«Формирование читательской грамотности у дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Фандюшина Ольга Вячеславовна

Познакомить родителей с современным подходом к формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через изучение русского быта, рассказать о важности этого направления и представить конкретные примеры работы, проводимой в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Родительское собрание

«Формирование читательской грамотности у дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Ярославль, 2024 г.


Цель собрания — повысить компетентность родителей в воспитании грамотного читателя и использовании фольклора в семейном воспитании. 

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием читательская грамотность
  • Осознать родителями ценность чтения как средства развития личности.
  • Расширить представления родителей о формировании читательской грамотности через ознакомление с народной культурой.

План проведения

  1. Введение. Что такое читательская грамотность и как ее развивать.
  2. Читательская грамотность в жизни семьи: что следует делать
  3. Народная культура и народный фольклор как компонент формирования читательской грамотности дошкольника

  4. Решение собрания

  1. Введение.  Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодняшнюю встречу хочу начать со стихотворения.

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность —

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо —

Не скудела в наши дни.

Что такое читательская грамотность и как ее развивать:

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша. В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя).

Читательская грамотность дошкольников — это способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать их, чтобы расширять представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.  

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни— в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Психологи и педагоги утверждают, что родители должны учить любви к книге с младенчества. Насколько рано ребенок познакомится с книгой, зависит во многом от мамы. Мир чтения неразрывно связан с миром слова. Ребенок постоянно слышит различные слова, многие остаются в его памяти, некоторые он любит повторять, они становятся его любимыми. И вот наконец приходит время, когда кроха понимает, что эти слова можно найти в книгах, просто нужно уметь их читать.

Наша с вами цель, уважаемые родители - заложить  предпосылки формирования читательской грамотности у дошкольников, привить интерес к чтению, сформировать предпосылки для будущей читательской деятельности

Задачи:

  • Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, активность и объективность читательского воображения.  
  • Развивать умение пересказывать.  
  • Формировать аналитические умения: вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев
  • Осмыслять художественную форму на уровне деталей и композиции.   Методы и приемы

Некоторые методы и приёмы формирования читательской грамотности у дошкольников:

  • Чтение взрослым по книге или наизусть с дословной передачей текста.  
  • Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов.
  • Беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста.  
  • Чтение с продолжением, развивающее устойчивый интерес к книге.  
  • Разучивание стихотворений 
  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.  
  • Проектная деятельность: изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий.  
  • Самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями

Детская литература — великая сила, но беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы, и чтением надо руководить.

А что значит руководить чтением? Это прежде всего сформировать у ребенка интерес к книгам, а затем следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, т. е. воспитывать культуру чтения. Семья располагает для этого большими возможностями, чем детский сад и школа, потому что здесь легче осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

А что значит воспитывать культуру чтения? Это формирование у ребенка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучение самостоятельному выбору книг, внимательному и вдумчивому чтению.

