Игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
картотека
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.04 КБ | |
| 23.34 КБ | |
| 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться, защищать своих близких, свою Родину. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Детский сад обязан совместно с родителями привить эти чувства малышу последовательно и планомерно, охватывая все большие горизонты представлений о высокой нравственности и патриотизме.
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.
Через игру ребенок примеряет на себя различные роли, экспериментирует, познает взаимоотношения со сверстниками.
Тема: «Моя семья»
Игра «Моих родителей зовут…»
Закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.
Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры. Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.
Например, «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
Игра «Маленькие помощники»
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры.
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук.
Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
Игра «Кто главный?»
Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа,
бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
Игра «Как я дома помогаю»
Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.
В первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами
хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без
картинок.
Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие
дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но
хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.
Игра «Мой адрес»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми.
Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д.
Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку, и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
Игры «Добрые слова»
Воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова». Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Игра «Дружная семейка»
Игра помогает воспитать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»: (пальцы ребёнка зажаты в кулак) Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки); Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки); Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки) Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки); Этот пальчик – я (отгибается мизинец) Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак) Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона) понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажа сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семейка».
Игра «Моя мамочка»
Цель: находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное «мама»; имена прилагательные «красивая» «хорошая».
Материал: игрушечный самолет; красивый платок; сюжетная картинка
Ход игры: Заранее вырежьте из любой фотографии лицо мамы ребенка. Наклейте его на сюжетную картинку.
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его назвать всех изображенных на ней персонажей (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Покажите на изображение мамы и спросите у ребенка: «Кто это?» (Это мама.) Спросите ребенка: «Какая мама?» (Красивая, хорошая.)
Закройте картинку красивым платком. Предложите ребенку взять игрушечный самолет и полететь в гости к маме. Прочтите стихотворение А. Барто «Самолет»:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(Стимулируйте договаривание ребенком последнего слова в предложении.) Спросите ребенка: «К кому ты прилетел на самолете?» (К маме.) «Какая у тебя мама?» (Красивая, хорошая).
Игра «Моя семья»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.
Материал: пальчиковый театр с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына или дочки, бабушки, дедушки.
Ход игры. Первый вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный персонаж и говорит: «Вот дедушка. Здравствуй, Миша. Я - дедушка» и т.д. После того, как «вязанные персонажи» будут надеты, взрослый предлагает ребёнку показать и назвать по очереди все «вязанные персонажи».
Второй вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный
персонаж и читает потешку:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Вот и вся моя семья.
После того, как «вязанные персонажи» будут надеты, взрослый предлагает ребёнку показать и
назвать по очереди все «вязанные персонажи».
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Цели: учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть
небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей
активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять
роли.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее
сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на
кукол).
Воспитатель машет палочкой и говорит: "Раз, два, три, по кругу покружись и
превратись в маму(папу)". Дети кружатся.
Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду, и вы приехали их забирать.
Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами,
укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?
Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную
споем.
Дети берут кукол.
Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А
ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать.
Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку,
стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.
Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между
теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре
впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям
поиграть в игру. Дети встают в круг.
Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости»
Цели: закрепление знаний о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.
Ход игры. Воспитатель: Милые дети вы прекрасней всех на свете. Таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть. Можно я буду ваша мама? А кем будете вы? Мы все будем одной большой семьей. (Звонит телефон)
Воспитатель: Алло! Здравствуй мама. Ты сегодня приедешь к нам в гости. Мы будем тебя с нетерпением ждать. Ребята, у меня для вас радостная новость. Звонила бабушка, она едет к нам в гости. А как мы встречаем гостей?
Воспитатель: Правильно. Убираем дом, накрываем стол, надеваем красивую одежду.
Давайте все вместе наведем порядок в нашем доме. Лера – что ты будешь делать в доме? Я прошу тебя протереть пыль. Богдан, Давид – а вы что можете сделать.
