Проект "Народы России"
проект (старшая группа)

Федоровская Светлана Александровна

Познавательно-творческий проект "Народы России" . Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narody_rossii.docx419.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Народы России»

Старшая группа

                                                   Подготовила воспитатель: Федоровская С.А.

2025 год

Краткосрочный педагогический проект на тему:

«Дружба народов – крепкая страна» в старшей группе 5-6 лет.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (10/11/25-14.11/25 г.).

Возраст: 5-6 лет.

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Актуальность: Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным, если его основы будут заложены в семье ребёнка. Ведь именно семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.

Проблема: Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

Для реализации данной темы был разработан проект «Дружба народов-крепкая страна» для работы с детьми подготовительного к школе возраста.

Цель: Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.

Задачи:

· Формировать знания об особенностях национального быта разных народов;

· Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей;

· Знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов;

· воспитание нравственно – патриотических чувств;

· формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

· взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту;

· Воспитывать чувство уважения к традициям других народов. Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Расширение знаний детей об особенностях национального быта разных народов;

· Формирование представлений об истории, традиции, жизни людей разных стран;

· Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

· Вовлечение родителей по вопросам воспитания нравственно–патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Продукт проектной деятельности:

· выставка детских рисунков «Дружба народов»;

· фотоматериалы проекта, создан проект «Дружба народов-крепкая страна»;

· сформировано понимание об истории, традиции, жизни людей разных стран;

· выпущенный совместно с родителями плакат по теме проекта «Дружба народов-крепкая страна».

Аннотация проекта:

Данный проект состоит из трех этапов: первый этап - подготовительный: накопление знаний, второй этап - основной: совместная деятельность детей, родителей, воспитателей. И третий этап - заключительный: подведение итогов, результатов.

Первый этап - подготовительный:

· постановка проблемы, определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта, сроков реализации; анализ имеющих условий в группе и на территории ДОУ;

· подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т.п. по теме проекта), составление тематического плана с учетом интеграции образовательных областей;

· привлечение внимания родителей по вопросам воспитания нравственно –патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Второй этап - основной (практический):

Данный этап проводился в 3-х направлениях: работа воспитателя с детьми, работа воспитателя с родителями, совместная деятельность детей и родителей. Второй этап - это реализация плановых мероприятий:

1. Работа воспитателя с детьми:

С детьми проводились:

- беседы и занятия «Я горжусь своей страной», «Мы дружбой сильны», «Мы разные, но мы вместе», «Дружат дети всей страны», «Хоровод дружбы»;

- чтение художественной литературы, пословиц и поговорок по теме проекта;

- сюжетно-ролевые игры: «Семья»;

- подвижные игры: «Танца народов мира»;

- слушание музыки народов мира;

- рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта;

2. Работа воспитателя с родителями (заключается в просвещение родителей по данной теме проекта, а именно):

· Консультация для родителей «Поликультурное воспитание в семье»;

· Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности»;

· Консультация для родителей «Единство и дружба народов планеты Земля»;

· Консультация для родителей «Детская дружба».

3. Совместная деятельность детей и родителей:

· Привлечение детей и родителей по вопросам воспитания нравственно –патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Третий этап - заключительный:

(выставка рисунков в старшей группе «Дружба народов», после проведения тематических бесед «Я горжусь своей страной», «Мы дружбой сильны», «Мы разные, но мы вместе», «Дружат дети всей страны», «Хоровод дружбы».

Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество воспитателя с родителями воспитанников, результатом которого стал выпущенный совместно с родителями плакат по теме проекта «Дружба народов-крепкая страна», а также, приобретение наглядного материала.

План реализации проекта «Дружба народов-крепкая страна» в старшей группе

Ресурсное обеспечение:

· Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;

· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;

· СанПиНы 2.4.1.3049-13;

· Для повышения интереса родителей необходимо проводить консультации, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми;

· Для повышения интереса детей в проект, включены разнообразные формы работы с детьми, они представлены также в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей.

