Годовой проект по трудовому воспитанию дошкольников.
проект (младшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василёк»
ГОДОВОЙ ПРОЕКТ
в младшей группе №2 «Почемучки»
на тему «Трудовое воспитание дошкольников »
Выполнили: воспитатели
Сенотрусова Н.Ю
Бронникова В.С
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
- Актуальность темы (цель, задачи)……………………………………...…4
- Виды и формы труда……………………………………………………….4
- Этапы реализации работы над проектом…………………………………6
- Мероприятия по трудовому воспитанию…………………………………8
- Результат…………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.
Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Цель проекта - воспитание устойчивого положительного отношения ребенка к труду. Повышение интереса к тем, кто трудится в детском саду. Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи:
1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.
2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).
ВИДЫ И ФОРМЫ ТРУДА
Виды труда и задачи ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:
- самообслуживание;
- хозяйственный труд;
- труд природный;
- ручной труд.
Самообслуживание. Задачи:
- учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
- учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды;
- учить самостоятельно готовиться приему пищи, прогулке и ко сну.
Хозяйственный. Задачи:
- продолжать учить сохранять порядок в помещении;
- учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.
- приучать детей к уличному труду: очищать дорожки от грязи, снега и песка, убирать мусор;
- учить самостоятельно накрывать столы, убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение.
Природный. Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
- воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: сажать, убирать сорняки, поливать.
- учить заботиться о животных.
Ручной. Задачи:
- учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
- учить самостоятельно, пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
- формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы.
Формы работы с детьми:
Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр, организация посильного труда.
Проект: долгосрочный
Вид проекта: позновательно-игровой
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап – подготовительный.
II этап – практический.
III этап – заключительный.
Ожидаемые результаты:
- повысится интерес и уважение к труду, желание помогать старшим;
- дети получат необходимые знания о разных профессиях;
- повысится трудолюбие, ответственное отношение к труду;
- появится устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
- научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
- у детей сформируются навыки совместной деятельности;
- установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
- осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников
Этапы работы:
I. Подготовительный этап.
1. Изучение проблемы через методическую литературу и подготовка рекомендаций, консультации для родителей.
2. Составление плана совместной деятельности с детьми и педагогическая диагностика уровня трудовых знаний, умений и навыков на начало учебного года.
3. Подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и оборудования для бесед и сюжетно-ролевых игр с детьми;
4. Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
II. Практический этап.
Работа с детьми:
1. Чтение художественной литературы;
Для этого пополнен книжный уголок в котором размещены иллюстрационный материал, подборки книг, фотоальбомов.
2. Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций;
3. Беседы;
4. Экскурсии по садику;
5. Наблюдения;
Наблюдение за трудом помощника воспитателя, рассказ помощника о своем труде. Уголок дежурств для детей, атрибуты: фартук, головной убор.
6. Рисование, аппликации, изготовление поделок;
Для этого используется уголок ИЗО деятельности, который наполнен раскрасками разной тематики.
7. Дидактические игры и сюжетно-ролевые игры.
Для этого используется зона сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, место для дидактических игр ( например парикмахерская, магазин, домик )
III. Заключительный этап.
1. Подведение результатов.
2. Изготовление фотовыставки «Профессии».
3. Оформление фото выставки «Я помощник дома».
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ
Срок | Работа с детьми | Цель | Взаимодействие с родителями |
ОКТЯБРЬ | |||
I неделя | 1.Беседа «Всему свое место» 2.С/р игра «Мы пришли в гости» | Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к Формирование умения творчески развивать сюжет игры. | Консультация «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни» |
II неделя | Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе | Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать. | Памятка «Труд – средство всестороннего развития» |
III неделя | Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду,волосы) | Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
IV неделя | «Умывание» Самообслуживание в процессе умывания | Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения. | |
НОЯБРЬ | |||
I неделя | Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?» Протирание пыли в игровых уголках. | Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы. Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми. | Консультация «Как ребенка приобщить к труду» |
II неделя | Совместный с дворником труд по уборе участка | Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи. | |
II неделя | Театрализованная игра по сказке «Колобок» | Развивать речь, память, артистические способности. | |
IV неделя | Поручения связанные с трудом в природе. | Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения. | |
ДЕКАБРЬ | |||
I неделя | Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем» | Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук. | Дни прихода пап - (изготовление ящика для посадки лука, изготовление кормушки для птиц, ремонт стульчика для Мишки и т. д.); |
II неделя | «Что мы знаем о профессиях». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» | Рассматривание иллюстраций о профессиях. Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий | |
III неделя | Мытье игрушек. | Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление | |
IV неделя | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. | Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности. | |
ЯНВАРЬ | |||
III неделя | Заучивание игры м./п. «Дни недели» | Выполнять движения соотв. тексту | Папка-передвижка «Трудовое воспитание ребенка в семье» |
IV неделя | «Стирка» | Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
I неделя | Знакомство с трудом медицинских работников | Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду. | Стенгазеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей) |
II неделя | Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?». | Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость. | |
III неделя | Беседа «Кем работают твои родители». Упражнение «Расставим стулья» | Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать приучать детей наводить порядок в группе. | |
IV неделя | «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки) | Выполнять добросовестно поручения. | |
МАРТ | |||
I неделя | Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени. | Учить детей сажать лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым. | Акция «Мы - дизайнеры»- (мамы шьют костюмы для кукол и т. д.) |
II неделя | Ручной труд (предложить детям помочь воспитателю подклеить книги, коробочки) | Учить детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца | |
III неделя | Чтение художественной литературы К. Чуйковский «Федорино-Горе» | Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. | |
IV неделя | С/р игра «Парикмахерская» | Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- парикмахер. | |
АПРЕЛЬ | |||
I неделя | Полив комнатных растений. | Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу. | Консультация «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста». |
II неделя | Беседа «Кто работает в детском саду» | Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду. | |
III неделя | «Заправь постель» | Довести до сознания детей как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность. | |
IV неделя | Вечер загадок | Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление. | |
МАЙ | |||
I неделя | «Сделаем наш двор чистым» | Вызвать желание у детей помочь в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения. | Акция «Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений) |
II неделя | Игры со строительным материалом «Мы строители» | Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель. | |
III неделя | С/р игра «Магазин» | Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- продавец. | |
IV неделя | Посадка рассады уличных цветов, овощей. | Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых. | |
Результат
Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность. Соблюдают правила безопасного поведения и личной гигиены, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
Формируют и воспитывают в характере аккуратность, бережность, стремление к помощи взрослым, трудолюбие. Выполняют коллективные и индивидуальные поручения, понимают значение результатов своего труда.
Самостоятельно выполняют обязанности дежурных. Умеют помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знают профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Ребенок способный к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Л.В.Куцакова., Трудовое воспитание детей в детском саду. М., 2014.
2. Алешина В., Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М., 2005.
3. Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.
«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»
В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"
Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников в подготовительной группе ДОУ
Цель: формирование устойчивого положительного отношения детей к труду....

Экологический проект по трудовому воспитанию дошкольников «Чудо огород»
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для само...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников "Есть терпенье - будет и уменье"
краткосрочный проект по трудовому воспитанию...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников.
Формирование правильного отношения к труду — процесс небыстрый. Уже в детском саду можно использовать трудовое воспитание, чтобы ребенок постепенно осваивал различные навыки, приучался к труду и...
