Нравственно‑патриотическое воспитание детей младшей группы детского сада
статья (младшая группа)

Омшева Светлана Викторовна

  В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) закладываются первые представления о добре и зле, о семье и доме, о малой родине. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно‑патриотическое воспитание детей младшей группы детского сада

  В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) закладываются первые представления о добре и зле, о семье и доме, о малой родине. Нравственно‑патриотическое воспитание в этот период строится на ближнем круге — том, что ребёнок видит и чувствует ежедневно.

Основные цели и задачи

Главная цель — сформировать у малыша чувство привязанности и любви к близким, дому, детскому саду, родной природе.

Ключевые задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к семье, родителям, старшим;
  • развивать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помогать;
  • формировать бережное отношение к природе, животным, растениям;
  • прививать аккуратность, опрятность, уважение к труду;
  • знакомить с элементами народной культуры (сказки, песни, игры).

Основные направления работы

Семья — начало патриотизма:

  • беседы о маме, папе, бабушке, дедушке, брате, сестре;
  • рассматривание семейных фотографий, составление простых рассказов «Моя семья»;
  • дидактические игры: «Чей малыш?», «Назови ласково», «Мамины помощники»;
  • пальчиковые игры: «Семья», «Этот пальчик — дедушка»;
  • изготовление подарков для родных к праздникам (8 Марта, 23 Февраля).

Детский сад как второй дом:

  • знакомство с помещениями группы, правилами поведения;
  • игры на сплочение: «Давайте поздороваемся», «Подари улыбку»;
  • участие в общих делах: уборка игрушек, полив цветов, кормление птиц;
  • праздники и развлечения: «День рождения группы», «Осенний праздник».

Природа родного края:

  • наблюдения за погодой, растениями, птицами на прогулке;
  • уход за комнатными растениями, посадка лука, семян;
  • чтение стихов и рассказов о природе (А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки);
  • рисование осенних листьев, снеговиков, весенних цветов;
  • подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Лохматый пёс».

Народная культура и традиции:

  • слушание и разучивание потешек, песенок, прибауток («Сорока‑сорока», «Ладушки»);
  • рассказывание русских народных сказок («Репка», «Теремок», «Колобок»);
  • знакомство с народными игрушками (матрёшка, дымковская игрушка);
  • участие в фольклорных праздниках («Масленица», «Осенины»).

Методы и приёмы

- игровой метод (сюжетно‑ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница»);

- наглядный метод (рассматривание картинок, альбомов, предметов быта);

- словесный метод (беседы, чтение, загадки, пословицы);

- практический метод (трудовые поручения, поделки, эксперименты с природным материалом);

- эмоциональный метод (музыка, танцы, праздники).

Примеры занятий и мероприятий

  • «Моя семья» — беседа с рассматриванием фотографий, игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Семья».
  • «Наш детский сад» — экскурсия по группе, игра «Найди свой шкафчик», коллективная аппликация «Наш домик».
  • «Осень в парке» — наблюдение за листьями, сбор букета, рисование ладошками.
  • «Русские народные игрушки» — рассматривание матрёшки, дымковской барышни, игра «Подбери узор».
  • «Помощники» — совместный труд: протирание листьев, расстановка игрушек, кормление птиц.

Важные принципы

  • доступность — материал должен соответствовать возрасту и опыту ребёнка;
  • эмоциональность — занятия проходят в радостной, доброжелательной атмосфере;
  • повторяемость — одни и те же понятия и навыки закрепляются в разных видах деятельности;
  • партнёрство с семьёй — родители участвуют в праздниках, проектах, делятся семейными традициями.

Итоги работы

К концу младшей группы ребёнок:

  • называет членов своей семьи, проявляет заботу о близких;
  • знает название своего детского сада, группы, имена воспитателей;
  • проявляет интерес к природе, старается не вредить ей;
  • участвует в народных играх и праздниках;
  • соблюдает элементарные правила поведения (здороваться, благодарить, убирать игрушки).

Нравственно‑патриотическое воспитание в младшей группе — это не уроки о Родине, а ежедневное проживание ценностей через любовь к маме, заботу о кукле, радость от осенней прогулки и гордость за свою первую поделку. Именно из этих маленьких шагов вырастает настоящее чувство патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в младшей группе детского сада.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада

В перспективном планировании даются темы  занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром, а также формы организации  этой работы...

Нравственно-патриотические беседы для детей младшей группы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...

Проект. Нравственно-патриотическое воспитание в младшей группе детского сада

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

"Нравственно-патриотическое воспитание в младшей группе детского сада"

Проектная деятельность по равственному воспитанию...