Выводы: подводя итоги проделанной работы по краткосрочному проекту: «Дружба народов - крепкая страна» в старшей группе необходимо отметить, что данный проект позволил в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о особенностях национального быта разных народов мира, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: педагоги, родители, дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

Список литературы:

1. Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста . Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.

2. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

3. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990

3. Липова И.В., Жаворонкова Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ // Начальная школа. - 2011. - № 6

4. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 

                        Беседа: «Я горжусь своей страной!»    

Цели: рассказать детям о величии  и значимости страны Россия, о её богатом

           культурном и национальном наследии, о её защитниках  и символах;

           обобщить ранее полученные знания детей по теме;

           способствовать формированию нравственно-патриотических качеств,

           гордости за свою Родину и за себя в том, что являются её гражданами;

           способствовать активизации словаря дошкольников, развитии речи;

           развивать устойчивость внимания, любознательность.

Оборудование: физическая карта России, набор фигурок  для работы с

                             картой (государственные флаги 3-4 шт., матрёшка, хохломская

                             посуда, дымковская игрушка, моряк, лётчик, пехотинец,  10

                             фигурок в национальных костюмах), шар-звезда в триколоре.

                             ИКТ (презентация, физкультминутка).

                         

                                                          Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Алексеевна. Я очень рада вас

видеть! Посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся. (дети приветствуют гостей).

 Сегодня, ребята, вас ждёт много увлекательного и интересного, вам придётся много думать, правильно отвечать на вопросы и даже немного совершать чудеса!

А чтобы это всё получилось, предлагаю  сделать волшебный  массаж.

Упражнение на активизацию внимания «Кончики ушей».

Давайте соединим три пальца и начнём щипательными  движениями массировать свои уши (ущипнули – потянули). Начинаем от мочки уха и двигаемся вверх. Погладили уши. (3 р.)

А теперь помнём уши так, как будто это ненужный лист бумаги. Опять погладили. Посмотрите, какие стали ваши ушки? ( красные). Значит, вы правильно сделали массаж и нам можно начинать!

  1. Основная часть.

Беседа.

Ребята, кто знает, что это за предмет перед вами? (показ на карту)

- Правильно! Это карта нашей страны.

- Как она называется? (Россия)

- Правильно, Россия! А какая наша страна? (дети отвечают)

Ребята, всё, что вы сказали – правильно! Наша страна – самая большая в мире! Она такая большая, что, если ехать на поезде с запада на восток, нужна будет целая неделя! А если лететь на самолёте – сутки! Только в нашей стране Новый год отмечают 11 раз, потому что не может он наступить одновременно на такой большой территории.  И только в нашей стране  кто-то может ложиться спать, потому что за окном наступила ночь, а кто-то в это же время на другом конце страны начинает одеваться, чтобы идти в детский сад, потому что наступило утро. Вот какая огромная наша страна Россия!

- Ребята, а какой флаг у нашей страны?

Игровая ситуация: на столе лежат несколько флагов разных государств, дети находят Российский флаг.

- Молодцы! Давайте поместим его на карту нашей страны.

Работа с картой.

- Ребята, посмотрите, что есть на карте? (ответы детей).

На карте нашей страны есть реки, моря, горы, леса, города. Голубые ниточки – это реки, большие синие пространства – моря и океаны. Коричневым цветом отмечены горы.

- А что обозначает зелёный цвет?

(ответы детей)

- Правильно. Зелёный цвет – это леса нашей страны.  А вот этими чёрными точками отмечены города России.

- А какой город в России самый главный? (ответы детей).

- Правильно. Столицей нашей Родины является город Москва. Посмотрите на этот красивый архитектурный памятник – Московский Кремль (показ картинки на слайде). Давайте найдём нашу столицу на карте (отмечают Москву фигуркой Кремля).

