Паспорт проекта "Мы рядом, мы вместе"-с направленностью на детей инвалидов и ОВЗ
рабочая программа
Данная программа разработана по волонтерскому и экологическому движению. В данно программе упор идет на привличение детей с инвалидностью и ОВЗ,
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 113 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ СРЦН «ОГОНЕК» ГОРОДА МАКАРОВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (с направленностью на детей инвалидов и ОВЗ)
Мы рядом, мы вместе
Составитель: Воспитатель Логинова А.А.
полустационарное отделение группа «Ладья»
Срок реализации: 9 месяцев
Возраст: 7-15 лет
2025-2026г
г. Макаров
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы рядом, мы вместе» имеет социально-гуманитарную направленность, гражданского направления. Актуальность программы обусловлена стремительными политическими, социально-экономическими изменениями, происходящие сегодня в обществе, диктуются новые требования как к организации самого воспитательного процесса в центре, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства дети и подростки каждый день должны делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно политической жизни страны и государственной деятельности. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Участие в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне, обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, улучшению морально-психологического состояния, формированию гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма, толерантности, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности. Новизна программы. Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения учащихся новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Адресат программы: учащиеся начальных и старших классов в возрасте 7-15 лет, в том числе и дети с ОВЗ с задержкой психического развития, инвалиды. Уровень усвоения программы: стартовый. Объем и сроки усвоения программы: 9 месяцев. Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: презентации, круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. При проведении практических занятий и добровольческих акций воспитанников следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа, например, при подготовке буклетов, листовок, сообщений, презентаций и т.п.
Цель программы: формирование позитивных установок у детей на добровольческую (волонтерскую) деятельность. Задачи программы: предметные- познакомить с деятельностью волонтерского движения; привлечь воспитанников к решению социально-значимых проблем города; метапредметные- создать механизм работы центра с окружающим социумом; личностные -учить доброте, чуткости души.
Содержание программы
Раздел 1. История волонтерского движения (2 часа).
Теория: воспитанники знакомятся с центром, с группой, ее традициями, достижениями, узнают об истории волонтерского движения. Узнают, кто такие волонтеры, почему люди ими становятся. Изучают правила волонтеров центра. Разрабатывают план работы юных волонтеров на учебный год. Учат заповеди волонтеров. Ведут дневник «Юного волонтера». Изучают праздники, связанные с волонтерским движением (Международный день волонтера – 5 декабря, 17 февраля – Международный день спонтанных добрых дел). Практика: экскурсии в музеи и библиотеку города, встречи с интересными людьми, праздники, парная и групповая работа, мини-проекты.
Раздел 2. Я, мои друзья, семья (9 часов).
Теория: воспитанники изучают, что такое «дружба», «добро», «зло», коллектив. Пословицы и поговорки о дружбе. Литературные произведения о дружбе. Досуг. Увлечения. Интересы. Добрые и не добрые дела. Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Правила общения со взрослыми и сверстниками. Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Уважай свое время и время других. «Рациональное» использование времени. Учимся понимать и принимать других людей. Конфликтные ситуации. Ссора. Драка. Приемы самостоятельного выхода из конфликтной ситуации. Правила парной и групповой деятельности (отзывчивость, честность, уважение другого мнения). Семья – древо жизни. Тепло родного дома. Семья. Родители. Обязанности членов семьи. Домашний труд ребенка. Советы родителей. Моя родословная. История фамилии. Генеалогическое древо. Практика: фотоконкурсы, праздники, парная и групповая работа, написание и защита проекта «Моя родословная», благотворительные акции в Доме для престарелых и инвалидов г. Макарова, защита плакатов по теме в других классах, конкурсы, мини-проекты.
Раздел 3. Я и мое здоровье (8 часов).
