Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Весело играем - мозг развиваем!"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 «СКАЗКА» (МАДОУ №1 «Сказка»)
Практико-ориентированный проект
Весело играем – мозг развиваем!
Составитель:
Кутлаева Ольга Анатольевна
2024-2025 г.
Актуальность
В настоящее время сохранение здоровья детей становится все более важной проблемой в современной образовательной среде. Одним из основных приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их эмоциональное благополучие. Для эффективного преодоления речевого недоразвития необходимо применять разнообразные средства и методы, способствующие всестороннему развитию ребенка, включая укрепление здоровья и физическое развитие.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Актуальность проблемы в том, что дети с нарушениями речи часто также сталкиваются с другими нарушениями, такими как психические функции, эмоционально-волевая сфера, двигательные навыки и другие аспекты. Данный проект основан на игровой деятельности дошкольников и основан на принципах личностно-ориентированного подхода к детям. Что в свою очередь способствует созданию сотрудничества между взрослым и детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого. Содержание работы способствует развитию способностей ребенка, межполушарному взаимодействию, поощряет самостоятельность и активность, что является важным показателем готовности ребенка к школе.
Цель:
формирование мыслительной деятельности и познавательно - речевых процессов у детей дошкольного возраста по средствам игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия.
Задачи:
- улучшение когнитивных и поведенческих функций путем активации подкорковых функций мозга;
- развитие высших психических функций;
- развитие мелкой и общей моторики;
- стабилизация и улучшение общего тонуса тела;
- стимуляция межполушарного взаимодействия;
- развитие способности воспринимать и анализировать различные виды информации, связанные с ощущениями и движениями, с целью улучшения пространственного восприятия и координации движений
- развитие навыков работы в коллективе, совместной деятельности и взаимодействия с другими участниками.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Срок реализации проекта: 9 месяцев
Ожидаемые результаты:
у детей:
– синхронизируется работа полушарий;
– повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
– развивается мелкая и общая моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
– совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.
у родителей:
- повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.
Практическая направленность проекта:
проект направлен на устранение затруднений дошкольника при переходе к школьному обучению, развитие необходимых для успешного усвоения программы психических качеств.
Критерии оценки и показатели эффективности проекта:
для диагностики использовался комплект материалов Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., который предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Комплект состоит из классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы (приложение 1).
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
1. Составление плана проекта.
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
5. Подбор литературы по изготовлению нейроигр, иллюстраций и мультимедийного материала, изучение.
7.Анализ имеющихся ресурсов в детском саду для реализации проекта.
8.Обогащение предметно-развивающей среды в течение всего проекта.
Основной этап.
1.Включение нейропсихологических игр и упражнений в режимные моменты и организованную образовательную деятельность.
2.Взаимодействие с родителями: консультация для родителей «Использование нейроигр и упражнений для полноценного развития ребенка».
3.Взаимодействие с родителями: Мастер класс для родителей на тему: «Нейроигры. Играем в саду и дома»
Заключительный этап:
1.Создание картотеки кинезиологических упражнений.
2.Создание картотеки нейроигр.
3.Создание картотеки «Нейропсихологические игры»
4.Выступление на педагогических советах
5.Мастер классы для педагогов методического объединения.
Литература.
1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2008. – 60 с.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.
4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с: ил.
5. Интернет ресурсы
Приложение 1.
Перспективный план работы на 2024-2025 учебный год.
Сентябрь | |||
1 неделя | 1 занятие | - «Кулак, ладонь» развитие мелкой моторики рук ребёнка, мышление, внимание, улучшение координации движений. Так же развивает межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.) - Игра «Найди и зачеркни» - развитие внимания | 20 минут |
2 неделя | 2 занятие | - «Весёлые стопы» формирование навыков правильной ходьбы, развитие мышечно-связного аппарата стопы и голени, повышения тонуса мышц стоп, увеличение подвижности в суставах стоп, улучшения координации движения детей. - Игра «Лабиринты» - развитие внимания. | 20 минут |
3 неделя | 3 занятие | - «Обведи по контуру» согласованное развитие работы левого и правого полушария. Координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки - Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» - расширение представлений у воспитанников друг о друге. | 20 минут |
4 неделя | 4 занятие | - «Разноцветные резиночки» сенсорное обогащение развитие мелкой моторики рук, умение действовать по образцу, ориентироваться в пространстве, продолжать развивать представление о геометрических фигурах. Учить детей выполнять узор по карточкам образцам. - Упражнение «Колечко» | 20 минут |
Октябрь | |||
1 неделя | 5 занятие | - «Рисуем двумя руками». Согласованное развитие работы левого и правого полушария. - И/у «Найди спрятавшихся животных» - развитие внимания и памяти | 20 минут |