  1. Читательская грамотность в жизни семьи: что следует делать
  • Говорите с ребёнком о том, что его интересует.
  • Задавайте вопросы, стимулирующие наблюдение и познавание, требующие ответов в форме предложений, а не просто однозначного «да» или «нет». Говорение и слушание способствуют выработке навыков чтения и письма.
  • Выслушивайте вопросы ребёнка и помогайте находить ответы. Учите ребёнка самостоятельно искать информацию, используя книги и компьютер.
  • Говорите с ребёнком, употребляя множество различных слов. Объясняйте неизвестные ему слова. Это концентрирует внимание ребёнка и обогащает словарный запас.
  • Расширяйте кругозор ребёнка: водите его в зоопарки, библиотеки, музеи, на спортивные и культурные мероприятия. Посещайте встречи с любимыми писателями в библиотеках, книжных магазинах, местных центрах и на праздниках книги. Обсуждайте свои впечатления.
  • Читайте ребёнку регулярно! Если читать ребенку по 10 минут ежедневно, то от момента рождения до поступления в школу он проведёт 3 000 часов, слушая книги. Даже когда ребёнок научится читать самостоятельно, продолжайте чтение вслух, чтобы это занятие стало важной составляющей его каждодневного существования и служило укреплению навыков грамотности.
  • Принимайте участие в жизни ребёнка, не пропуская ни единой возможности. Делясь своими рассказами, культурными традициями и знаниями, вы дарите знания всем детям, а своему ребёнку демонстрируете заинтересованность в его жизни.
  • Побуждайте ребёнка использовать свои навыки грамотности, например, он может  составить список продуктов для похода в магазин.
  • Помогайте ребёнку строить планы на будущее и объясняйте, как грамотность способствует достижению важных целей.
  • Продолжайте читать ему вслух. Пусть чтение станет систематическим и увлекательным семейным делом. Взрослые, регулярно читающие книги, журналы будут служить ребёнку примером для подражания.
  • Помогите ему записаться в библиотеку и выбрать различные издания:
  • журналы, комиксы, детские книги.
  • Предложите ребёнку богато иллюстрированные книжки, книжки с окошками, книжки раскладушки.
  • Читайте ребенку произведения разных жанров: стихи, рассказы, энциклопедии.
  •  Помните о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников - книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь
  •  Научите малыша пользоваться книгами и беречь их

Воспитатель сможет поделиться с вами важной и полезной информацией. Выясните у него:

  1. Какие задачи он ставит перед ребёнком в этом году;
  2. Насколько успешно ребёнок идёт вперёд;
  3. Какие склонности и интересы проявляет ребёнок в детском саду;
  4. В каких сферах ребёнку следует прилагать больше усилий.

Со своей стороны, вы также можете предложить учителю важную информацию:

  1. Расскажите ему о любимых книгах ребёнка, его интересах и увлечениях;
  2. Поделитесь информацией о культурных традициях семьи;
  3. Обсудите трудности, испытываемые ребёнком.

3. Народная культура и народный фольклор как компонент формирования читательской грамотности дошкольника

В последнее время человечество все сильнее тянется к своему прошлому. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. 

Пословицы и поговорки знакомы каждому с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как появилась на Руси письменность. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставление от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму — разуму. Старинные пословицы и поговорки живут в языке и сегодня. Когда мы слышим пословицу, мы невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что-то важное и нужное, что может пригодиться в жизни. Пословицы и поговорки называют «золотыми зернами» русского языка, «маленькими жемчужинами», сокровищами народной мудрости. Благодаря пословицам и поговоркам наш язык становиться образнее, красочнее и ярче. А мы сами становимся немножко мудрее.

Интерпретация фольклорного текста требует от ребенка перехода от буквального восприятия к символическому, формирует способность видеть подтекст, ассоциировать, проводить аналогии с реальной жизнью, что является необходимым компонентом читательской грамотности.

 А как часто вы употребляете в своей речи пословицы и поговорки? Наверное, нечасто. Сегодня наша с вами задача научится употреблять пословицы и поговорки в нашей речи, чтобы она стала красочнее, образнее, ярче.

Чем отличается пословица от поговорки

Многие путают пословицы и поговорки, а ведь это разные понятия, несмотря на то, что у них есть много общего.

Пословица — законченное высказывание, короткое предложение, которое доносит до слушателя или читателя мудрую мысль.

Примеры пословиц:

  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Повторение — мать учения. 
  • Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
  • Волков бояться — в лес не ходить.
  • Своя ноша не тянет.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Поговорка — это короткое высказывание, которое помогает создать образ.

Примеры поговорок:

  • Осталась у разбитого корыта.
  • Делает из мухи слона.
  • Денег кот наплакал.
  • Бьет баклуши.

Ритм

Если останутся сомнения, как отличить пословицу от поговорки, есть еще один способ узнать.

В пословицах обычно присутствует определенный ритм. Большинство из них состоят из двух частей. А, вот, поговорка – незаконченное предложение, поэтому у нее нет частей, которые рифмуются между собой.