Дети:(Задействуем всех детей. Глажу одежду. Звучит музыка.)
Воспитатель: Дети, какие вы у меня хорошие помощники. Как у нас дома стало чисто, свежо и красиво.
Девочки, давайте накроем стол красивой скатертью. Кто мне поможет расставить салфетницы, чайную посуду. Что сначала поставим на стол? Что поставим на блюдца? Что положим с правой стороны? (Расставляем на столе конфетницу, фрукты, печенье, молочник, сахарницу) Воспитатель: ой, ребята, кто-то стучится в дверь! Я пойду посмотрю. Маленьким детям одним нельзя подходить и открывать дверь нельзя, это может быть опасно. (Открываю дверь. Заходит бабушка)
Бабушка: здравствуйте, мои любимые внучата, здравствуй доченька! Вот и доехала я до вас.
Воспитатель: Бабушка, проходи в дом. Присаживайся, отдохни с дальней дороги. И мы вместе с тобой посидим.
(Дети садятся на стульчики)
Бабушка: Внучатки мои, я приехала к вам с гостинцами. (В корзинке лежат груши, яблоки,
пирожки, варенье).
Воспитатель: Ариша, положи пирожки на блюдце и поставь на стол.
Воспитатель: Я подогрею чайник. В чайнике вода очень горячая. И нести его надо очень
аккуратно, чтобы никого не обжечь. Я налью чай в чашки.
Воспитатель: Бабушка, проходи к столу с внучатами и садитесь пить чай. У нас все готово.
Дети, не забудьте вымыть ручки. (Моют руки, вытирают, и садятся за стол)
Воспитатель: Берите угощение, чашки с чаем. Чай горячий, не спешите, не толкайтесь. (Сидят за столом и пьют чай)
Бабушка: Дорогие мои, мне у вас очень понравилось. Вы были гостеприимными хозяевами. Я приглашаю вас к себе в гости. Приезжайте. А сейчас мне пора домой.
Подвижная игра «Курица и цыплята»
Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям, создать положительное эмоциональное отношение к своим детям. В одном конце группы расставляют стулья. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий. Он будет -кошкой. Воспитательница играет роль мамы курицы. Остальные игроки – её дети-цыплятки. Кошка садится на один из стульчиков и ждет. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят такие слова: Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, которая сидит на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
Тема «Моя малая родина-Южный Урал»
«Знаешь ли ты свой город?»
Цель. Развивать знания детей о родном городе. Ход работы. Воспитатель раздает каждому ребенку по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного города и задает вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию, которую угадал. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все иллюстрации.
Игра – путешествие «Мой город»
Цель. Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь.
Предварительная работа. Рассматривание открыток с видами родного города.
Словарь. Город, улица, автобус.
Оборудование. Макеты зданий города, «автобус», мультимедийное оборудование.
Ход занятия. Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на автобусную экскурсию.
Дети садятся в «автобус», построенный из стульчиков, и «едут» на экскурсию. Звучит музыка.
Экскурсия проводится с помощью мультимедийного оборудования (ноутбук, показываются фотографии известных мест города. «Автобус останавливается», дети выходят.
Воспитатель предлагает детям последовательно посмотреть макеты зданий.
Воспитатель. Какое здание перед нами? (Наш детский сад). А для чего нужно нам это здание? (Дети ходят в детский сад, играют, учатся и т. д).
Аналогично рассматриваются остальные здания.
Воспитатель. Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей). Нравится вам наш город?
Что вам в нем нравится? (Ответы детей).
Расскажите, что вы видите вокруг? (Дома, машины, людей).
Где стоят дома? (По краям улицы).
Какие дома? (Высокие, низкие, разноцветные, красивые).
Где едут машины? (По дороге).
Где ходят люди? (По тротуару; если дети затрудняются ответить, то воспитатель объясняет.)
