Проект "Юные инженеры"
проект (подготовительная группа)

Ерёменко Татьяна Николаевна

Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность -  таков новый  социальный заказ государства. А для этого в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_inzhenery.docx329.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

ПРОЕКТ

«Юные инженеры»

Подготовительная группа

                                   C:\Users\Win8\Desktop\загруженное (1).png

Подготовила:

 Воспитатель:

 Ерёменко Т.Н.

                                                                      Кулунда

2025г

Актуальность проекта

Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность -  таков новый  социальный заказ государства. А для этого в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

Ввиду поставленных условий мною был разработан проект «Юные инженеры», куда входят разделы:

  • конструктивная деятельность;
  • робототехника.

Проект:   «Юные инженеры»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: индивидуально- групповая.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Участники проекта: дети подготовительнойгруппы, семьи воспитанников, воспитатели группы.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской познавательно-исследовательской деятельности.

Цель – формирование  компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих  условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

для педагогов:

  • совершенствовать  условия для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического  и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной  инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • создавать систему элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.

для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование  в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • воспитывать  осознанное,  целесообразное  отношение  к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.
  • способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

для семей воспитанников:

  • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Овладение воспитанниками навыками к  основам начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской, конструктивной  деятельности.
  • Сформированы представления о профессии – инженера, конструктора, изобретателя.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию,конструированию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  •  повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности; 
  • повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые  объекты,.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Зона опытов и экспериментирования в группе.
  2. Зона «Конструкторского бюро» в группе.

3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).

4. Библиотечка юного инженера.

5. Подборка  научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.

6. Строительный ресурс (конструкторы, строительный и природный , бросовый  материал).

Этапы проекта

1 этап организационный

Предварительная подготовка:

  • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

  • Экскурсии и целевые прогулки.

  • Наблюдения за объектами и явлениями природы.

  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).

  • Тематические беседы «Инженер - какой он?», «Школа Самоделкиных»и др.

  • Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

  • Знакомство с материалами мини-центра «Школа волшебников».

Практическая часть

2 этап основной

  1. Взаимодействия с детьми

  • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

  • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского , конструктивного, познавательного обучения.

  •  Чтение  тематической, художественной литературы

  • Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

  • Мини-центры «Школа волшебников» (экспериментальный уголок), «Конструкторское бюро».

  • Копилка «нужных ненужных» вещей;

  1. Взаимодействие с семьей:

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.

Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Акция «Добрые крышечки».

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной, познавательной  деятельности» .

Тематические консультации  для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др.

Индивидуальные консультации по осуществлению акций.

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Результат проектной деятельности

3 этап заключительный

Открытые мероприятия  на родительском собрании.

Открытые мероприятия для педагогов.

Обобщение педагогического  опыта работы.

Раздел №1

Проект  « Юные инженеры» -это  конструктивная деятельность

Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать.  Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования  и  развитие  конструктивных умений и способностей дошкольников.

Задачи:

-Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми  подготовительной  группы;

-Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);

-Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;

-Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

-Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами );

-Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

-Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

-Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

-Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

-Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

-Поисковый – самостоятельное решение проблем;

-Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;

-Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Для успешного решения  задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме и на основе данной литературы разработала перспективный план, а также постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы  она определяла направленность их деятельности.

В «Центр развивающих игр»,  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, а также конструкторы разного назначения.  

Подготовительная группа  является завершающим этапом в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят  более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора.

В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Используя  игровые методы и приемы обеспечиваю связь с  познавательной деятельностью, а также   помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.

Конструирование из строительного материала  развивает  умение сооружать

различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов позволяет  познакомить с разнообразными

пластмассовыми конструкторами. Учит создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Закрепление  умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закрепление  умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).Закрепление умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Конструирование позволяет  организовать интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха,  словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие -  развитие  трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.

В своей работе мы применяем лего-технологию. Лего-технология – является  великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает  взаимодействие различных видов деятельности..

Конструктор Лего- представляет  огромные возможности для поисковой , продуктивной , творческой деятельности. Несомненно стимулирует детскую фантазию, воображение, творчество и конструктивные способности.

Развивающие комплекты Лего- помогают детям развиваться  и в то же время удовлетворяя их разнообразные интересы  и помогая становлению таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения.

Использование  конструкторов  и лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми  по разным направлениям .

Раздел №2 в проекте  «Юные инженеры» - «Робототехника»

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Цель раздела: развитие  познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники. 

Задачи:

-Развитие индивидуальных способностей ребенка;

-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

-Развивать операции логического мышления,

-Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

-Формировать  предпосылки  учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и  поставленной целью, доводить начатое дело  до конца, планировать будущую работу.

Работая с   робототехникой    индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате  повышается самооценка ребёнка.

Дети работают вместе со специалистом  Иваном Николаевичем, который ведет работу в соответствии с намеченным планом ( 2 занятия в месяц).  

Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

Анализ мнений родителей по внедрению  конструктивной  деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.

Вывод:

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата.

Список используемой литературы:

1.  Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5.  Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6.  Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

11. Интернет сайты.

12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»

Консультация для родителей "Конструирование в жизни ребенка"

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.  Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

  1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,  ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию,  должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки,  описание пространственного расположения  отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета  о проделанных действиях -  развивается  также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
  4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
  5. 5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
  6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для  фантазии, воображения  и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.  Самым первым конструктором в жизни ребенка являются  простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.  Позже  количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором,  после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого  и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных  построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 - 5  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.                                                        Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого  на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку  старшего дошкольного возраста  стоит приобрести    деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские»  названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному  возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

 К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,  привлекать внимание детей  к архитектурным и художественным достоинствам различных  сооружений  (церкви, театры, мосты,  башни, маяки).                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Растим инженера начиная с детского сада"

В данной презентации я хочу представить проект который совмесно с коллегой мы разработали на конкурса....

Презентация к проекту "Мы - будующие инженеры"

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».В наше время постоянно возрастает техническая сложнос...

Растим инженеров с детского сада

Из опыта работы по формированию предынженерного мышления у дошкольников...

Кружок по конструированию "Юные инженеры"

Рабочая программа работы кружка по контсруированию "Юные инженеры"...

Творческое объедиение "Юные инженеры". Доклад "Кто такие инженеры?" Фадеева Анастасия, 6 лет

Доклад воспитанника старшей группы является неотъемлимой частью занятия "Что за профессии инженеры и конструкторы?" Доклад является итогом совместной партнерской деятельности всех участников...