Проект "Художественно - эстетическое направление, нетрадиционная техника рисования с детьми старшего возраста" ( 2025)
проект (старшая группа)
Известно, что в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии психических процессов ребёнка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме:
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5 –6 лет»
Логопедическая группа
Выполнила ; Кельмяшкина Л.Ф.
2025
Тип проекта: обучающий, творческий
Сроки реализации:
долгосрочный (сентябрь 2025г. – май 2026г.)
Участники проекта:
Дети логопедической группы
Актуальность проект
Известно, что в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии психических процессов ребёнка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определённое руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развивать творческие способности своих детей.
Цель: знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)
Задачи
· Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
· Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
· Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
· Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Предполагаемый результат
Дети
· Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
· Владение дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами;
· Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
· Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
· Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе
Формы работы с детьми:
создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
1. Изучение методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап основной
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Формирование навыков художественной деятельности дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап заключительный
1. Организация выставки
Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.
Деятельность по осуществлению проекта:
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник
Тема
Программное содержание
Сентябрь
1.«Бабочки»
Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.
Освоение техники монотипия (предметная).
2.«Осенний букет»
Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу.
Освоение техники кляксография.
3.«Воздушные шары»
Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.
Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.
4.«Компоты и варенье»
Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах.
Освоение техники печатание фруктами (оттиск).
Октябрь
1.«Волшебный лес»
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Освоение техники печатания растениями.
2.«Пестрый котенок»
Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.
Освоение техники пуантилизм.
3.«Красная смородина»
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.
Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.)
Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).
4.«Подводный мир»
Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.
Освоение техники рисования мыльными пузырями.
Ноябрь
1.«Разноцветные рыбки»
Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.
2.«Унылая пора! Очей очарованье»
Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).
Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.
Рисование ладошками, пальцами.
3.«Рисуем по шаблону»
Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Освоение рисования по шаблону.
4.«Невидимый зверек»
Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета.
Освоение техники рисования свечкой.
Декабрь
1. «Снегири на ветках»
Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.
Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.
2.«Зимние узоры»
Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.
Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.
Продолжить освоение техники монотипия.
3.«Письмо для деда мороза»
Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.
Самостоятельная работа детей.
4.«В лесу родилась елочка»
Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Рисование нитками.
Январь
1.«Волшебница зима»
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе.
Освоение технике рисования - набрызг.
2.«Сказочный зимний лес»
Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).
Освоение техники – оттиск (капустный лист).
3.«Семья снеговиков»
Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.
Освоение технике рисования оттиск тканью.
4.«Музыкальный рисунок»
Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей.
Февраль
1.«Разноцветное небо»
Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.
Освоение техники рисования по мокрой бумаги.
2.«Соленое море»
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
Продолжать развивать фантазию и воображение детей.
Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.
Освоение техники рисования с солью по сырой краске.
3.«Красивые картинки из разноцветной нитки»
Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.
Освоение техники рисования – ниткография.
4.«Пейзаж у озера»
Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).
Март
1.«Превращение ладошки»
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.
Рисование ладошками.
2.«Подарок маме»
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.
Самостоятельная работа детей.
- «Пушистая мимоза»
Продолжать знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование сыпучими веществами-пшеном и в технике оттиска)
Освоение техники рисования – оттиск пшеном
4.«Весеннее дерево»
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.
Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.
Апрель
1.«Планеты»
Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании.
2.«Космические дали»
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.
Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.
3.«Праздничная верба»
Рассказать, почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.
Рисование пастелью.
Май
1.«Праздничный салют»
Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.
Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.
2.«Одуванчики - пушистое чудо природы»
Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «Набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «Набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,
воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.
Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).
3.«Вот и лето пришло»
Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей
Родителям были предложены консультации:
« Развитие речи через нетрадиционные техники»
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 5-6 лет»
Заключение
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление детей дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
· Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
· Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
· Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
· Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость)
· Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно, вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Список литературы:
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...

Проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»....

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ НА 2022 - 2023 ГОД "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК"
ГОДОВАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ. ...

Отчет о проделанной работе с 1 октября 2021 по 31 мая 2022 года по программе дополнительного образования художественно – эстетической направленности (нетрадиционные техники рисования) «Яркие краски» с детьми 2 – 3 лет.
Отчёт о проделанной работе по парциальной программе...

Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности (нетрадиционные техники рисования) "Яркие краски" для детей 2 - 3 лет
ПРОГРАММА ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ...

Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования» 2024-2025 учебный год
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятел...

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (нетрадиционная техника рисования) во 2 группе раннего возраста. Тема: «Цветочки» Возраст детей: 2 – 3 года.
Данная методическая разработка позволит воспитателям детей раннего возраста (2-3 года) формировать умение малышей ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цве...