сентябрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Приглашение к путешествию»

Программное содержание:

Обогатить представление детей о некоторых правилах поведения в разных ситуациях. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление.

Воспитывать любовь к историческим (достопримечательности города)местам, которые есть в нашем городе рядом с нами.

Придумай что-нибудь интересное и необычное для направления путешествия ;

Как бы ты хотел, чтобы выглядела место куда мы направляемся в путешествие?

2.

«Береги себя»

Программное содержание:

Закрепить умение по отождествлению себя в проблемной ситуации.

Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья.

Зарисовка – системный оператор

«Что было, есть и будет?»

Покажи и расскажи о том, что ты почувствуешь, если будешь пожарным и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок.

3.

«Готовим угощение».

Программное содержание:

Закрепить умение по отождествлению себя в проблемной ситуации.

Воспитывать у детей потребность в освоении приготовлении блюда из наглядных моделей.

Уточнить и расширить представления детей о полезных продуктах..

На кольце Луллия поселились продукты: мясные, овощи, фрукты. Дети вращают круги и выбирают из каких продуктов какое блюдо приготовят. ( составить меню из трех блюд)

4.

«Кем быть»

Программное содержание:

Продолжать расширять представления детей о профессиях людей.

Развивать воображение, логическое мышление, внимательность.

Воспитывать уважение к людям любых профессий.

Если бы профессии исчезли?

Октябрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Широка страна моя родная»

Программное содержание:

Уточнять и расширять знания детей о России, традициях, быте народа России

Формировать представление у детей о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей.

Воспитывать любовь к родной стране.

Придумай фантастическое государство, в котором живут необычные люди с необычной природой.

2.

«Глобус и карта»

Программное содержание:

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, значение и роли карты ,соответствие карты и глобуса; познакомить с использования географической карты.

Развивать и активизировать любознательность, воображение.

Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.

Рассмотреть планету Земля на СО. Система – планета Земля, подсистема – моря, горы, равнины, суша, человек и т.д., надсистема – Галактика; прошлое системы – космическая пыль, будущее – прямое сообщение с другими планетами.

Как улучшить жизнь на нашей планете?

3.

«Выбираем транспорт»

Программное содержание: учить классифицировать транспорт по видам.

Обобщить и систематизировать представление детей о видах транспорта.

Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей.

Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения

Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле.

Структурный подход: наземный, воздушный, водный.

Выложить карточки с изображением видов транспорта: от самого медленного к самому быстрому.

4.

«Рассказы об осени»

Программное содержание: дать детям представление о системе – предмете, явлении и т.п. Учить самостоятельно создавать развернутые рассказы о ней. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас.

Воспитывать охранительно бережное и действенное отношение к природе.

Игра «Чудесная лестница» (схема-алгоритм)

На каждой лестницы в виде символов отражены методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие приемы и методы ТРИЗ и РТВ используются на занятии.

Ноябрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Месяцы года».

Программное содержание: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных переменах месяцах в течении года, продолжать учить самостоятельно называть их. Развивать чувство времени, способность к фантазированию.

Формировать уважительное отношение к перемене времени года.

У детей карточки с изображением осени, зимы, весны, лета( осенние месяцы, зимние, весенние, летние ) или схемы, выбранные вместе с детьми для изображения каждого месяца.

-построй «паровозик времени», назови каждый «вагон», назови первый, средний и последний месяцы года.

-что раньше: октябрь или ноябрь и т.д ?

2.

Настенный календарь.

Программное содержание:

Познакомить детей с историей возникновения настенного календаря. Рассказать и показать разные виды календарей.

Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности.

Воспитывать стремление планировать свою жизнь.

Придумай свой настенный календарь.

3.

День и ночь.

Программное содержание:

Закреплять умение находить (с использованием средств наглядности) зависимость наступления утра и ночи от положения Земли по отношению к Луне, к Солнцу.

Закреплять умение устанавливать связи, развивать у детей способность наблюдать.