Теория: выполнение норм личной гигиены. Гигиена. Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. Полезные и вредные продукты. Здоровая пища. Правила здорового питания. Режим дня. Здоровый сон. Спорт. Закалка. Правила закаливания. Как стать трудолюбивым. Трудолюбие и лень. Пословицы и поговорки о труде и лени. Мои эмоции. Положительные и негативные эмоции. Учусь сдерживать эмоции. Управление эмоциями. Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Учимся думать и действовать. Твой выбор. Умение анализировать ситуацию, делать выбор в сложной экстремальной ситуации. Привычка. Вредные привычки. Зависимость. Твой выбор. Умение анализировать и делать свой выбор против вредных привычек. Воля. Умение проявлять силу воли. Твое решение. Анализировать ситуацию и принимать решение за ЗОЖ. Практика: подготовка и выступление с агитбригадой по ЗОЖ, участие в подготовках и проведения соревнований и спортивных праздников, защита плакатов по теме в других группах, викторины, интеллектуальные игры, мини-проекты.
Раздел 4. Участие в социальных акциях и проектах школы и класса (9 часов).
Практика: воспитанники под руководством воспитателя Логиновой А.А. на добровольной основе принимают участие в социальных акциях и проектах в течение реализации программы (9 месяцев). Все акции и проекты переплетаются с 3-мя основными разделами программы. Юные волонтёры оказывают помощь, учатся делать «добрые» дела, на практике реализуют знания, полученные ими в период теоретических занятий. Примерные социально-значимые акции: «Сохраним лес» - сбор макулатуры, «Наши 100 добрых дел» - добрые дела для центра и группы, благотворительные концерты, сбор игрушек и канцтоваров для детей в больницы, книги детскому дому и библиотеке, разработка поздравительных открыток, забота о пожилых людях, шефство над ветераном педагогического труда, «Новогодний подарок хвостикам» и «Весенний подарок хвостикам» (сбор подарков для питомцев). Примерные социальные проекты: мини-проекты по теме и их защита, коллективный проект «Скажем вредным привычкам: «НЕТ», «Спорт любит сильных», «Рискни стать добрым». Важной составляющей деятельности юных волонтеров является обучение планированию, которое позволяет четко определять цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно использовать все имеющиеся возможности, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования. Для участия в мини-проектах по темам разумно учить следующим простым вопросам: 1. Кто мы? (статус волонтерского формирования – группа, пара, один – «Название»). 2. Какова наша цель? (высшие цели и ценности; качественные изменения, на которые направлена деятельность волонтерского формирования). 3. Для кого? (целевая группа, на которую направлена деятельность волонтерского формирования). 4. Где? (география деятельности волонтерского формирования). 5. Что мы делаем? (общая формулировка типа деятельности волонтерского формирования, направленной на удовлетворение потребностей целевой группы).
Планируемые результаты
Метапридметные: - будут сформированы первичные организаторские умения и навыки; - научатся работать в команде; - научатся слушать и понимать речь других, сотрудничать в совместном решении проблемы. Предметные: будут знать: - историю волонтерского движения; - права и обязанности волонтеров; - будут участвовать в социально-значимых акциях и проектах под руководством педагога. Личностные: - смогут повысить свою социальную активность; - смогут расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности; - научатся ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «зло», «терпение», «семья», «Родина», «настоящий друг», «юный волонтер».
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, видеопроектор, демонстрационный экран, ламинатор. Информационное обеспечение: социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти», презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность» и т.д.
Кадровое обеспечение: воспитатель программы Логинова А.А., воспитатели остальных групп, педагог по физической культуре, педагог дополнительного образования.
Формы аттестации
Формы аттестации воспитанников
: -трудовая книжка волонтера; -творческий проект;
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-рейтинговая таблица добровольца.
Формы демонстрации образовательных результатов:
-слет волонтеров.
- просветительские, образовательные и социальные акции;
- фото и видеоотчет.
Формой проведения итогов реализации программы является, общий слет волонтеров на котором воспитанники получают «трудовые книжки» волонтеров. Записи в трудовой книжке соответствуют «рейтинговой таблице добровольца».
Формы представления результатов при оценке деятельности волонтерского отряда в целом используются следующие показатели: количество акций, мероприятий, специализирующихся только на добровольческой деятельности; количество привлеченных школьников для осуществления добровольческих действий в каждой акции; количество обратившихся за помощью; количество созданных презентаций, буклетов, плакатов, рисунков; участие во всероссийских или региональных проектах и акциях; награды и поощрения (грамоты).