Воспитатель (обобщая ответы детей, делает вывод). Дома, дорога, тротуары, деревья – все это называется улицей. Улица, по которой мы гуляем, называется улица Новостройка. На ней находится наш детский сад. Улица — это часть города. Город состоит из улиц. Как называется улица, на которой вы живете? (Ответы детей). Какие улицы в нашем городе вы еще знаете? Как называется наш город?
Подошла к концу наша экскурсия, мы возвращаемся назад в детский сад.
Дети садятся в «автобус» и «едут» обратно. По дороге в детский сад воспитатель задает вопросы детям.
Воспитатель. Вам понравилась экскурсия? Что нового и интересного вы сегодня увидели и узнали?
(Ответы детей). Вот мы приехали обратно.
Словесная игра «Где это находится?»
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города.
Материал: фотографии (картинки) с изображением городских достопримечательностей,
фишки (медальки).
Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию и постараться назвать, что на ней изображено, и где это находится. Ребенок, который ответил, верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
Игра «Дверная скважина»
Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры: Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Игра «Листопад»
Цель: знакомить детей с природой родного края, учить подбирать листочки к деревьям, знакомить с названиями растительного мира округа
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев к ним.
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева, дети подбирают листья к деревьям.
Игра «Птицы Южного Урала»
Помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает любовь к
родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за
братьями меньшими. В ходе демонстрации детям карточек с изображениями птиц,
воспитатель просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Игра «Животные Южного Урала»
Цель: знакомит детей с животными родного края.
Кроме ближайшего окружения, знакомства с детским садом, городом, мы
начинаем знакомить детей с его Родиной, символами, главными людьми России,
национальной одеждой, народными промыслами, с русскими народными сказками.
Игра «Назови домик»
Цель: закреплять знания детей о животном мире родного края, пояснить, что у животных тоже есть жильё, и оно имеет свое название
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилищ животных
Ход игры: у медведя – берлога, у белки – дупло, у птицы - гнездо
Тема: «Профессии»
Дидактическая игра «Профессии»
Знакомит детей с профессиями людей, что помогает воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.
Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы.
Игра «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: познакомить детей с профессиями, формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессии.
Игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»
Цель: закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; развитие умения составлять небольшие описательные рассказы, сообразительности.
Воспитатель раздаёт детям конверты с фотографиями сотрудников детского сада.
Каждый ребёнок должен рассказать о том, кто изображён на фотографии, не называя его
специальности (чем занимается, что у него есть в кабинете, какие орудия труда. Дети должны отгадать профессию сотрудника детского сада и по возможности имя и отчество.
Игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: уточнение представлений детей о профессиях сотрудников детского сада, об инструментах, принадлежащих людям данной профессии; развитие речи.
Дети получают комплекты: карточки с изображением профессий сотрудников детского сада и карточки с изображением инструментов. Задание: разложить карточки по парам — изображение профессии и инструментов, принадлежащих людям данной профессии. Воспитатель предлагает детям рассказать, кому, что нужно для работы и зачем.
Словесная игра «Если бы не было…»
Цель: закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Если бы не было поваров в саду, то…
Если бы не было прачек в саду, то…
Если бы не было музыкального руководителя, то…
Если бы не было воспитателей, то…
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было помощника воспитателя в саду, то…
Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»
Цель: знакомить детей с трудом работников детского сада.
Задачи: знакомить детей с трудом работников детского сада. Вызвать интерес к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход занятия: воспитатель. Сегодня к нам в гости должна прийти кукла Алена. Давайте подумаем, как мы ее будем встречать? Как вы встречаете гостей дома? (Накрываем на стол, угощаем). Ребята, а кто у нас в группе накрывает на стол? (Тамара Викторовна). А что еще делает Тамара Викторовна, какую работу выполняет в группе? (Ответы детей). Ребята давайте попросим Наталья Михайловна помочь нам накрыть на стол для куклы Алены.