Воспитывать навыки и умение распределения времени, бережного отношения к нему.

Что было бы, если бы весь год была ночь?

4.

Неделя, месяц, год и век.

Программное содержание:

Закреплять пополнять знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век.

Развитие мыслительных действий – суждения, выводы.

Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь.

«Зарисуем век»

Декабрь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Динозавры и ихтиозавры.

Программное содержание:

Ввести понятие «динозавры» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры,ихтиозавры ).

Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения.

Сформировать представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

Что было бы, если эти животные жили бы сейчас?

Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей.

2.

Южная Америка, Северная Америка.

Программное содержание:

Познакомить детей Южная Америка, Северная Америка.

; их природными и погодными явлениями; животным миром. Учить детей отличать по характерным признакам Южную Америку от Северной Америки.

Создать предпосылки для формирования у детей основ абстрактного мышления, понимание причинно-следственных связей.

Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе.

Если бы вы оказались в Южной Америке ( Северной Америке).

что бы вы могли увидеть?

3.

«Путешествие на Северный полюс»Программное содержание:Познакомить детей с Северным полюс ом(природа, животный и растительный мир, погода).

Формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях. учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку.

Прививать любовь к красоте нашей Земли.

Игра «Я еду на Север».

Если бы вы оказались на Северном полюсе что бы вы могли увидеть?

Моделирование маленькими человечками

4.

Зимушка – хрустальная.

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.

Развивать категориальное видение целостной картины образа природы детьми.

Приобщать к эстетическим ценностям природы.

Фантазирование:

«Ты попал в Царство Мороза!»

«Дед Тепла – каким ты его представляешь».

Январь

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Степь и ее обитатели

Программное содержание:

Познакомить детей с природой, погодными явлениями, животным и растительным миром.

Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения.

Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект.

Моделирование растений.

Путешествие животных.

2.

Горы

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «горы». Природа, погода, животный и растительный мир.

Развивать у детей понимание причинно-следственных связей, любознательности.

Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.

Придумай, как изменить ситуацию в горах.

3.

«Путешествие в смешанный лес».

Программное содержание:

Познакомить детей со смешанным лесом; растительным и животным миром; природой.

Развивать творческий потенциал ребенка, любознательность, познавательную активность.

Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе

Что бы увидели в смешанном лесу, если бы вы туда попали?

Придумывание фантастического животного.

Если вырубить весь лес?

Февраль

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Домашние птицы

Программное содержание:

Закрепить у детей представление о домашних птицах. Познакомить с интересными фактами из жизни домашних птиц.

Развитие мыслительных действий – суждения, аналитико-сианетические, выводы.

Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним птицам.

Д. игра

«Хорошо – плохо».

«Чудесная птица» – какие полезные части можно взять от разных птиц.

2.

Дикие птицы.

Программное содержание:

Закрепить у детей представление о диких птицах.. Показать уникальность в жизни диких птиц.

Развитие понимания причинно-следственных связей, любознательности, фантазирование.

Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким птицам (невмешательство в их жизнь).

Придумай фантастическое лесное государство , в котором живут необычные виды птиц.

3.

Царство грибов.

Программное содержание:

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть ещё один мир – мир грибов. Ввести и обосновать классификацию грибов на полезные и ядовитые .

Развитие познавательного интереса, любознательности, творческого потенциала.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Моделирование растений.

Придумай необычное грибное царство.

4.

Российская армия.

Цель:

Продолжать расширять представление о нашей Российской Армии (о родах войск), о воинских званиях; героизме солдатов, офицеров в годы войны.

Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности.

Воспитывать любовь к нашей Родине, к родному краю.

Каким ты видишь армию будущего?

Март

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Моя родословная .

Программное содержание:

Продолжать формировать уважительное отношение к семейным ценностям. Объяснить, что семья – ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни).

Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества.

Воспитывать любовь к своей семье и родствееникам.

Придумывание фантастического древа , для своей семьи.

2.

Лекарственные растения.

