Консультация для педагогов: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
консультация

Данилова Мария Сергеевна

Консультация для педагогов:

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в детском саду — это умения, которые помогают детям соблюдать опрятность, содержать в чистоте лицо, руки, тело, одежду и обувь, а также соблюдать правила поведения в быту. Выделяют разные виды КГН, например:  

Навыки личной гигиены — умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания.  

Навыки поведения за столом — правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом.

Навыки одевания и раздевания — умение снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках), в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду.  

Цели

Формирование КГН направлено на:

  • Укрепление здоровья — воспитание навыков личной и общественной гигиены.  
  • Воспитание культуры поведения — дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.  Развитие самостоятельности — гигиенические нормы ребёнок выполняет ежедневно сам, что формирует основы самообслуживания.  Задачи

 Некоторые задачи работы по формированию КГН в детском саду:

  • Осмысление необходимости соблюдения правил личной гигиены — педагог сообщает детям сведения о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.
  • Создание условий для развития умений самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома.
  • Формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  • Методы

Для формирования КГН в детском саду используются, например:

  • Демонстрация с пояснениями — новое действие демонстрируется ребёнку и поясняются особенности его выполнения. spravochnick.ru
  • Упражнение и контроль — в любом действии необходимо упражняться, чтобы закрепить его и довести до автоматизма. spravochnick.ru
  • Образец взрослых — педагог может давать образец поведения прямым способом (говорить, чтобы ребёнок выполнял действия также) или косвенно (применять разнообразные формы воспитательного воздействия).
  • Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
  • Игры

Для формирования КГН в детском саду используются дидактические игры — они уточняют представления детей о гигиенических правилах и воспитывают у них стремление выполнять их. Например:

«Подбери картинки» — воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за лицом (телом, зубами, волосами).

  • «Правила гигиены» — с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать, затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики.

Условия формирования навыков:

1. Соблюдение режима дня. Прогулки, умывания, приемы пищи, одевание и раздевание повторяют по графику, создавая поведенческие привычки. Чтобы защитить нервную систему от переутомления, виды деятельности чередуют, а строгий режим и ритмичность действий способствуют дисциплинированности и организованности.

2. Руководство взрослых. Дошкольники нуждаются в том, чтобы им помогали, подсказывали, поощряли их, давали пример в процессе освоения КГН. На поведении детей отражаются направленные действия взрослых, их привычки. Ключевое значение приобретает единство действий и требований родителей и педагогов детского сада. Им следует выработать систему критериев к оценке поведения и самообслуживания, общий порядок хранения и уборки игрушек, места расположения вещей. Воспитателям на помощь придет организация ситуаций, где они возьмут под контроль выполнение дошкольниками действий в новой для них обстановке.

3. Эргономичная среда. Необходимо создать обстановку, в которой все будет способствовать получению навыков. Крючки, полки, шкафчики должны быть доступны воспитанникам по возрасту и росту, удобны для пользования. В ванной устанавливают противоскользящие коврики, ручки-держатели на стенах, к умывальнику подставляют скамеечку, крючки для полотенец размещают на уровне роста, мыло подбирают по величине детской руки. Остальные предметы должны быть красочными, удобными, запоминающимися, соответствующими возрасту и безопасными. Это будет стимулировать самостоятельные действия дошкольника. Аналогичные условия должны быть и семье дошкольника. Малышам важно постоянство условий, знание места и функций вещей.

4. Последовательность и индивидуальный подход. Воспитанники овладевают предметом-орудием, а затем с помощью него воздействуют на другой предмет или меняют его положение в пространстве. Например, ложкой едят суп, полотенцем вытирают лицо, убирают игрушки в шкаф, застегивают пуговицы. Воспитание КГН требует учитывать опыт детей, темпы освоения, уровень владения навыками и последовательность обучения. Навыки раздевания осваиваются после действий с одеванием, а пользоваться вилкой дошкольник учится после того, как он освоит ложку. Требования и задачи должны постепенно усложняться для стимулирования интереса к выполнению действий и совершенствованию навыков. Все действия осваивают в установленном порядке для формирования прочных динамических стереотипов. Эффективны многократные повторения в которых меняется форма действия и остается неизменным характер выполнения упражнения.

Освоение КГН совпадает с проявлением волевых качеств.

Дети не стремятся доводить что-либо до конца. Волевые усилия требуются на то, чтобы совершить что-либо. Формированию полного спектра КГН способствует реализация ряда задач:

1.   Пропаганда здорового образа жизни посредством проведения бесед, спортивных мероприятий и семейных праздников, игровых форм работы.

2.   Развитие у малышей навыков базовых бытовых действий и закрепление привычки контролировать опрятный внешний вид, соблюдать элементарные правила этикета.

3.   Создание мотивации для развития навыков через доступность и увлекательность воспитательного процесса.

4.   Построение взаимодействия с родителями в сфере привития гигиенических норм. Проведение консультаций с членами семей для повышения их педагогической компетентности и осознания значимости привития КГН. Родители должны демонстрировать безукоризненность соблюдения всех культурных и гигиенических требований.

5.   Обогащение предметно-развивающей среды в группах, пополнение фондов методических материалов и художественной литературы.

Культурно-гигиенические навыки в ДОУ прививают посредством использования информационно-коммуникативных технологий. Воспитатели создают презентации, включают мультфильмы, делают музыкальные и танцевальные минутки, демонстрируют изображения, иллюстрации и картины соответствующих сюжетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Формирование элементов экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К. Д. Ушинский называл природу «великой воспитательницей: побудить же в...

Консультация для педагогов ДОУ «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:1.Двигательной области коры головного мозга...

Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...

Консультация для педагогов на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии детей младшего возраста.Как нам всем прекрасно известно, дети младшего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Их опыт познания день за д...

Консультация для педагогов "Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста"

Развивающие игры на липучках  Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад.  Работая воспитателями в детском с...

Консультация для педагогов «Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста».

Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.2.Развивать сенсорные способы познания.3.Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.4.Ра...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"

Методические рекомендации для педагогв ДОУ по речевому развитию дошкольников через игровую деятельность...