Помощник воспитателя помогает детям накрыть на стол для встречи куклы Алены. Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая чистая посуда. А кто моет так чисто наши тарелки? (Ответы детей). Она моет посуду, раскладывает ее, расстилает чистые выглаженные салфетки. Желает нам здоровья! А чем мы будем угощать нашу Аленушку? (Ответы детей). Любят наши малыши вкусные булочки, пирожки, которые пекут нам повара детского сада. Ребята, а что еще готовят наши повара? (Ответы детей). А в чем они готовят и на чем? (В кастрюлях больших и маленьких, на большой плите). Ребята, давайте Алену угостим булочками. (На стол дети кладут тарелочку с «булочками»). Стук в дверь. Появляется кукла Алена. Здоровается.
Воспитатель. А вот и Аленушка! Давайте ее пригласим за стол, угостим булочками и расскажем Алене, кто нам помог накрывать на стол и готовить булочки в детском саду. (Рассказы детей). Ребята, давайте скажем нашей няне Тамаре Викторовне и поварам большое спасибо за их работу.
Воспитатель (берет куклу и, обращаясь к ней, спрашивает). Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Наша кукла Аленушка испачкалась. Надо ей вымыть руки и лицо. Покажите, ребята, кукле, где мы умываемся. (Дети показывают кукле умывальную комнату). А откуда мы берем воду? (Из крана). Какая нам нужна вода? (Теплая). (Воспитатель моет кукле лицо и руки). Посмотрите, наша Аленушка улыбается. Ей очень понравилось в нашем детском саду. Аленушка прощается с ребятами.
Тема: «Детский сад»
Игра «Наш детский сад»
Эта игра помогает закрепить знания о детском саде, о его
сотрудниках. Помогает воспитывать уважительное отношение к старшим, к
сотрудникам детского сада и их труду.
Для игры необходимо: фотографии детского сада, помещений детского сада
и игровых площадок.
Можно выделить 2 варианта игры. В первом варианте игры дети, увидев
фотографию, должны определить, что за место детского сада
изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где
это находится и назвать, что там делают.
Во втором варианте игры, воспитатель предлагает детям фотографии разных
мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где
работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в
музыкальном зале, и т. д.
Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе»
Цель: стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам.
Беседа по вопросам:
— Зачем нужно следить за чистотой в помещении?
— Кто наводит порядок в группе?
— Чем дети могут помочь помощнику воспитателя, воспитателю?
Детям предлагается игровая ситуация «Кто заметит беспорядок в групповой». Воспитатель отмечает самых внимательных детей и предлагает навести порядок в кукольном, книжном, строительном уголках. После работы обращает внимание на то, как в группе стало красиво, и это сделали сами дети. Подчёркивает: надо играть так, чтобы везде был порядок.
Педагог и дети вместе украшают групповую комнату осенними букетами.
Игра «Угадай, про кого из детей я говорю»
Цель: формировать понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: ведущий описывает ребенка (во что одет, как выглядит прическа, цвет глаз, волос, описывает характер, во что любит играть, с кем дружит в группе), дети отгадывают.
Тема: «Культура и традиции»
Дидактическая игра «Флаг России»
Дети должны из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта
игра помогает им узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно,
формирует знания о флаге своей страны.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Знакомство детей с русскими народными сказками, героями, прививаем
интерес к сказкам своей Родины.
Подвижная игра «Мы повесим шарики»
Цель: Развитие быстроты, внимания; формирование у детей понятие о русских народных
традициях.
Дети повторяют движения за воспитателем под музыку на ускорение.
Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»
Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх. Развивать мелкуюмоторику рук, учить соотносить действия со словами.
Оборудование: костюмы матрешек, игрушка-матрешка, аудиозаписи русской народной
мелодии.
Ход работы: Воспитатель с детьми входит в «русскую избу». Девочки одеты в костюм
матрешек.