И так, я предлагаю провести небольшой конкурс «Знаток пословиц!»

1 тур «Закончи пословицу». Я буду читать начало, а вы должны закончить пословицу:

Труд человека кормит, (а лень портит)

Кто много говорит, (тот мало делает)

Повторенье — (мать ученья)

Сделал дело, (гуляй смело)

Ученье — свет, (а не ученье — тьма)

Делу время, (потехе — час)

Как аукнется, (так и откликнется)

Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)

Не все то золото, (что блестит)

Дело мастера (боится)

Под лежачий камень (вода не течёт)

Терпенье и труд (всё перетрут)

Двое пашут, (а семеро руками машут)

Цени дерево по плодам, (а человека по делам)

2 тур. «Вспомни пословицу по рисункам»: вспомни пословицы или поговорки о следующих предметах.

1.Корабль (Большому кораблю, большое плаванье)

2. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой. Ложка дегтя испортит бочку меда.)

3. Книга. (С книгой жить век не тужить. С книгой поведешься — ума наберешься. Книги не говорят, а правду сказывают.)

4. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка. Игла не шило, сапог не шила.)

5.Шило. (Шила в мешке не утаишь. Переводить шило на мыло. )

6. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

7. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт. Нашла коса на камень. Камень за пазухой держать.)

3 тур «Числовой»: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Один за всех, все за одного,

Один в поле не воин

Семеро с ложкой, один — с сошкой

Одна у человека родная мать, одна у него Родина.

От одного порченого яблока целый воз загнивает.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Они — одного поля ягодки.

За одного битого двух небитых дают.

Семеро одного не ждут.

Первый блин комом.

От любви до ненависти — один шаг.

В одно ухо вошло,в другое вышло.

Один раз в год и палка стреляет.

Одна голова хорошо, а две — лучше.

От великого до смешного — один шаг.

С одной коровы семь шкур не дерут.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Скупой платит дважды.

Два сапога — пара.

Одна голова хорошо, а две — лучше.

Палка о двух концах.

Бог троицу любит.

Нужен, как собаке — пятая нога.

Пятое колесо в телеге.

Семеро с ложкой, один — с сошкой

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глаза.

Семеро одного не ждут.

За семью печатями

Седьмая вода на киселе.

Семеро по лавкам сидят.

Семи пядей во лбу.

Семь бед — один ответ.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Подведем итог!  Так что же такое пословица? Что такое поговорка? Какую пословицу вы услышали впервые?

Колыбельные песни играют важную роль в формировании функциональной грамотности дошкольников, так как способствуют развитию речи и приобщению к народной мудрости. 

Влияние колыбельных на развитие речи

  • Помогают осваивать родной язык. Повторяющиеся слова колыбельной, запоминание их значения и попытка повторить вслед за взрослым — всё это способствует освоению речи. 
  • Развивают фонематическое восприятие. Напевное выделение гласных звуков, медленный темп и повторяющиеся звукосочетания помогают ребёнку выделять отдельные звуки в речевом потоке. 
  • Обогащают словарный запас. В текстах колыбельных содержатся слова-признаки предметов, образные сравнения, синонимы и антонимы. 
  • Формируют азы грамматического строя речи. Например, помогают образовывать однокоренные слова («кот», «котенька», «коток»).  Колыбельные как источник народной мудрости
  • Приобщают к народной культуре. Колыбельные — часть фольклора, который позволяет ребёнку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. 
  • Дают представления об окружающем мире. В колыбельных содержатся образы животных, птиц, мифологических персонажей, которые знакомят ребёнка с простейшей схемой картины мира. 
  • Формируют чувство привязанности. Колыбельная, в которой мать с лаской обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослыми.  Где можно найти колыбельные для занятий

Колыбельные песни. В народной педагогике они рассматриваются как обереги, поскольку вместе со звуком голоса матери, ее словами несут в себе материнский свет и добро. Колыбельные песни передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Колыбельная песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Слушая лиричную и красивую колыбельную песню, ребенок приобщается к миру прекрасного и воспринимает всем своим существом ласку, любовь и доброту матери. В колыбельной песне — неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка. Плавная мелодия, ритмические слова и движения колыбельных песен снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе.