Программное содержание:

Закрепить у детей представление о лекарственных растениях. Подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Закрепить представление о диких растениях (многообразие, значение при лечении ).

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать обобщать.

Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Что было бы, если бы исчезли растения?

Моделирование растений.

3.

«Весна в степи»

Программное содержание: Закрепить знания детей о весне в степи, её признаках, приметах, погоде. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде.

Игра «Хорошо – плохо».

Какой ты представляешь себе царицу весну в степи?

4.

«Вода и ее свойства»

Программное содержание:

Закрепить знание детей о состояниях воды.

Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать, моделировать.

Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними.

Моделирование маленькими человечками состояний воды.

Апрель

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

«Австралии, Антарктида, Америка»

Программное содержание: Расширять и закреплять знания детей о флоре и фауне Австралии, Антарктиды, Америки,многообразии и красоты природы разных стран, людях, населяющих Австралию, Антарктиду, Америку.

Развитие мыслительных действий – суждения, выводы, сравнение, анализ.

Воспитывать уважительное отношение к разным странам.

Структурный подход.

Классификация представителей флоры и фауны Австралии, Антарктиды, Америки.

2.

«Если хочешь быть здоров»

Программное содержание:

Закрепить знания о правилах безопасности, умение применить их в различных жизненных ситуациях.

Развивать умение действовать адекватно в экстремальной ситуации.

Воспитывать у детей – самоценность.

Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию.

3.

Огонь – друг, огонь – враг.

Программное содержание:

Продолжать расширять представление об огне, огонь может быть, как помощником, так и врагом.

Развивать умение анализировать, фантазировать, преобразовывать, делать выводы.

Сформировать представление у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

Что будет, если пропадет огонь?

4.

Праздник «Встреча птицы вороны»

Цель: Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями народа ханты и манси Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления.

Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям.

Придумай праздник.

Май

№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Правила дорожные детям знать положено

Программное содержание:

Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения.

Развивать внимательность, логическое мышление, любознательность, систематизирование, анализирование.

Формирование навыка применения правил дорожного движения в жизни.

«Если бы исчезли правила дорожного движения

или бы их не соблюдали».

2.

Звездное небо.

Программное содержание:

Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, звёздах.

Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление.

Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания.

Придумай звезду.

Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел?

3.

Старичок-годовичок.

Программное содержание: Закреплять знания детей о временах года (признаки, предметы, погода, как одеваются люди).

Развивать умение подмечать изменения в жизни людей, животных, растений с переходом одного времени года в другой.

Развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы.

Придумай сказку про двенадцать месяцев.

Встреча двенадцати месяцев одновременно, к чему бы это привело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая викторина "Умники и умницы" с детьми подготовительной группы

Задачи: развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки; закрепить и уточнить знания, полученные на логопедических занятиях; воспитывать умение слушать собеседника...

Конспект игрового занятия с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича с детьми подготовительной группе №4. Тема «Школа волшебства».

Цель: Продолжать учить детей составлять предмет по схеме из частей.Формировать навыки приемов конструирования из геометрических форм.Формировать отчетливые представления о предметах ближайшего окружен...

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...

Презентация опыта "Использование технологии пластилинографии в создании пейзажных образов детьми подготовительной группы"

Дети проявляют интерес ко всем видам искусства, но из всего многообразия его видов дети отдают предпочтение изобразительному. Особый интерес в старшем дошкольном возрасте представляет сюжетное рисован...

КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ в подготовительной группе.

КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТв подготовительной группе....

План по самообразованию. Тема: «Использование технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в социализации детей подготовительной группы» (автор – Н.П.Гришаева)

Актуальность: Технология «Ежедневный рефлексивный круг» способствует сплочению детского коллектива, формирует умения слушать и понимать друг друга, способствует формированию общей позиции ...

План кружковых занятий с использованием технологии ТРИЗ «Умники и умницы» с детьми старшей группы

План кружковых занятийс использованием технологии ТРИЗ«Умники и умницы»с детьми старшей группы...