Воспитатель: Ребята, в этой избе бабушка живет. Сегодня она ждет в гости внуков. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Как увидите, что бабушка у окошка села, подойдите поближе к дому и постучитесь к ней.
Дети стучат. Выходит, бабушка.
Бабушка. Внучата мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков, и для каждого ласковое слово найдется.
Наша внученька в дому что оладушек в меду,
Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду!
У Вани руки в бок, глазки в потолок.
Пошел за порог, упал поперек!
Котик в избушке печет ватрушки.
Тому, сему продает, а Машеньке так дает!
Кого приласкала, кого пожалела, а кого рассмешила.
А теперь садитесь рядком, а я на вас полюбуюсь.
Бабушка садится перед детьми и предлагает поиграть в игру «Десять внучат». Дети сжимают пальчики в кулачки.
У нашей бабушки десять внучат: открывает мизинцы.
Две Ульки в люльках качаются,
Две Аленки в подушках валяются, Четыре пальца.
Две Аринки на перинках удивляются, Шесть пальцев.
Два Ивана на лавках сидят, ещё два пальца, итого восемь пальцев.
Два Степана учиться хотят!
Десять внуков, а бабушка одна!
Бабушка. Идите, внучата мои, ко мне! Какие вы нарядные, красивые. А платочки на вас какие нарядные!
Воспитатель.
Ой, да мы матрешки,
Неуклюжие немножко!
Вот матрешки встали в ряд,
Что-то вам сказать хотят.
Матрешки исполняют песню-танец «Мы веселые матрешки».
В сарафанах наших пестрых
Мы, веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Нарядили нас в платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки,
Ладушки, ладушки!
Бабушка.
Очень весело плясали,
Но еще мы не играли.
Музыкальная игра –
Всем понравиться она.
Называется игра «Возьми матрешку».
Воспитатель ставит на пол большую матрешку. Играющие дети становятся вокруг нее. Звучит русская народная мелодия. Ребята идут по кругу и выполняют движения по тексту.
Ну-ка, «русскую» давайте,
Веселее начинайте,
Прогуляемся, прогуляемся.
Мы похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко.
Забавляемся, забавляемся.
Ножкой громко застучали,
Чтобы все нас услыхали, -
Постараемся, постараемся!
А теперь пошли в присядку,
Вот какие мы ребятки –
Не стесняемся, не стесняемся.
Вы, ребята не спешите,
А немного попляшите.
Кончит музыка играть –
Матрешку нужно быстро взять.
Бабушка. Ах вы мои лапушки! Порадовали бабушку, повеселили мое сердечко! Пришла пора и мне побаловать вас. Хочу угостить вас вкусными пирожками, которые сама испекла. Угощайтесь, милые мои! Спасибо большое за угощенье.
А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Приходите и вы к нам,
Рады мы всегда гостям!
Дидактическая игра «Подбери наряд кукле»
Дети знакомятся с разными национальными костюмами. Среди них они
должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.
Игра — развлечение «Кот Васька»
Цель: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми.
Задачи: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность.
Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: солнышко, игрушка кота.
Ход занятия. На экране появляется бабушка в русской избе. Вот и детушки мои пришли. Мои внучата пришли! Здравствуйте, мои любимые, здравствуйте, мои хорошие! Очень люблю, когда вы ко мне в гости приходите! Садитесь на лавочку да слушайте загадочку:
Весь мохнатенький.
Сам усатенький, четыре лапки, а в лапках –
Цап-царапки. Кто это?
(Котик).
На экране появляется котик. Правильно, котик. Зовут его Васька. Как мы будем киску звать? (Кискис-кис).
Бабушка. Посмотрите, ребята, какая у моего котика шубка? (Теплая, пушистая, мягкая). Какие у него глазки? (Зеленые, хитрые). А усы – удивительной красы! Я так люблю своего котика! Он мне песенки поет, любит слушать мои сказки, потешки. Но что-то мой котик глазки жмурит. Да ведь он спать хочет! Я осторожно положу котика, пусть он спит, а мы с вами пока поиграем.
Игра «Водят мыши хоровод»
Дети водят вокруг кота хоровод.
Водят мыши хоровод,
В колыбельке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите. Приседают и грозят пальчиком.
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот, стучат ладошками по коленям.
Разобьет ваш хоровод.
Кот просыпается и сердито кричит: «Мяу! Кто меня разбудил? Поцарапаю!». Дети убегают от кола на лавочки.
Бабушка. Не сердись, Васька! Ребята с тобой играли! Может, теперь поиграешь ты с ними?
Котик. Не хочу! Я люблю на солнышке греться, а у вас оно спит.
Бабушка. Ребята, давайте позовем солнышко.
Дети исполняют песенку про солнышко. На слайде появляется солнышко.
Бабушка. Вот и солнышко к нам пришло! Всем оно улыбнулось ласково: и детям, и котику, и гостям!
Котик. Хорошо, что солнышко позвали! Мне так тепло стало, хорошо и весело! Мяу! Я даже с вами поиграть захотел! Повторяется игра «Водят мыши хоровод».
Бабушка. Молодцы, ребята, ловко от котика убежали, никого не догнал! Вот какой котик живет у меня. Приходите к нам в гости, рады мы таким гостям. Я вас с остальными жильцами познакомлю.
До свидания.
Тема: «Защитники Отечества»
Подвижная игра «Снайпер»
Цель игры: выработка меткости, четкости и координации движений.
Ход игры: дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в свою шеренгу и попадает снарядами (катать мяч) в цель (сбивают кегли).
Побеждает команда, которая раньше собьѐт все кегли.
Игра-беседа «Летят самолёты»
Цель: Дать понятие о празднике День защитников Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных лётчиков; учить детей бегать в разных
направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно
слушать сигнал воспитателя и начинать движение только после словесного
сигнала; учить детей ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток,
фотографий, заучивание стихов.
Словарь: Праздник, лѐтчик, моряк, крылья, парад.
Оборудование: Иллюстрации, геометрические фигуры.
Ход беседы
Воспитатель: Скоро мы будем отмечать праздник День защитника Отечества
Мы будем поздравлять солдат, которые защищали и защищают нашу Родину.
Каких военных вы знаете? (танкисты, лѐтчики, моряки)
Ответы детей: …
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о лѐтчиках и о тех машинах, на
которых они летают. Послушайте загадку.
Большая птица, стальная птица
За облака сейчас умчится.
Отважный лѐтчик еѐ ведѐт.
А птица эта……(самолѐт)
Подвижная игра «Самолеты»
По команде воспитателя «Заводим моторы!» - дети делают вращательные
движения руками перед грудью. При команде: «Самолёты летят» дети
разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и бегают врассыпную.
По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию, на которой изображены
самолѐты.
Воспитатель: Что вы видите на картине? (самолѐты)
Ответы детей: …
Воспитатель: Кто водит самолѐты? (лѐтчик)
Ответы детей: …
Воспитатель: Каким должен быть лѐтчик? (смелым, решительным,
внимательным, здоровым)
Ответы детей: …
Воспитатель: Что нужно делать с детства, чтобы стать лѐтчиком? (делать
зарядку, кушать кашу и суп, хорошо учится)
Ответы детей: …
Подвижная игра «Самолѐты летят»
Мы летаем высоко,............... идут на носочках
Мы летаем низко,… ..................накланяются
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Дети ходят, имитируя полѐт самолѐта. По сигналу они останавливаются,
изображая посадку самолѐта.
Воспитатель: Из каких частей состоит самолѐт? (Крылья, хвост, мотор,
кабина)
Ответы детей: …
Воспитатель: Ребята, может, кто-то из вас летал на самолѐте? Расскажите
нам.
Ответы детей: …
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Ответы детей: …
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и игре нашей конец, а кто играл, тот
молодец!
Цель: Игра «Сильные и смелые»
Цель: способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости,
быстроты.
Предварительная работа
- беседа с детьми о солдатах, спортсменах.
- рассматривание иллюстраций.
Оборудование: кубики, голубое полотно, деревянный мостик, обручи,
мешки, флаги.
Ход занятия.
Чтоб здоровьем отличаться
Надо много заниматься.
В играх правила все знать
Строго их всем выполнять.
Воспитатель:
Ребята, а что нужно сделать для того, чтоб быть: сильным, смелым, ловким?
Дети: заниматься спортом.
Воспитатель: правильно дети. И я вам предлагаю поиграть в игру, чтобы узнать какие вы смелые, сильные, ловкие.
1 игра: «Попади в цель». Оборудование: мячи, корзины.
2 игра: «Найди флажок». На полу раскладываются флажки. Их должно быть на один флажок меньше чем детей. Под музыку дети бегают возле них, по окончанию музыки берут один флажок, кто не успел тот выходит из игры.
3 игра: «Пограничный столб». Пограничный столб разрушен. Наша задача восстановить пограничный столб. Для этого предлагается конструктор лего (5 зеленых и 5 красных деталей). Можно взять 2 или 3 набора таких деталей. Собираем столб на скорость, кто быстрее соберет тот и выиграл.
Ребята, я считаю, вы все молодцы, потому что вы доказали, что можете быть
не только смелыми и ловкими, но и дружные.
Вы со мной согласны?
Ответ детей:….
Награждение детей. Медали за смелость.
Воспитатель: молодцы ребята, вы теперь настоящие солдаты.
Подвижная игра «Перестрелка»
Цель: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости
и ловкости.
Площадка разделена на две половины. Команды свободно располагаются на
своих половинах. У каждой команды по мячу. По сигналу начинается
перестрелка -дети бросают мячи, стараясь выбить игроков команды соперника, те отвечают им тем же.
Поймавший мяч, бросает его в любого из другой команды.
Побеждает команда, которая быстрее выбьет своих соперников.
Правила: засчитываются только попадания в игрока с лѐта. Игрок может спастись, если поймает мяч, летевший в него, или увернется от него.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию
средняя группа
Герб города
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
Путешествие по городу
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Флаг России
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте, с высоким подниманием ноги
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо-влево
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
«Каравай»
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех
Одень куклу
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре
Ход: Дети одевают куклу в национальную одежду.
Домино «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: фишки домино с изображением народных промыслов
Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.
Лото «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.
Разложить на столе или полу карты.
Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.
Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую
карту ее положить.
Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.
«Оцени поступок»
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры
Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Как зовут членов семьи»
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры
Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
«Профессии»
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры
Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.
Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!
Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
«Все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
«Кому что нужно для работы».
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры
На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
«Лишний предмет»
Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.
Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.
Ход игры
Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Конструирование «Домики для трёх поросят»
Задачи: закрепить умение называть детали строительного материала и соотносить его с изображением на листе бумаги (карточки) в трёх проекциях; совершенствовать умение строить постройки по схемам (чертежам).
Предварительная работа: чтение сказки С.В. Михалкова «Три поросёнка».
Материалы: конверты с карточками (изображение строительных деталей в трёх проекциях), изображения трёх поросят (каждый на отдельной карточке); подносы со строительным материалом (3 шт.- по количеству команд), 3 чертежа (схем домиков), 3 шт. подставки для книг.
Ход игры.
Предложить детям построить домики по чертежам. Разделить детей н две команды по два человека. Каждая команда может выбрать, для какого поросёнка будет строить домик. У каждой команды на столе лежит чертёж домика и необходимый строительный материал. Дети берут по одной строительной детали, прикладывают к чертежу и ставят на стол. Так по чертежу строятся домики. Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает. Определяется, какая команда построила первой и все ей аплодируют.
