Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе на тему "Брянск промышленный "
план-конспект занятия (подготовительная группа)

  • расширять представления дошкольников о родном городе  через ознакомление с промышленными предприятиями  города;
  • уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, обобщать знания о промышленных центрах;
  • вызывать желание участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
  • формировать гражданскую позицию у детей старшего дошкольного возраста;
  • стимулировать поисковую деятельность детей в ходе занятия;
  • активизировать и расширять словарь по теме занятия названиями профессий, специального оборудования промышленных предприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bryansk_prom.2.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по краеведению в подготовительной группе

«Брянск промышленный».

Задачи:

Образовательные –

  • расширять представления дошкольников о родном городе через ознакомление с промышленными предприятиями города;
  • уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, обобщать знания о промышленных центрах;
  • вызывать желание участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
  • формировать гражданскую позицию у детей старшего дошкольного возраста;
  • стимулировать поисковую деятельность детей в ходе занятия;
  • активизировать и расширять словарь по теме занятия названиями профессий, специального оборудования промышленных предприятий.

Развивающие -

  • развивать внимание, память речевую и мыслительную активность;
  • развивать умение работать в команде, речевую культуру – не перебивать друг друга, внимательно слушать, поддерживать товарищей.

Воспитательные -

  • воспитывать интерес к истории своего края, города;
  • способствовать становлению чувства причастности к истории родного края;
  • воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края;

Материал и оборудование: проектор, экран, презентации, конструктор «Лего», карта города, наборы геометрических форм; картинки «Свойства дерева» «Что из дерева?», сенсорная коробка, гидрогелевые шарики «Орбиз», пакетики с крупами, мукой, макаронами.

Предварительная работа: экскурсии по городу и предприятиям города ( памятник «Лесные сараи», Площадь Партизан, Брянский Краеведческий музей, завод «Арсенал», Курган бессмертия); чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбомов «Мой Брянск» «Брянск промышленный», организация выставок творческих работ «Мы-Брянцы», оформление проектов «Мой любимый город Брянск».

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия:

Дети входят в зал и встают полукругом.

В.:- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости, давайте поздороваемся с ними (здороваются). А начнем мы наше занятие с приветствия!

Небо общее с вами у нас

И земля Партизанской славы!

Лес дремучий, глубокий овраг,

Купола церквей златоглавых!

Земляки – это словно братья!

Разрешите, ребята, обнять вас!

В.:- Ребята, сегодня я проверила нашу страничку в социальной сети «В Контакте», на которую мы выкладываем свою информацию по краеведению и обнаружила, что нам пришло несколько сообщений от наших подписчиков. Давайте посмотрим?

Ух, много пришло к нам писем. Мальчик Миша заинтересовался историей Брянска, а Девочка Катя его промышленностью.

Ребята, можем мы еще поделиться с ребятами своими знаниями? Какие будут предложения? О чем мы можем рассказать нашим подписчикам?

Д.:- Мы можем рассказать о знаменитых людях, которые прославили наш город, памятниках (достопримечательностях), о растительном и животном мире нашего края, заводах, фабриках.

В.:- Много предложений! Предлагаю обратиться к ленте выбора. Обратите внимание, какие категории нам предложены?

Д.:- Памятники города, промышленность, природа.

В.:- Давайте определим, про что каждый из вас хотел бы рассказать нашим друзьям из соцсетей и гостям.

(Дети делают свой выбор)

В.:- Ребята, мне бы тоже хотелось сделать свой выбор! (педагог располагает свой значок на ленте выбора).

В.:- Какая категория набрала больше всего голосов?

Д.:- Промышленность

В.:- Очень непростая, но в тоже время интересная тема! Помните, вчера мы в ходе беседы решили узнать побольше о предприятиях нашего города. О некоторых из них мы уже что-то знаем, а о некоторых еще нет. Как мы отметили эти предприятия на карте города?

Д.:- Мы отметили красными флажками те предприятия, о которых мало знаем, а зелеными, о которых уже успели узнать.

В.:- Да, вот эти места на карте (воспитатель обращает внимание на промышленную карту города). Красных флажков гораздо больше! А как мы можем получить информацию об этих организациях?

Д.:- Рассмотреть фотоальбомы, прочитать научную литературу, газеты, а еще отправить письма на предприятия.