- Ребята, флаг и столица государства являются основными символами нашей страны. Но есть у нас в России и другие символы, по которым нашу Родину узнают везде. Хотите узнать, какие?

«Волшебный сундучок»

- У меня есть волшебный сундучок. Что же в нём лежит? Посмотрим?

(дети по предложению воспитателя достают предметы по очереди и говорят что это). Воспитатель рассказывает:

           Матрёшка. Это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы,

           внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Обычно

           их не меньше трёх. Матрёшке уже 123 года, а придумали и сделали её в

          г. Москве. Но настоящим домом Матрёшки считается г. Сергиев Посад.

       

         Дымковская игрушка. Русский народный глиняный промысел. Возник в

         деревне Дымково, возле города Вятки. Сегодня это г. Киров. Здесь лепили                                                                                              

         свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, птиц и красили в разные

         яркие  цвета.

        Хохломская роспись. Старинный русский промысел, которому  уже 400 лет.

        Появился в деревне Хохлома, под Нижним Новгородом. Это техника росписи

        деревянной посуды специальными красками: чёрной, красной и зелёной на

        золотом фоне.

       Cовременное изделие уральских ювелиров. Наши Уральские горы издавна  

       славятся своим богатством. И в наши дни народные мастера делают из

       камней такую красоту!

        Рассказ воспитателя сопровождается работой с картой. Фигурки с предметами

        народных промыслов помещаются на карту.

       Физкультминутка «Военная».

        Продолжение беседы.

        -Ребята, эта физкультминутка была вам подсказкой в том, почему ещё мы

        можем гордиться своей страной. Так чем же ещё славится наша Россия?

                                     (дети отвечают: армией и флотом).

      -Правильно! У нас самая сильная армия и военно-морской флот! Все наши

       вооружённые  силы можно поделить на 3 рода войск: сухопутные, военно-

       морские и воздушно-космические (показ картинки на слайде).

       

       Игровая ситуация «Коробка с сюрпризом».

       А вот здесь в коробке лежат головные уборы военных из разных родов войск.

       Как вы думаете, кому принадлежит этот головной убор? А этот?

       (рассматривают предметы, воспитатель беседует с детьми и рассказывает                о головных уборах военных и помещают на карту фигурки моряка, летчика и пехотинца).

       Продолжение беседы.

       - Ребята, посмотрите на нашу карту, как она ожила! Но это ещё не всё, чем мы

       можем гордиться. Самое главное богатство нашей страны – это её народ. В

       России живут люди разной национальности. Вы знаете, что такое

       национальность? (ответы детей).

       В нашей стране издавна живут русские, казахи, татары, калмыки, чеченцы и  

       много других народностей. Все мы живём дружно, всегда с уважением

       относимся к друг другу. Давайте разместим  на нашей  карте хоровод

       дружбы: (дети помогают воспитателю в кругу на карте расположить

      фигурки людей в национальных костюмах).

       - Дети, посмотрите, какая «живая» стала наша карта! Вам нравится? Вы

       гордитесь своей страной?

3.Итоговая часть.

- Тогда давайте встанем в круг и подведём итог нашего занятия.

Игра «Доскажи фразу».

Начинает воспитатель:

- Я горжусь  своей страной, потому что она многонациональная.

Продолжают дети:

- Я горжусь своей страной, потому что она большая, великая, могучая, сильная,

дружная, красивая, справедливая, бесстрашная, мирная и т.п

Заканчивает воспитатель:

- А я, ребята, горжусь вами! Вы – хоть и маленькие, но уже настоящие граждане

нашей страны России! Я благодарю вас за участие в занятии и хочу подарить

вам небольшие сувениры на память.

                                                                     

                   

       

 

 

Дружат дети всей земли

  Ход НОД :        

Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

  • Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

  • Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным  цветом кожи, глаз и волос…  
  • Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
  • Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.

2.Игровая ситуация.

        Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.         

Фея Цветов:

  • Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в        Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)         

        - Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом         уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».        