Сайты с подборками колыбельных. Например, «Мишкины книжки», «Колыбельные-песни.рф», deti-online.com, где доступны подборки старинных и современных колыбельных, а также аудиозаписи. 

Русские народные сказки способствуют формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников

Особое значение в круге чтения детей этого возраста занимают сказки со своим особым миром, со своей философией. Сказки любят  и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит  доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных,  бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!  Вы согласны со мной? Дети дошкольного возраста еще не всегда понимают человеческих поступков, но хорошо осознают, что такое добро — зло, хорошо — плохо, весело — грустно. Сказки многому учат ребенка. Они «подсказывают» правильное поведение; развивают нравственные оценочные суждения ребенка.

Начинать лучше со сказок бытовых («Курочка ряба», «Репка») и о животных («Колобок», «Теремок», сборник сказок «Терем-теремок»). Они прекрасно отвечают основному возрастному качеству малыша — конкретности мышления. Выбирайте сказки с повторами — они содействуют усвоению и пониманию содержания сказки.

Не нужно читать сказки одну за другой, стремясь прочесть как можно больше, и чаще всего идите навстречу желанию и потребности малыша перечитывать многократно уже знакомую сказку.

Сказки введут ребенка в необыкновенный мир, где звери разговаривают, думают и поступают, как люди. И ваш ребенок будет учиться добрым поступкам. Очень точно выразил значение сказки в жизни маленького человека С. Маршак: «Сказка — это концентрат разных витаминов — вроде молока для маленьких. В ней есть все элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать».

Некоторые аспекты влияния сказок на развитие функциональной грамотности:

  • Развитие связной речи. Образы героев сказок пробуждают фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. 
  • Обогащение словаря. В процессе чтения сказок дети знакомятся с красочными описаниями героев, исконно русскими словами и историей их значения. 
  • Развитие читательской грамотности. Дошкольники учатся размышлять над прочитанными сказками, осваивают азы пересказа, составления отзыва о прочитанном. 
  • Формирование нравственных качеств. Через мир сказки ребёнок учится уважительному отношению к другим людям, любви к животным, природе, формируются основы патриотизма. 
  • Развитие коммуникативных навыков. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.  Для работы со сказками используют различные приёмы, например, дидактические игры, инсценировки, драматизация, что помогает детям вживаться в образы героев, передавать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. 

Русские народные сказки - мудрые, добрые и поучительные истории родом из детства. Каждому из нас знаком этот волшебный мир, где живут Царевна-Лягушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, летают гуси-лебеди, ищет приключений Колобок и тянут репку, да вытянуть не могут. Предлагаю вам отложить ненадолго все свои дела и отправиться в детство, где любимая бабушка читает русские сказки. 

Практическая часть: «Сказка ложь -  да в ней намек!»

Задание «Телеграмма от сказочного героя». Необходимо по телеграмме определить название  русской народной сказки

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

 (Журавль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)

«Спасите, нас съел серый волк” («Волк и семеро козлят»)

 «Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я  несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».) 

Викторина «Узнай сказку»

1. Как звали старшую дочь хозяйки в сказке «Хаврошечка»?  Одноушка Одноглазка  Однобровка

2. Кому удалось вытащить из земли полезный овощ репку? Кикиморе и Шишиморе Бабке и дедке с помощниками  Сестрице Алёнушке и братцу Иванушке

3. Какой предмет домашней утвари решила утопить лиса (по сказке «Лиса и кувшин»)? Ведро Чайник Кувшин 

4. Какое хлебобулочное изделие пело на носу у лисы? Коврижка Каравай Колобок

5. На чём передвигался Терёшечка, когда ловил рыбу? На челночке  На яхте На крейсере

6. Что за волшебные помощники помогли сестрице спрятаться от гусей-лебедей? Волшебная палочка, клубочек и груша Ковёр-самолёт, синь-кафтан и слива Печка, речка и яблонька 