В.:- С какого же районам начать наш рассказ? Как поступить? Ваши предложения?

Д.:- Мы думаем, что с Советского района.

В.:- А почему вы так решили?

Д.:- Потому что мы живем в этом районе.

В.:-Какое предприятие нашего района мы уже посетили?

Д.:- Завод «Брянский Арсенал».

В.:- Давайте присядем и проверим себя? Кто помнит, что производит Арсенал? Не забывайте, что ответ должен быть полным (грейдеры, автогрейдеры, тракторы)

В.:- Люди каких профессий работают на этом предприятии?

Д.:- На заводе работают люди разных профессий: токарь-расточник, слесарь механосборочных конструкций, сверловщик, штамповщик, токарь, электросварщик.

В.:- Кто помнит историю завода «Арсенал»?

Д.:- История Брянского «Арсенал» началась очень давно. Завод в основном выпускал военную продукцию. Во время Великой Отечественной войны «Арсенал» перевезли на Урал.

В.:- Спасибо. Кто дополнит?

Д.:- После войны завод получает название «Дормаш».

В.:- Ребята, что мы увидели в музее завода?

Д.:- В музее мы увидели макеты автогредеров, элеваторов и других машин, снаряды, которые производились на заводе. Увидели капсулу времени. Такая - же находится на Кургане Бессмертия с посланием будущему поколению.

В.:- А еще?

Д.:- На территории предприятия есть Мемориал, на котором располагается вечный огонь, на стелу водружена башня от танка (их производил завод).

В.:- А я совсем недавно узнала, что наш губернатор, А.В.Богомаз раньше работал токарем на «Дормаше».

В.:- Мы с вами не только узнали много интересного о заводе, но и получили задание от работников предприятия! Какое?

Д.:- Придумать макет грейдера будущего.

В.:- Вот это была задачка… Как высчитаете, мы справились? Давайте вспомним как это было!

Д.:- Мы разделились на 2 команды, придумали названия командам, построили автогрейдеры, которых еще не существует!

В.:- Наши команды сегодня здесь! И грейдеры тоже здесь! Давайте представим ваши работы нашим подписчикам и гостям! Команды, разойдитесь к своим работам! В помощь вам будут схемы рассказов. Даю вам несколько секунд на подготовку! Готовы?! Начинает команда у окна!

(Дети по очереди рассказывают про свои макеты).

В.:- Ребята, как вы думаете, принесут ли пользу ваши грейдеры? Ну что же, тогда отправим ваши образцы на завод конструкторам. Очень надеюсь, что они используют их при конструировании новых моделей.

В.:- Давайте подойдем к карте! А у нас в городе есть еще одно предприятие, которое выпускает технику. Кто вспомнит его название?

Д.:- Завод БМЗ.

В.:- Почему мы его отметили красным флажком?

Д.:- Потому что мы о нем мало знаем.

(Звучит звук пришедшего сообщения).

В.:- Ой, письмо (открывает страничку, там видеообращение). Это видеописьмо. На наше сообщение откликнулись!!! Давайте присядем и посмотрим!

Видеописьмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Получили ваше сообщение и с огромной радостью расскажем о нашем предприятии. Наш завод существует более 150 лет. Раньше он выпускал рельсы, водопроводные трубы, фугасные снаряды, бронепоезда, потом стал выпускать тепловозы. Со временем деятельность не изменилась, так как нашей стране очень нужны тепловозы для транспортировки грузов на дальние расстояния. Хотелось бы, чтобы наши тепловозы совершенствовались. А как по вашему мнению выглядит электровоз будущего? Мы обязательно учтем ваше мнение и ваши эскизы, когда будем проектировать новые электровозы для нашей страны.

В.:- Вот это дааа… Какое интересное и в то же время сложное поручение нам доверили. Но я могу на вас рассчитывать. С первым заданием вы справились на отлично!

В.:- Предлагаю нашим командам занять места в дизайнерском центре. При помощи разнообразных геометрических фигур вы можете придумать и выложить электровозы будущего! У вас 5 минут. И помогут нам песочные часы. Во время работы вы можете советоваться между собой в командах.

(Дети собираю на полу силуэты электровозов, дополняя их деталями разной формы, цвета).

В.:- Ну как проходит работа? Расскажите нам о своих идеях? Почему вы взяли за основу именно эти качества?

