Сказки-шумелки.
методическая разработка
Коротенькие сказки-шумелки с использованием шумовых инструментов. Авторская разработка. Для педагогов, музыкальных руководителей и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Сказки-шумелки с использованием шумовых инструментов
Разработала
Музыкальный руководитель
Мареева Юлия Евгеньевна
г. Вихоревка
2025 г.
1. «Приключения дождевой капельки»
Инструменты:
- металлофон (капелька);
- шуршащая бумага/целлофан (шум дождя);
- бубен (гром);
- треугольник (солнечные лучи);
- клавесы (капли по листьям).
Текст и действия:
Жила-была на тучке маленькая капелька (играет металлофон — нежные одиночные звуки).
Однажды она решила спуститься на землю (медленное глиссандо вниз на металлофоне).
Сначала шёл тихий дождик (лёгкое шуршание бумаги).
Потом дождь стал сильнее (учащённое шуршание).
Вдруг грянул гром! (удар в бубен).
Капелька упала на большой лист (удар клавесами).
Затем на маленький (быстрые удары клавесами).
Дождь закончился, выглянуло солнце (звон треугольника).
Капелька улыбнулась и испарилась вверх (медленное глиссандо вверх на металлофоне).
Цель: развитие динамического слуха, передача контраста (тихо-громко, медленно-быстро).
2. «Лесной оркестр»
Инструменты:
- деревянные ложки (дятел);
- маракасы (белка трясёт орешки);
- трещотка (ёж шуршит листьями);
- свистулька (птичка поёт);
- барабан (медведь топает).
Текст и действия:
В лесу проснулся дятел (стук ложками в ритмичном темпе).
Белка нашла орешки и радостно их перебирает (маракасы).
Ёжик пробрался сквозь сухие листья (трещотка).
Птичка запела звонкую песенку (свистулька).
Медведь вышел на поляну и громко затопал (барабан).
Все звери решили устроить оркестр! (одновременная игра всех инструментов в заданном ритме).
А потом затихли — пора отдыхать (постепенное прекращение звучания).
Цель: координация ансамблевой игры, различение тембров.
3. «Путешествие воздушного шарика»
Инструменты:
- колокольчик (шарик звенит);
- бумага (ветер);
- бубенцы (шарик прыгает);
- тамбурин (шарик ударяется о дерево);
- ширма с натянутой тканью (шарик застревает).
Текст и действия:
Жил-был весёлый воздушный шарик (звон колокольчика).
Его унёс ветер (шуршание бумаги).
Шарик летел высоко-высоко (колокольчик — высокие звуки).
Потом опустился ниже (колокольчик — низкие звуки).
Он прыгал по траве (бубенцы).
Ударился о дерево (удар в тамбурин).
Запутался в ветках (трение ткани о ширму).
Дети помогли ему освободиться (общий звон всех инструментов).
И шарик полетел дальше (колокольчик — плавный уход вверх).
Цель: передача движения через звук, развитие фантазии.
4. «Волшебные часы»
Инструменты:
- клавесы (тик-так);
- треугольник (бой часов);
- бубен (секундная стрелка);
- металлофон (звонки);
- барабан (большие часы).
Текст и действия:
В старой башне стояли волшебные часы (клавесы — ровный ритм «тик-так»).
Секундная стрелка бежала быстро-быстро (бубен — частый ритм).
Каждый час часы били (треугольник — 1 удар).
Два часа — два удара (треугольник — 2 удара).
Три часа — три удара (треугольник — 3 удара).
Вдруг часы зазвонили (металлофон — мелодичный фрагмент).
Это они звали всех на праздник! (барабан — торжественный ритм).
Все часы в городе откликнулись (общий ансамбль).
Цель: осознание ритмического пульса, счёт долей.
5. «Морской круиз»
Инструменты:
- океан-драм (шум волн);
- морские колокольчики (пение чаек);
- бубен (якорь опускается);
- маракасы (дождь на море);
- треугольник (солнце на воде).
Текст и действия:
Корабль отправился в плавание (океан-драм — плавные волны).
Чайки кружили над водой (морские колокольчики).
Вдруг поднялся ветер (учащение ритма на океан-драме).
Пошёл дождь (маракасы — частый ритм).
Капитан приказал опустить якорь (удар в бубен).
Дождь закончился, вышло солнце (треугольник — звонкий звук).
Волны стали спокойными (океан-драм — медленный ритм).
Корабль продолжил путь (все инструменты — согласованный ансамбль).
Цель: создание звукового пейзажа, импровизация в заданном образе.
Общие методические рекомендации:
- Перед игрой кратко обсудите с детьми образы и звуки (как звучит дождь, как топает медведь).
- Раздайте инструменты по желанию или по ролям.
- В первый раз читайте текст медленно, давая время на реакцию.
- Во второй раз усложните: добавьте динамику (громче/тише), темп (быстрее/медленнее).
- В третий раз предложите детям самим придумать звуки для новых эпизодов.
- Используйте наглядность: картинки, игрушки, проекции.
- Поощряйте инициативу: если ребёнок хочет добавить свой звук — поддержите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...
Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников
Опыт работы ...

Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"
Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....

Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"
Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...

Музыкальная дидактическая игра«Сказки шумелки»
Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...

Музыкальные сказки с шумовым исполнением «Сказки-шумелки»
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового воспр...