7. Кто такая Баба-Яга (по русской народной сказке «Баба-Яга»)? Добрая бабуля-цветочница Жена Домового Вредная и капризная старуха, летающая в железной ступе 

8. Каким образом искали свою судьбу три царских сына из русской народной сказки «Царевна-лягушка»? Кидали летающие тарелки Пускали стрелы в чистом поле  Прыгали на одной ножке, кто дальше допрыгает

9. Как звали коня, на котором Иван-дурак допрыгнул до окошка царевны? Сивка-Мурка Сивка-Бурка  Конёк-Горбунок

10. Каким был солдат из сказки «Каша из топора»? Забывчивым Находчивым  Танцующим

11. Кто были жених и невеста на свадьбе в русской народной «Сказке о молодильных яблоках и живой воде»? Синеглазка и Иван-Царевич  Белоснежка и гном Краснозорька и Илья Муромец

12. Какое обещание дала курочка Ряба в финале одноименной сказки? Станцевать в хороводе Снести новое яичко  Посадить бобовое зернышко

13. С помощью чего или кого Емелю заманили во дворец? С помощью щуки С помощью Жар-птицы При помощи подарков

14. Каких предметов нет в русской народной сказке «Морозко»? Обогреватель  Новая шуба Короб белья

15. С помощью этого кухонного предмета можно выполнять разные работы с тестом. С этим предметом лиса ходила в гости. Что это за предмет? Формочка Ножик Скалочка

Спасибо всем за участие! Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Домашнее задание на создание «Азбуки сказочных героев» —Необходимо дома с ребенком составить «Азбуку сказочных героев».  Родители вместе с детьми заполняют её после прочтения произведений.

Дети сами, прочитав с родителями, дома новую сказку, могут вклеить картинку с изображением понравившегося героя или волшебного предмета в эту азбуку, тем более у многих сейчас есть компьютер и вы можете распечатать героя произведения, а ребенок может нарисовать.

Когда читаете детям сказки или пословицы, часто возникают вопросы, когда дети слышат слова – архаизмы. С этой целью можно завести «Словарик сказочных слов». Незнакомое слово обсудить, зарисовать или найти картинку. И в следующий раз, читая произведение, можно заглянуть в словарик.

Можно с детьми поиграть в игру «Угадай. Кто я?» Одному из игроков надевают ободок с изображением персонажа, а остальные пытаются описать персонаж, называя вначале не самые характерные качества. Участник игры должен догадаться, кем из сказочных героев он является. В этой игре обогащается и активизируется словарь (озорной, непослушный, любопытный, дружелюбный, трудолюбивый, веселый)

Таким образом следует отметить, что фольклор, благодаря своей образной насыщенности и эмоциональной выразительности, оказывает мощное влияние на речевое развитие дошкольников. Во взаимодействии с фольклорным текстом ребёнок не только слушает, но и активно воспроизводит — пересказывает, драматизирует, рифмует, придумывает продолжения, сочиняет собственные загадки или пословицы. Такая активная речевая деятельность способствует обогащению словарного запаса, развитию грамматически правильной и логически последовательной речи, формированию навыков связного высказывания. Эти процессы напрямую связаны с компонентами читательской грамотности, поскольку ребёнок, умеющий выразить мысль устно, легче её осмысливает потом и в письменной форме.

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

  1. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова – повторения и слова – паразиты. Для преодоления утомляемости во время чтения, использовать игровые приемы, физкультминутки. В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «КТО НЕ ВОЗЬМЕТ ЛАСКОЙ- НЕ ВОЗЬМЕТ И СТРОГОСТЬЮ».
  2. Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения (30 минут в неделю).
  3. Выписать и приучить детей читать детские журналы. Провести час сказок(инсценировка), организовать сказочную викторину. Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастья!
  4. Создать «Азбуку сказочных героев и предметов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...

Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"

laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников через организацию предметно -развивающей среды.

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельност...