Консультация для воспитателей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Познавательная активность – активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:
- Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
- Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
- Познавательное развитие – это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из строительного материала и крупных деталей.
Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):
Для эффективной реализации содержания познавательного развития выделяют виды деятельности:
- Игра
- Коммуникативная деятельность
- Познавательно-исследовательская
- Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Конструирование
- Изобразительная
- Музыкальная
- Двигательная
ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной деятельности:
- Непосредственно образовательная деятельность (НОД).
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Режимные моменты.
Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психолого - педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия.
В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:
- Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
- Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности.
Особенности развития познавательного интереса
Преобладает наглядно-образное мышление.
К этому возрасту дети накапливают достаточно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
Содержание педагогической работы
Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.
Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- интеграции содержания образовательных областей,
- предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
- взаимодействия с семьей.
Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области «Познавательное развитие»:
- Поддерживать детское любопытство.
- Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются уголки экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:
- природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки, фасоль, семена цветов;
- железо, резина, пластмасса, дерево;
- бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.
- сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
- материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;
- простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер- сюрпризов» с отверстиями;
- картотека опытов и экспериментов.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.
В структуру прогулки входит 5 компонентов:
- Наблюдение.
- Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
- Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
- Труд детей на участке.
- Самостоятельная игровая деятельность.
Образовательная деятельность в режимные моменты
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.
Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных моментов, они имеют большие возможности для решения задач познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.
Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Социальное развитие детей дошкольного возраста"
Даны понятия социальное развитие, социализация, показатели социального развития воспитанников...

Мастер - класс для воспитателей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера".
Знакомство педагогов с эффективными методами и развивающими технологиями в работе с детьми по познавательному развитию (реализация задач ОО "Познавательное развтие" ФГОС ДО....

активная консультация для воспитателей " сенсорное развитие тетей дошкольного возраста"
активная консультация для педагогов...

Консультация для воспитателей " Музыкальное развитие детей дошкольного возраста, что важно знать для воспитателя"
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие в сеье в разныхситуациях: сюжетной игре, словестных играх, экскурсиях, и т.д....

Консультация для родителей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Консультация для воспитателей.«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»...