Д.:- Мы придумали такую обтекаемую форму, потому что так электровоз будет набирать большую скорость. А еще ему удобнее будет с такой формой вагонов плавать под водой. Наш электровоз будет передвигаться не только по суше, но и под водой……

В.:- Здорово! Очень интересные, необычные электровозы получились! Как вы считаете, справились с заданием? (Ответы детей). Я тоже так думаю! Отправляем наши идеи на завод? (Ответы детей)

В.:- Ребята, давайте подойдем к нашей карте. У нас на карте еще 2 предприятия, отмеченных флажками. Про одно из них, отмеченных зеленым флажком нам рассказал ДеБрянчик. Аня, помоги, пожалуйста, позвать ДеБрянчика!

Физминутка «Здравствуй, Брянск!»

Здравствуй, Брянск! (руки поднять вверх)

Это я! (руки- на грудь)

А вокруг страна моя! (руки в стороны)

Солнце в небесах горит! (руки вверх)

И земля у ног лежит! (присесть на корточки)

Там леса! (наклоны с вытянутой рукой вправо)

Там поля! ( наклоны с вытянутой рукой влево)

Здесь друзья! (поворот головы направо)

Здравствуй, дом,- ты самый лучший! (взяться за руки)

Здравствуй, край, родной, могучий! (руки поднять вверх, не расцепляя)

Здравствуй же, страна моя! (Хлопки в ладоши)

Здравствуй, мир! (ходьба на месте)

Встречай меня! (руки опустить)

Дебр.:- Привет, ребята! У меня остались очень приятные впечатления от совместной виртуальной экскурсии. Где мы были вместе с вами?

Д.:- На Деревообрабатывающем заводе. ДОЦ.

Дебр.:- Чем занимается это предприятие?

Д.:- На предприятии распиливают бревна. Занимается обработкой древесины: шлифуют ее, стругают. Пропитывают специальными средствами, чтобы она не портилась.

Дебр.:- Кто помнит, люди каких профессий работают на заводе?

Д.:- Станочник-распиловщик, сушильщик, прессовщик, столяр, раскройщик, шлифовщик.

Дебр.:- Ух-ты, какие молодцы! Запомнили такие сложные названия профессий! А как называются станки, которые помогают работникам завода в их нелегком труде?

Д.:- Пильные, строгальные, фрезерные, токарные, сверлильные, шлифовальные.

Дебр.:- Отлично все запомнили! Какую пользу приносит предприятие людям?

Д.: - Оно производит обработку и подготовку древесины для постройки жилья, а также для изготовления столов, стульев, кухни, кроватей. Из дерева кладут полы в квартирах и домах, делают лестницы и т.п.)

В.:- Верно, ребята! Дерево обладает многими полезными свойствами. Но мне кажется, что не все наши подписчики знают об этом. Считаю, что мы можем поделиться своими знаниями. Для этого я предлагаю нашим командам выполнить интересные и в тоже время очень полезные задания:

1 команде из предложенных свойств предметов надо будет выбрать те, которые характерны для дерева- вам предлагаю разместиться вот здесь. А второй команде необходимо выбрать те предметы и вещи, которые можно сделать из дерева. Вам нужно будет маркером провести линии к ним. Занимайте свое место! Очень интересно, как вы справитесь с этим заданием! Песочные часы готовы, время пошло (каждая подгруппа работает со своими условными знаками).

В.:- Уже справились? Отлично! Ну что, проверим? Я предлагаю командам проверить выполнение задания друг у друга! Поменяйтесь местами!

(На экране появляются правильные ответы. Дети сверяют выполненное задание)

В.:- Отправляем информацию на нашу страничку? Ребята, обратите внимание на карту! Еще один завод отмечен красным флажком. И в каком районе он находиться?

Д.:- Завод «Мелькрукк». Он находиться в Фокинском районе.

В.:- У Наташи бабушка живет в этом районе. И она рассказывала ей об этом предприятии. Наташа расскажи, пожалуйста, нам о заводе.

Рассказ ребенка.

