Беседа о блокаде Ленинграда и дороге жизни в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: беседа

Задачи:

-Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ,

чувство благодарности и уважения к его защитникам.

-Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.

-Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.

- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

-Закрепить навыки речевой деятельности, побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_blokade_leningrada_v_starshey_gruppe.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о блокаде Ленинграда и дороге жизни в старшей группе

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: беседа

Задачи:

-Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ,

чувство благодарности и уважения к его защитникам.

-Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.

-Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.

- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

-Закрепить навыки речевой деятельности, побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателями.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;

-Чтение художественных произведений по теме.

-Прослушивание песен и музыки военных лет

-Рассказ о блокаде, стихи о блокаде.

Пособия: иллюстрации о блокаде, музыкальные композиции.

Ребята, сегодня мы вам расскажем о блокаде Ленинграда и о дороге жизни

Рассказ о блокадном Ленинграде

Много лет тому назад на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

-Почему её так называют?

Потому что весь народ встал на защиту своей Родины. Это была жестокая война, страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины уходили на фронт. Она принесла много горя и разрушений.

Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окруженный Ленинград. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты города и стрелять по ним. Фашисты хотели не только захватить город Ленинград, а полностью его уничтожить.

Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Каждую ночь слышался гул самолётов, разрывы бомб.

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено много громкоговорителей. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.

900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем ленинградцы выстояли, и чем могли помогали фронту.
Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы: люди умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест. Стояли насмерть бойцы.
Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться.

Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем.

За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад.

Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день.

Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто то есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.

Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем.

Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде Ладожского озера. Под огнем в город на баржах привозили продукты и увозили детей, раненых.

Единственным спасением стала дорога по замерзшему Ладожскому озеру.

С наступлением морозов по тонкому льду Ладожского озера за продовольствием сначала отправили лошадей.

А когда лед окреп, в путь отправились грузовики. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. В город везли продовольствие, а из города по ледовой дороге вывозили детей.

Поэтому её назвали «Дорогой жизни».

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев

Дети и подростки помогали любимому городу изо всех сил. Голодные изможденные ребята работали на заводах, делали снаряды для обороны Ленинграда. Дети вместе со взрослыми тушили пожары, разбирали завалы разрушенных зданий. Ребята приходили в больницы кормить раненых солдат, выступали с концертами перед больными, писали письма родным от имени солдат. Заготавливали для госпиталя дрова.

Однажды учительница задала классу вопрос:

-Что зимой падает с неба?

А ученик сказал: Бомбы, осколки, снаряды и кирпичи. И никто не вспомнил о снеге…

-Как бы вы ответили?

Ленинградцы выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г.

Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!»

Такого дня не видел Ленинград!

Нет. Радости подобной не бывало!

Казалось, что всё небо грохотало…

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди.

27 января - великий праздник снятия блокады Ленинграда!

Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать.

Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна:

Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.

На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб
Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда

На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Детям — юным героям Ленинграда установлен этот памятник «Цветок жизни»

За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой.

Сегодня мы скажем слова благодарности тем, кто защищал наш город.

Никто не забыт и ничто не забыто
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(А. Шамарин)
Рефлексия

Наша беседа подошла к концу , вы внимательно слушали рассказ, сегодня вы еще больше узнали о блокаде Ленинграда
Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?
Детям задаются вопросы:

О чем мы сегодня говорили?

Итог

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

Дети передают из рук в руки свечу ( искусственную «Горящий огонёк») со словами: «Никто не забыт! Ничто не забыто!»

Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о блокаде Ленинграда "Девятьсот страшных дней и ночей"

Познакомить детей  с понятием "Блокада", "Дорога жизни", "Ладога". Подвиги детей во время войны....

Беседа о блокаде Ленинграда

В материале приводятся исторические сведения о событиях Великой Отечественной войны, в частности, о героических днях Ленинграда....

Беседа о блокаде Ленинграда

В преддверии великого праздника - Дня Победы, в старшей и подготовительной группе можно провести несколько бесед о войне. Я предлагаю вашему вниманию несколько бесед....

Конспект тематической беседы "О блокаде Ленинграда детям"

В данном занятии, воспитатель знакомит детей с темой ВОВ. Рассказывает о блокаде города Ленинграда, о маленьких жителях этого города, о их героизме....

Конспект беседы - "Блокада Ленинграда" для детей подготовительной к школе группы № 5.

Конспект беседы - "Блокада Ленинграда"для детей подготовительной к школе группы № 5....

беседа о блокаде Ленинграда в подготовительной группе

беседа о блокаде Ленинграда для детей 6-7 лет...

Беседа "Снятие блокады Ленинграда"

В группе №6 "Семицветики" прошла беседа «Снятие блокады Ленинграда», на которых воспитанники узнали, как мужественно сражался осажденный город, о стойкости его жителей....