Консультация для воспитателей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_poznavatelnoe_razvitie.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей

«Познавательное развитие детей  младшего дошкольного возраста»

Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Познавательная активность – активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:

  • Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
  • Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
  • Познавательное развитие – это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

     Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из строительного материала и крупных деталей.

Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах

деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):

Для эффективной реализации содержания познавательного развития выделяют виды деятельности:

- Игра

- Коммуникативная деятельность

- Познавательно-исследовательская

- Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора

- Самообслуживание и элементарный бытовой труд

- Конструирование

- Изобразительная

- Музыкальная

- Двигательная

ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной деятельности:

  • Непосредственно образовательная деятельность (НОД).
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Режимные моменты.

Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психолого - педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия.

В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:

  • Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
  • Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности.

Особенности развития познавательного интереса

Преобладает наглядно-образное мышление.

К этому возрасту дети накапливают достаточно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

Содержание педагогической работы

Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • интеграции содержания образовательных областей,
  • предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
  • взаимодействия с семьей.

Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области «Познавательное развитие»:

  • Поддерживать детское любопытство.
  • Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются  уголки экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:

  • природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки, фасоль, семена цветов;
  • железо, резина, пластмасса, дерево;
  • бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.
  • сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
  • материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;
  • простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер- сюрпризов» с отверстиями;
  • картотека опытов и экспериментов.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

В структуру прогулки входит 5 компонентов:

  • Наблюдение.
  • Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  • Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  • Труд детей на участке.
  • Самостоятельная игровая деятельность.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных моментов, они имеют большие возможности для решения задач познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.

Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Социальное развитие детей дошкольного возраста"

Даны понятия социальное развитие, социализация, показатели социального развития воспитанников...

Мастер - класс для воспитателей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера".

Знакомство педагогов с эффективными методами и развивающими технологиями в работе с детьми по познавательному развитию (реализация задач ОО "Познавательное развтие" ФГОС ДО....

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие в сеье в разныхситуациях: сюжетной игре, словестных играх, экскурсиях, и т.д....

Консультация для родителей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Консультация  для родителей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Консультация для воспитателей.«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»...