Годовой проект по трудовому воспитанию дошкольников.
проект (младшая группа)

Бронникова Валентина Сергеевна
Цель проекта - воспитание устойчивого положительного отношения ребенка к труду. Повышение интереса к тем, кто трудится в детском саду. Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы. Задачи: 1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование. 2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности. 3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь. 4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_proekt_trud.vosp_.pochemuchki.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                      детский сад «Василёк»

ГОДОВОЙ ПРОЕКТ

в младшей группе №2 «Почемучки»

на тему «Трудовое воспитание дошкольников »

Выполнили: воспитатели

Сенотрусова Н.Ю

Бронникова В.С

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Актуальность темы (цель, задачи)……………………………………...…4
  2. Виды и формы труда……………………………………………………….4
  3. Этапы реализации работы над проектом…………………………………6
  4. Мероприятия по трудовому воспитанию…………………………………8
  5. Результат…………………………………………………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

     Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

     Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

     Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

      Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.

     Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

      Цель проекта - воспитание устойчивого положительного отношения ребенка к труду. Повышение интереса к тем, кто трудится в детском саду. Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

     Задачи:

1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.

2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.

3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к  труженику и  результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.

4. Формирование взаимоотношений и  приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).

ВИДЫ И ФОРМЫ ТРУДА

     Виды труда и задачи ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:

- самообслуживание;

- хозяйственный труд;

- труд природный;

- ручной труд.

Самообслуживание. Задачи:

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды;
  • учить самостоятельно готовиться приему пищи, прогулке и ко сну.

Хозяйственный. Задачи:

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.
  • приучать детей к уличному труду: очищать дорожки от грязи, снега и песка, убирать мусор;
  • учить самостоятельно накрывать столы, убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение.

Природный. Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: сажать, убирать сорняки, поливать.
  • учить заботиться о животных.

Ручной. Задачи:

  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • учить самостоятельно, пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы.

     Формы работы с детьми:

    Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр, организация посильного труда.

Проект: долгосрочный

Вид проекта: позновательно-игровой

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап – подготовительный.

II этап – практический.

III этап – заключительный.

Ожидаемые результаты:

  • повысится интерес и уважение к труду, желание помогать старшим;
  • дети получат необходимые знания о разных профессиях;
  • повысится трудолюбие, ответственное отношение к труду;
  • появится устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
  • научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
  • у детей сформируются навыки совместной деятельности;
  • установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
  • осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников

 Этапы работы:

I. Подготовительный этап.

1. Изучение проблемы через методическую литературу и подготовка рекомендаций, консультации для родителей. 

2.  Составление плана совместной деятельности с детьми и педагогическая диагностика уровня трудовых знаний, умений и навыков на начало учебного года.

3. Подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и оборудования для бесед и сюжетно-ролевых игр с детьми;

4. Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

II. Практический этап.            

Работа с детьми:

1. Чтение художественной литературы;

     Для этого пополнен книжный уголок в котором размещены иллюстрационный материал,  подборки книг, фотоальбомов.

2. Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций;

3. Беседы;

4. Экскурсии по садику;

5. Наблюдения;

     Наблюдение за трудом помощника воспитателя, рассказ помощника о своем труде. Уголок дежурств для детей, атрибуты: фартук, головной убор.

6. Рисование, аппликации, изготовление поделок;

     Для этого используется уголок ИЗО деятельности, который  наполнен раскрасками разной тематики.

7. Дидактические игры и сюжетно-ролевые игры.

    Для этого используется зона сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами,  место для дидактических игр ( например парикмахерская, магазин, домик )

III. Заключительный этап.

1. Подведение результатов.

2. Изготовление фотовыставки «Профессии».

3. Оформление фото выставки  «Я помощник дома».

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ

Срок

Работа с детьми

Цель

Взаимодействие с родителями

ОКТЯБРЬ

I неделя

1.Беседа «Всему свое место»

2.С/р игра

«Мы пришли в гости»

Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к 
ним, самостоятельность, желание трудиться.

Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Консультация

«Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни»

II

неделя

Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе

Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать.

Памятка

«Труд – средство

всестороннего развития»

III

неделя

Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду,волосы)

Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

IV

неделя

«Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания

Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения.

НОЯБРЬ

I

неделя

Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках.

Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы.

Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.

Консультация

«Как ребенка приобщить к труду»

II

неделя

Совместный с дворником труд по уборе участка

Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.

II

неделя

Театрализованная игра по сказке «Колобок»

Развивать речь, память, артистические способности.

IV

неделя

Поручения связанные с трудом в природе.

Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения.

ДЕКАБРЬ

I

неделя

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем»

Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.

Дни прихода пап -

(изготовление ящика для посадки лука, изготовление кормушки для птиц, ремонт стульчика для Мишки и т. д.);

II

неделя

«Что мы знаем о профессиях».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий

III

неделя

Мытье игрушек.

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.

IV

неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.

Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.

ЯНВАРЬ

III

неделя

Заучивание игры м./п. «Дни недели»

Выполнять движения соотв. тексту

Папка-передвижка

«Трудовое воспитание ребенка

в семье»

IV

неделя

«Стирка»

Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.

ФЕВРАЛЬ

I

неделя

Знакомство с трудом медицинских работников

Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.

Стенгазеты

«Наши родители на работе»

(рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

II

неделя

Чтение художественной литературы

В. Маяковский «Кем быть?».

Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.

III

неделя

Беседа «Кем работают твои родители».

Упражнение «Расставим стулья»

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.

IV

неделя

«Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)

Выполнять добросовестно поручения.

МАРТ

I

неделя

Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.

Учить детей сажать лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.

Акция «Мы - дизайнеры»- (мамы шьют костюмы для кукол и т. д.)

II

неделя

Ручной труд (предложить детям помочь воспитателю подклеить книги, коробочки)

Учить детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца

III

неделя

Чтение художественной литературы К. Чуйковский «Федорино-Горе»

Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.

IV

неделя

С/р игра «Парикмахерская»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- парикмахер.

АПРЕЛЬ

I

неделя

Полив комнатных растений.

Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу.

Консультация

«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

II

неделя

Беседа «Кто работает в детском саду»

Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.

III

неделя

«Заправь постель»

Довести до сознания детей как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность.

IV

неделя

Вечер загадок

Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление.

МАЙ

I

неделя

«Сделаем наш двор чистым»

Вызвать желание у детей помочь в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения.

Акция

«Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений)

II

неделя

Игры со строительным материалом «Мы строители»

Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель.

III

неделя

С/р игра «Магазин»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- продавец.

IV

неделя

Посадка рассады уличных цветов, овощей.

Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых.

Результат

      Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность. Соблюдают правила безопасного поведения и личной гигиены, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.  

     Формируют и воспитывают в характере аккуратность, бережность, стремление к помощи взрослым, трудолюбие.  Выполняют коллективные и индивидуальные поручения, понимают значение результатов своего труда.      

Самостоятельно выполняют обязанности дежурных. Умеют помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знают профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.

     Ребенок способный к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Л.В.Куцакова., Трудовое воспитание детей в детском саду. М., 2014.

2. Алешина В., Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М., 2005.

3. Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.

«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»

В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"

Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников в подготовительной группе ДОУ

Цель: формирование устойчивого положительного отношения детей к труду....

Экологический проект по трудовому воспитанию дошкольников «Чудо огород»

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для само...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников.

Формирование правильного отношения к труду — процесс небыстрый. Уже в детском саду можно использовать трудовое воспитание, чтобы ребенок постепенно осваивал различные навыки, приучался к труду и...