При оценке деятельности воспитанника-волонтера- используются следующие показатели: количество акций и мероприятий, в которых ребенок принял участие; количество добрых дел юного волонтера; количество созданных им презентаций, буклетов, плакатов, рисунков, проектов; участие в защите проектов; участие во всероссийских или региональных проектах и акциях; награды и поощрения (грамоты).
По результатам работы проводится Линейка Чести, где награждают и поощряют самых активных волонтеров. Оценочные материалы Мониторинг реализации программы будет осуществляться через: - анкетирование всех участников программы (волонтеров, участников целевых групп, педагогов); - выпуск отчетных буклетов, плакатов, роликов; - анализ результатов проведенных мероприятий; - мониторинг достижений волонтёров (заполнение волонтерской книжки).
Методическое обеспечение
1. Индивидуальная диагностика: анкетирование, тестирование, игры на выявление лидерских качеств.
2. Разработка и защита социальных проектов, творческие задания, игровой практикум.
3. Педагогическое наблюдение (критерии: инициативность, аккуратность, самостоятельность, коммуникабельность).
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно- воспитательного о процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятия | Форма подведения итогов |
1 | Подготовительный этап | Практическое занятие | Объяснение | Раздаточный материал | Брошюры, канцелярские товары | Практическое занятие, работа агитбригад |
2 | Благотворительная акция | Практическое занятие, работа агитбригад | Объяснение материала, компьютерная презентация, видео урок | Конспекты, плакаты, листовки, раздаточный материал | Компьютер р, видео мате риалы, брошюры, канцелярские товары | Беседа, обсуждение, практическое занятие, работа агитбригады |
3 | Уроки нравственности | Беседы, опрос, тренинги, игры, практические занятия | Объяснение материала, компьютерная презентация, видео урок | Конспекты, плакаты, листовки, раздаточный материал | Компьютер, видео материалы, брошюры, канцелярские товары | Беседа, обсуждение, практическое занятие, работа агитбригады |
4 | Помощь нуждающимся | Практическое занятие, работа агитбригад | Объяснение | Разработка, раздаточный материал | Брошюры, канцелярские товары | Конкурсы |
5 | Шевская работа | Практическое занятие, работа агитбригад | Объяснение | Конспекты, плакаты, листовки | Брошюры, канцелярские товары, садовый материал | Конкурсы стенгазет |
Рабочие программы и подпрограммы
Календарно-тематический график
План воспитательных мероприятий
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Для педагога:
Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004г.
Воспитание школьников – 2008 - № 3
школьников/Воспитание школьников – 2008 - № 3
11.Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия / Авторы-составители Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Для воспитанников: 1. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. - М., 2004г. 2. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003г..
Интернет- источники
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по интеграции детей-инвалидов в группу здоровых сверстников. Совместное развлечение детей с ОВЗ и родителей воспитанников "Вместе с мамой, вместе с папой в гостях у Петрушки".
развлечение в веселыми конкурсами, аттракционами...

Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»
Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми....

Программа, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»
Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и в...

Организация совместной партнерской деятельности педагога и детей с ОВЗ, детей инвалидов дошкольного возраста 6-(7)8 лет группа «Звездочки» комбинированной направленности посредством квест-игры «В поисках сокровищ»
Создание положительного эмоционального настроя, воспитание уважительного отношения к маме....

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»
ПРОГРАММА,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов«Шаг навстречу»...
Программа,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями,воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Программа "Шаг навстречу" рассчитана на совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, психолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ , детей-инвалидов....

«Пластилинография» Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов
Программа предназначена для детей- инвалидов от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные на...