        Давайте скажем все вместе громко...                    Дети произносят громко.         

 - А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

3. Путешествие по земному шару.

Включается  экран: Дети монголоидной расы.         

—        Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране         появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)        

  • Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка?          (Из Японии.)
  • Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
  • Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы . (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
  • Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.

 Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

 - Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься  изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране         появляется иллюстрация с изображением японских детей.)     Японские дети многое могли бы рассказать нам         о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты  ответов  детей.)        

  • Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).        
  • Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)        
  • А как бы нам подружиться с этими детьми?        
  • Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается  экран: Дети негроидной расы.

  • Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
  • Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?  

Дети:- Девочка  с чёрным цветом кожи живёт в  Африке.

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея цветов показывает указкой Африку.

- А теперь расскажите, как   выглядит девочка.

- Ребята, как  сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый,  темноволосый)

  • Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки  лёгкая.

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома,  пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелием: выращивают некоторые  виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко,  мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

  • Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
  • Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
  • Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

  •  Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)                                                                                           
  • Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы  шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

  • А теперь расскажите, как   выглядят дети?
  • Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

  • Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.
  • Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
  • А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
  • Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
  • А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
  • Молодцы, ребята.
  • А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
  • Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра  «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

—        Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице:
   «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Ребята,  а какие вы знаете пословицы о  дружбе?

1 ребёнок:             Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок:                 Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок:                 Друзья познаются в беде.

4 ребёнок:                  Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок:                 Живи не скупись с друзьями делись!

6 ребёнок:                 Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок:                 Добро потеряешь - опять наживёшь,

                               друга потеряешь - уже не вернёшь.

  • Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра  и эскимосская кукла.

  • У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы,        

— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

        — И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

        Дети выполняют задание под музыку.

— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

        — Почему это важные слова?

        —А вы по-настоящему дружные ребята?

        — Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

        — А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и  внимание к другому...)    

 И на  память  вам  ребята дарят русскую куклу.

4.              Стихи о дружбе:

1 ребёнок:   Дружба — это тёплый ветер,

                     Дружба — это светлый мир,

                         Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Вам она сослужит службу.

Ведь дружба — это ценный дар!

2 ребёнок:                           Голубь белый, голубь смелый

Сделал он большое дело

По  полям, лесам летал

И  от нас привет всем детям

Белым, желтым  всем на свете

Белый голубь передал.

3 ребёнок:                               «Мы разные».            

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

4 ребёнок:                       «Много у меня друзей»

Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все  дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит

 – Мы её не подведём!

5 ребёнок:               «Про дружбу»

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
                                                 

 

— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

 • у нас разные жилища (дома);        

• мы живем в разных уголках земного шара.

   — Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет  зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его  вокруг земного шара. 

— Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся  за руки, встанем в полукруг и споём песню   «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Воспитатель: Спасибо вам, ребята,  за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились  с народами разных стран,  самое главное это дружить  с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

 

Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности»

https://cdn.culture.ru/images/56d7935e-7106-59a0-8ea5-6c04be06a2a0

Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция.

Воспитание толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности, дошкольное образование. Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности — одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Дошкольные образовательные учреждения, всегда развивают в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними - это и есть воспитание толерантности.

Мы постоянно прививаем детям любовь к своей Родине, к своему краю, к своей малой родине, приобщаем к истории Калмыкии, к народному творчеству, укладу жизни, к песням и танцам, и этим даем им легче понять, что каждый народ, населяющий нашу Республику Калмыкию, так же любит свою культуру и уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа. В своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, о культуре и традициях калмыцкого народа, но и пытаемся дать детям элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур. Уверены, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов. Считаем, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Изготовление методических пособий "Россия. Найди и покажи», "Россия. Лабиринты», "Россия. Активити задания»

Книги «Моя Россия» включает комплекс заданий для ребёнка на развитие внимания, памяти и визуального восприятия.В набор входят следующие книги:«Найди и покажи. Россия»,книга с а...