«Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов».
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя Хандаевой Б
по теме: Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов.
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста я вышла на проблему: «Ухудшение способности детей ориентироваться на листе бумаги». Многие дети к концу подготовительной группы оказываются недостаточно подготовленными в этой области деятельности: нет умения находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол. В поиске методов формирования пространственных представлений, особое внимание уделяю графическим диктантам и дидактическим играм, косвенно решая задачу по развитию и укреплению у дошкольников мелких мышц рук.
Цель: расширение знаний по теме «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов»
Задачи:
- Изучить методическую литературу по теме
- Создать картотеку графических диктантов «Напиши и продолжи»
- Создать картотеку образцов «Нарисуй такой же»
- Создать картотеку слуховых диктантов
- Подобрать литературу для проведения графических диктантов
- Создать картотеку рисуночных диктантов
- Повысить грамотность родителей по теме «Развитие мелкой моторики и графических навыков дошкольников»
Пример плана годовой программы по самообразования
Раздел | Сроки | Содержание | Практические выходы | Отметка о выполнении |
Изучение методической литературы | Сентябрь – октябрь |
| ||
Работа с детьми | Ноябрь | Учить под диктовку воспитателя рисовать начало змейки и самостоятельно продолжать ее до конца строки. (Графический диктант «Напиши и продолжи») | Составлена картотека диктантов «Напиши и продолжи» | |
Декабрь | Работа по образцу «Нарисуй такой же» Рисунок «Дом», «Кораблик» | Дополнена картотека образцами диктантов | ||
Январь | Учить находить правый (левый) верхний угол, правый (левый) нижний угол листа, середину листа. (Слуховой диктант: №1, №2) | Картотека дополнена слуховыми диктантами | ||
Март | Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка (Графический диктант «Ключ», «Заяц») | Подобрана литература для проведения графических диктантов | ||
Апрель | Формировать понятия «слева», «справа», «между», «над», «под», «сверху», «снизу». Развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве. (Рисуночный диктант «Полянка», «Море») | Картотека пополнена рисуночными диктантами | ||
Работа с семьей | Ноябрь | Консультация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» | Папка-передвижка | |
Январь | Буклет «Развитие графических навыков дошкольников» | Стенд «Для вас, родители» | ||
Март | Мастер-класс. Графический диктант «Слон» | Родительское собрание | ||
Самореализация | Апрель | Показ открытого мероприятия. | ||
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Слуховой диктант №1
В центре листа в клетку нарисуйте квадрат. Выше квадрата нарисуйте круг, ниже квадрата — треугольник, справа от квадрата — прямоугольник, слева — нарисуйте ромб.
Слуховой диктант №2
В верхнем правом углу, начертите большой красный круг. Слева от него, в верхнем левом углу, начертите маленький зеленый круг. Еще один маленький зеленый круг — между ними. Под большим красным кругом начертите вертикально большой зеленый овал. Под маленькими зелеными овалами — слева от большого зеленого овала — начертите горизонтально маленький красный овал.
Рисуночный диктант «Море»
Цель: формирование ориентации на листе бумаги. Формирование понятий: справа, слева, слева – направо.
Воспитатель диктует медленно, спокойно. Дети рисуют на белых листах. После диктанта получившаяся картинка раскрашивается.
Море тихое, спокойное. Время от времени дует ветерок и по морю идет рябь.
Ветер пригнал тучи. Три. Одна — большая, другая — поменьше и третья — совсем маленькая.
Справа только-только встает солнце. Появились первые лучи. Дно состоит из камней. Разных. Круглых, овальных, длинных, вытянутых по дну.
По камням слева направо ползут улитки. Их много. Они ползут к водорослям — позавтракать. Справа растут три маленьких водоросли, дальше — две побольше. Но все улитки ползут сюда, к большим зарослям водорослей. И маленькие рыбки приплыли к ним. Рыбок пять. А за ними приплыли три рыбы побольше. Они остановились и думают, чего бы поесть — водорослей или улиток. Пока они думали, приплыла огромная рыбина. Ей не нужны ни водоросли, ни улитки. Она любит рыбу.
Рисуночный диктант «Полянка»
Цель: Формирование ориентации на листе бумаги. Формирование понятий: слева, справа, под, над.
На небе ярко светит солнце. Вдруг ветер пригнал два облака. Одно большое, второе поменьше.
В середине полянки растет дерево.
Под деревом растет два гриба. Один справа, второй слева.
Справа от дерева растет куст.
На полянке растет семь цветов.
Над третьим цветком справа порхает бабочка.
На краю полянки справа растет елка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика "Графический диктант"
Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....

графические диктанты
Графические диктантыНе отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки. Убедившись, что фигуры выполнены правильно, можно предложить построить такие же фигуры в зерк...

Практическое пособие "Графические диктанты"
Пособие преднозначено для детей дошкольного возраста подготовительной группы...

графический диктант (рисование по клеточкам) тема: "Корова"
графический диктант - рисование по клеточкам на тему : "Корова"...

Графомоторные упражнения для детей дошкольного возраста. Графические диктанты.
Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие воображения; развитие зрительного и кенестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений...