Сюжетно – ролевая игры «Семья»
Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».
Задачи: обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр больного врачом; побуждать к самостоятельному распределению ролей;.
Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи». Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др. Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице. Чтение худ. лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной». Экскурсия в медицинский кабинет детского сада
Дид. игры: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»; Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?» и др.
Материалы:
Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», игр. мед инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игруш. телефоны, игрушки - заменители.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Развитие речи, ознакомление с окружающим, худ. лит-ра.
Структура игры
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).
3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом»
4. Совместная с воспитателем игра
5. Итог игры.
Пословицы о Родине
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Нет сына без отчизны.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своём доме и стены помогают.
Дома и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Дым отечества светлее чужого огня.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
Русские пословицы о семье
Где любовь и совет, там и горя нет.
Чужая жена всем девицей кажется.
Жена не гусли, – поиграв, на стену не повесишь.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Муж без жены – что гусь без воды.
Краса до венца, а ум до конца.
Мотоват, да не женат – одному себе в наклад, а женат, да мотоват – семерым живет в наклад.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Слава сына – отцу отрада.
Кто родителей почитает , тот вовек не погибает.
Молитва матери со дна моря вынимает.
Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.
Братская любовь крепче каменных стен.
Вся семья вместе , так и душа на месте.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Картотека игр по патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»
Задачи: закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры: дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).
Дидактическая игра «Составь карту»
Задачи: закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры: для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д. Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.
Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры: перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»
Задачи: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры: на карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы.
Обосновывают свой ответ.
Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.
Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры:
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.
Дидактическая игра «Соберём картинку»
Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры: Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины. Предложить собрать из частей целое изображение. Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.
Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»
Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория
Дидактическая игра «Символы нашей страны»
Задачи: Развить логическое мышление, память дошкольника. Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.
Ход игры: Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще, и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.
Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности»
Задачи: закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание. В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных мест, как в своем родном городе, так и других городов нашей страны.
Ход игры: Воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть памятник, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если ребёнок не помнит, другие дети ему могут помочь.
Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и приобретают первичные навыки патриотизма.
Пословицы о Родине
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Нет сына без отчизны.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своём доме и стены помогают.
Дома и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Дым отечества светлее чужого огня.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ
(развивающая игра)
Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.
Ход игры.
Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.
Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.
Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».
ГЕРБ ГОРОДА
(игра)
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память.
3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной
игровой задачи.
РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ
(настольная игра)
Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры.
Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.
ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА
(игра-лото)
Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов го-рода от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от-резкам истории города.
Ход игры.
Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД
(игра)
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
— Как называется город, в котором вы живёте?
— Как давно был основан наш город?
— Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
—Какие памятники нашего города вы знаете?
- Какие памятники старины есть в нашем городе?
—Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
- Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон-туры с
фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
ЗАГАДКИ О ГОРОДЕ
Цель: знакомить с родным городом
Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.
СЛОЖИ ГЕРБ ИЗ ФРАГМЕНТОВ
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города
Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.
Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.
ФЛАГ РОССИИ
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНИК
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города
Материал: портреты известных соотечественников
Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ
Цель: знакомить с устным народным творчеством
Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
Домино «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: фишки домино с изображением народных промыслов
Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.
Лото «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.
Разложить на столе или полу карты.
Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.
Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую
карту ее положить.
Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.
Птицы нашей области
Цель: знакомить детей с птицами родного города
Материал: карточки с изображениями птиц
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Нарисуй узор
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Дети рисуют простой узор по образу.
Одень куклу
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре
Дети одевают куклу в национальную одежду.
Сортируй узоры
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки народных промыслов
Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
Собери узор.
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Использовался материал с сайта https://vk.com/roditeli_i
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...

Консультация для родителей "Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Интерес к родному краю, своей стране, городу нужно прививать ребёнку ещё в дошкольном возрасте. Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, с...

Консультация для педагогов «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине....

Консультация: Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Оно фо...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