Завод «Мелькрукк» находится в Фокинском районе нашего города. Это крупное мукомольное предприятие. Раньше оно выпускало пшеничную и ржаную муку, гречневую крупу, пшено. Ещё на заводе делали хлопья, макаронные изделия. «Мелькрукк» несколько лет не работал, а сейчас опять производит крупу и муку. На заводе работают выбойщики – они выбивают отруби, зашивальщики – они зашиваю мешки на машинке. Еще есть машинисты. Они перевозят муку, крупы. Есть там и грузчики, сортировщики, упаковщики продукции. В нашей семье очень любят крупы, которые делают на «Мелькруке», особенно бабушка любит печь из муки пироги и печенье!

В:- Спасибо, Наташа! Ребята, что мы узнали из рассказа?

Д.:- Мне запомнились интересные названия профессий!

Д.:- А мне, что там делают разные крупы, макароны!

В.:- Ребята, несколько лет назад пшеничная хлебопекарная мука «Мелькрукка» считалась одной из самых лучших в России! Продукция предприятия поступала не только в города России, но и в страны зарубежья.

В.:- А сейчас, я предлагаю вам попробовать себя в роли работника «Мелькрука»! Согласны?! Для каждой команды я загадаю загадки о продукции завода. Вам необходимо найти отгадку на ощупь в волшебной сенсорной коробке!

В.:- Первая загадка для команды…Загадывает по очереди.

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны… (Мука)

В.:- Теперь загадка команде…

Интересное зерно —
Треугольное оно,
Немного необычный
Цвет светло-коричневый.
Каша из него вкусна,
И полезная она… (Гречка)


Кто её не скушает,
Тот большим не будет,
Маму надо слушать,
Мама нас так любит.
Приготовит спозаранку
Мама вкусненькую… (Манка/манная крупа)

Это что за крупа золотая

Витаминов и пользы полна?

Про неё все прекрасно мы знаем.

Как же проса зовут семена? (Пшено)

В.:- Все загадки отгадали. Теперь, когда вы вырастите, наверняка сможете работать на этом заводе, так как на ощупь можете определять муку, пшено, гречку, рис, манную крупу!

В.:- Очень много предприятий, которые важны для развития промышленности нашего города. Кем бы вы хотели стать, когда вырастите? (Ответы детей).

Дебр.:- Здорово! И нашему городу нужно развиваться! А как вы считаете, какое предприятие еще должно быть в нашем городе? Давайте пофантазируем! (Ответы детей).

Дебр.:- Я предлагаю вам при помощи искусственного интеллекта придумать предприятие, которое соответствует всем вашим желаниям.

В: - Ребята, называйте слово, которое характеризует предприятие, которое вы хотели бы видеть в нашем городе.

(Дети называют слова - большое, светлое, много этажей, производит ракеты, еду, машины и т.п., на экране появляется картинка с изображением предприятия).

В.:- Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы обязательно воплотите это в жизнь! А нам пора заканчивать наше занятие. Что нам сегодня удалось сделать?

Д.:- Мы сегодня узнали много интересного о предприятиях нашего города!

В.:- С кем мы поделились информацией о заводах и предприятиях?

Д.:- С нашими подписчиками и гостями, чтобы они узнавали много интересных фактов о промышленных предприятиях нашего города.

В.:- А хотел бы вы и дальше изучать промышленность родного края?

(Ответы детей)

В.:- Что же, будем продолжать наше занимательное путешествие с нашим другом ДеБрянчиком. Я думаю, что он уже придумал маршрут нашего следующего путешествия!

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и покажем, какие мы сплоченные, дружные, добрые и подарим всем свои улыбки.

***Сокращения:

В.- воспитатель;

Д.- дети;

Дебр.- Дебрянчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой любимый город – Алушта»

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 5» «Солнышко»...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: «Государственные символы Республики Крым»

В данном материале идет закрепление знаний детей о государственной символике Республики Крым....

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: Горы Крыма.

сформировать представления о Крымских горах; закрепить правила поведения в природе – в горах...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой город Тольятти» Форма проведения КВН

Приобщать детей к культурно – эстетическим ценностям родного города, края, эта задача стоит перед каждым воспитателем...

Конспект занятий по краеведению в подготовительной группе «Наш край родной город Ершов»

Цель: Закреплять представления о малой Родине – городе Ершове, ее символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес ...

конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

работа с детьми по региональному компоненту...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Прошлое Бердской промышленности»

Программные задачи: познакомить детей с промышленностью г. Бердска в прошлом; дать понятие «промышленность», воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду взрослых, лю...