Консультация для педагогов на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности».
занимательные факты

Василькова Надежда Валентиновна

Наш современный мир, мир информатики и компьютеров изменил отношение людей к интересному прочтению книг. Современные родители и их дети больше предпочитают просмотр телевизора компьютерные игры.  Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vospitateley.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана» ДО

Консультация  для педагогов на тему:

«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности».

        

Воспитатель:

        Василькова Н.В.

        

г. Неман  2022г.

Наш современный мир, мир информатики и компьютеров изменил отношение людей к интересному прочтению книг. Современные родители и их дети больше предпочитают просмотр телевизора компьютерные игры.                   Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Педагоги знакомят детей в каждой возрастной группе с большим количеством  произведений детской  художественной литературы. Обеспечение усвоения ребёнком содержания произведений, правильное их понимание – важная задача. Поэтому можно прививать интерес дошкольников к художественной литературе через театральную деятельность. Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки «выражения впечатлений, знаний, эмоций.                                      

Театрализованная игра, как наиболее одна из её видов, является  эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературных или фольклорных произведений. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.   Велико значение театрализованной игры и для речевого развития ( совершенствование  диалогов и монологов, освоение выразительности речи). А также, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. «Игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям», театрализованные игры являются играми – представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.           Читая сказку и пропуская её через театрализованную деятельность, несомненно всё приближает воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, помогает им воспринимать художественное произведение целиком, побуждает в детях желание познакомиться с новыми литературными произведениями. Всё что проживают и прочувствуют дети  останется в их сердцах надолго, так как театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий, необходимых для организации совместной деятельности детей , родителей и педагогов. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.                                                                                                                Умение правильно воспринимать литературные произведения, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим  очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Опыт работы показывает, что  участие детей в разновозрастных группах с использованием художественной литературы и театральной деятельности благотворно влияет на обогащение словаря, на развитие речевых способностей. У ребят улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретённые умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это песни, стихи, танцы и т. д.                            Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам взрослым, надо понять: чтение для дошкольников – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнать мир и самих людей. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.                                                              

 В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в нашей группе создан литературный центр – это удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, книги, альбомы, серии картин и фотографии авторов ,поэтов и сказочников. В уголке «Наше творчество» выставляем детские рисунки, поделки, коллективные работы детей и их родителей на темы художественных произведений. Наши ребята с у довольствием играют и показывают  полюбившиеся им сказки  в группе «В гостях у сказки» , так  и интересные сценки в музыкальном зале. Очень любят смотреть театрализованные постановки, сказки  «Театр у ребят» , с использованием различных кукол, ярких атрибутов ,музыкальных исполнений и участия талантливых актёров. В процессе чтения художественных произведений, сказок и театральных представлений  безусловно у наших детей накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских и эмоциональных переживаний, чувств: различных – от восторга до грусти ; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Наблюдая за детьми, я вижу, что ребятам начинает нравиться всё то, что им импонирует, они всё больше показывают своё предпочтение к книгам, просят их почитать. А также самостоятельно осуществляют свой  читательский выбор, выбирая ту или иную книгу в нашей « Библиотеке». Чтение художественных произведений влияет на развитие речи дошкольников, активизируется словарь ;для них восприятие художественной литературы более  понятна, образна, точна и эмоциональна. Для детского восприятия лучше всего дать возможность  прожить «книжную историю» - это проиграть её. Поэтому очень хорошо использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе театрализованные игры, что несомненно, поможет воспринимать произведение полностью, а также  понять смысл и идею произведения, сказки,  роль и поступки сказочных героев и т.д.                                

Существует несколько классификаций театрализованных игр для детей дошкольного возраста:          

*Настольный театр, театр игрушки;

*Стендовый театр ( фланелеграф, магнитный, стенд- книжка);

*Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, перчаточный, теней);

*Верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

*Напольные куклы (марионетки ,конусный театр).                                                       Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые: педагоги и родители. Поэтому можно привлечь родителей принимать активное участие  в процесс театрализованной деятельности.             Мы педагоги, должны активно использовать в своей работе с детьми театральную деятельность, которая несомненно пробудит в них желание познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить ими любимые сказки. Всё , что они проживут и прочувствуют останется надолго, так как театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий для художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы...

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....

План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».

Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности»

ull;В рамках этой темы был разработан проект.Создание кружка по художественному творчеству с использованием нетрадиционной техники рисования «ФОНТАЗИЯ»Цель:Формирование у детей дошкольно...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...

Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов:«Ознакомление детей дошкольного  возраста с детской художественной  литературой в процессе театрализованной  деятельности»...