Консультация для педагогов на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности».
занимательные факты
Наш современный мир, мир информатики и компьютеров изменил отношение людей к интересному прочтению книг. Современные родители и их дети больше предпочитают просмотр телевизора компьютерные игры. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана» ДО
Консультация для педагогов на тему:
«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности».
Воспитатель:
Василькова Н.В.
г. Неман 2022г.
Наш современный мир, мир информатики и компьютеров изменил отношение людей к интересному прочтению книг. Современные родители и их дети больше предпочитают просмотр телевизора компьютерные игры. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Педагоги знакомят детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечение усвоения ребёнком содержания произведений, правильное их понимание – важная задача. Поэтому можно прививать интерес дошкольников к художественной литературе через театральную деятельность. Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки «выражения впечатлений, знаний, эмоций.
Театрализованная игра, как наиболее одна из её видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературных или фольклорных произведений. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития ( совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). А также, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. «Игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям», театрализованные игры являются играми – представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Читая сказку и пропуская её через театрализованную деятельность, несомненно всё приближает воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, помогает им воспринимать художественное произведение целиком, побуждает в детях желание познакомиться с новыми литературными произведениями. Всё что проживают и прочувствуют дети останется в их сердцах надолго, так как театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий, необходимых для организации совместной деятельности детей , родителей и педагогов. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Умение правильно воспринимать литературные произведения, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Опыт работы показывает, что участие детей в разновозрастных группах с использованием художественной литературы и театральной деятельности благотворно влияет на обогащение словаря, на развитие речевых способностей. У ребят улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретённые умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это песни, стихи, танцы и т. д. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам взрослым, надо понять: чтение для дошкольников – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнать мир и самих людей. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в нашей группе создан литературный центр – это удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, книги, альбомы, серии картин и фотографии авторов ,поэтов и сказочников. В уголке «Наше творчество» выставляем детские рисунки, поделки, коллективные работы детей и их родителей на темы художественных произведений. Наши ребята с у довольствием играют и показывают полюбившиеся им сказки в группе «В гостях у сказки» , так и интересные сценки в музыкальном зале. Очень любят смотреть театрализованные постановки, сказки «Театр у ребят» , с использованием различных кукол, ярких атрибутов ,музыкальных исполнений и участия талантливых актёров. В процессе чтения художественных произведений, сказок и театральных представлений безусловно у наших детей накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских и эмоциональных переживаний, чувств: различных – от восторга до грусти ; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Наблюдая за детьми, я вижу, что ребятам начинает нравиться всё то, что им импонирует, они всё больше показывают своё предпочтение к книгам, просят их почитать. А также самостоятельно осуществляют свой читательский выбор, выбирая ту или иную книгу в нашей « Библиотеке». Чтение художественных произведений влияет на развитие речи дошкольников, активизируется словарь ;для них восприятие художественной литературы более понятна, образна, точна и эмоциональна. Для детского восприятия лучше всего дать возможность прожить «книжную историю» - это проиграть её. Поэтому очень хорошо использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе театрализованные игры, что несомненно, поможет воспринимать произведение полностью, а также понять смысл и идею произведения, сказки, роль и поступки сказочных героев и т.д.
Существует несколько классификаций театрализованных игр для детей дошкольного возраста:
*Настольный театр, театр игрушки;
*Стендовый театр ( фланелеграф, магнитный, стенд- книжка);
*Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, перчаточный, теней);
*Верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);
*Напольные куклы (марионетки ,конусный театр). Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые: педагоги и родители. Поэтому можно привлечь родителей принимать активное участие в процесс театрализованной деятельности. Мы педагоги, должны активно использовать в своей работе с детьми театральную деятельность, которая несомненно пробудит в них желание познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить ими любимые сказки. Всё , что они проживут и прочувствуют останется надолго, так как театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий для художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами детской художественной литературы в соответствии с ФГОС.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы...

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....
План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».
Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности»
ull;В рамках этой темы был разработан проект.Создание кружка по художественному творчеству с использованием нетрадиционной техники рисования «ФОНТАЗИЯ»Цель:Формирование у детей дошкольно...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"
Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...
Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности»
Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности»...