2 неделя | 6 занятие | - «НейроЛадошки» переключение внимания, умение слушать и держать темп. Под диктовку ребенку необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные и т.д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. - Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | 20 минут |
3 неделя | 7 занятие | - «Скоросчёт» сформировать математический счёт. Концентрация внимания, пространственный ориентир на листе (верх, низ, центр). Необходимо работать одновременно двумя руками. Слева пример, справа ответы. Объекты могут быть абсолютно разные: задачки с геометрическими фигурами, формула-название, примеры, слово-количество слогов и т.д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. | 20 минут |
4 неделя | 8 занятие | - «Попробуй повтори» участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений – задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. | 20 минут |
Ноябрь | |||
1 неделя | 9 занятие | - «Тримино» выкладывать треугольные фишки так, чтобы они совпадали по цвету и форме. Развивать у детей образное мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно - волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату. | 20 минут |
2 неделя | 10 занятие | «Рисуем двумя руками» согласованное развитие работы левого и правого полушария Упражнение «Цепочка» - развитие межполушарного взаимодействия. | 20 минут |
3 неделя | 11 занятие | - «Нарисуй слово». В этом задании время ограничено. Такое условие необходимо для того, чтобы ребенок смог сфокусироваться на поставленной задаче и «держать воображение в руках» | 20 минут |
4 неделя | 12 занятие | - «Ухо – нос – хлопок». Улучшает мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности. Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. - И/у «Что перепутал художник?» - развитие внимания и логического мышления. | 20 минут |
Декабрь | |||
1 неделя | 13 занятие | - Упражнение «Колечко», Упражнение «Класс – заяц» развитие межполушарного взаимодействия, внимания. - Игра на развитие внимания и памяти «Рассмотри картинки. Найди 10 отличий». | 20 минут |
2 неделя | 14 занятие | - Игра «Hoc — пол — потолок». Развитие внимания и снятие импульсивности. Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание. - Игра по развитию внимания и памяти «Запомни и назови» | 20 минут |
3 неделя | 15 занятие | «НейроЛадошки» переключение внимания, умение слушать и держать темп. Под диктовку ребенку необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные и т.д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. | 20 минут |
4 неделя | 16 занятие | - «Найди на картинке замаскированные овощи». Развивать внимание. - «Обведи по контуру» согласованное развитие работы левого и правого полушария. Координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки. | 20 минут |
Январь | |||
1 неделя | 17 занятие | - «Повтори позу» Детям нужно воспроизвести положение тела взрослого (например, стоим на правой ноге, правая рука лежит на шее, левая – на поясе). Выполнять проще, если и дети, и взрослый смотрят в одном направлении, например, лицом к зеркалу. Сложнее, если взрослый стоит лицом к ребёнку. Можно повторять позу нарисованных фигурок. - И/у «Продолжи гирлянду» - развитие умений систематизировать, развитие внимания, мышления. | 20 минут |
2 неделя | 18 занятие | - «Жонглирование». Одной рукой бросаем мяч, другой ловим и передаём обратно. Затем меняем руки. С двумя мячами: правой рукой бросаем один мяч, левой передаём второй мяч в правую и сразу же ловим первый мяч. Выполняем несколько раз и меняем направление. - Игра «Подбери пару» - развитие внимания, мышления. | 20 минут |
3 неделя | 19 занятие | - «Ладошки и ножки». Располагаем рядом несколько пар разноцветных ладошек или следов. Даём инструкцию, на следочки какого цвета встать, на сколько ладошек передвинуть руки. - Игра «Дорисуй в фигурах недостающие значки» - развитие внимания. | 20 минут |
4 неделя | 20 занятие | «Графический диктант». Диктуем ребёнку, что где рисовать и каким цветом. Например, красный круг в центре листа, справа от него зелёный круг поменьше, в левом верхнем углу – солнышко. Вариант посложнее – проводить линии на листе в клеточку по инструкции: две клетки вверх, пять вправо, одна наискосок влево. В результате линия замыкается и образует силуэт. Вариант пространственного диктанта для самых маленьких – конструировать по инструкции из крупных деталей разного цвета и формы. | 20 минут |
Февраль | |||
1 неделя | 21 занятие | - «Придумай и дорисуй». Превращаем геометрическую фигуру или закорючку в рисунок. - Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | 20 минут |
2 неделя | 22 занятие | - Игра «Hoc — пол — потолок». Развитие внимания и снятие импульсивности. Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание. - Упражнение «Перекрестные шаги» - развитие координации движений, межполушарного взаимодействия. | 20 минут |
3 неделя | 23 занятие | - Нейроига с мячами. - Игра «Рассказ по иллюстрациям» - развитие мышления, внимания. | 20 минут |
4 неделя | 24 занятие | - «Нейропризнаки». Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры красного и зеленого цвета. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести правой рукой все красные фигуры в кружок, а зеленые левой рукой в квадрат. Отличное упражнение для закрепления меж пространственного мышления и кратковременной памяти. - И/у «Продолжи ряд» - развитие внимания, мышления. | 20 минут |
Март | |||
1 неделя | 25 занятие | - «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. - Упражнение – игровой массаж «В гостях у Ежика» - развитие мелкой моторики, двигательной координации, межполушарного взаимодействия. | 20 минут |
2 неделя | 26 занятие | - «Рисуем двумя руками» согласованное развитие работы левого и правого полушария. - Игра «Поменяйтесь местами те, кто…». | 20 минут |
3 неделя | 27 занятие | - «Повтори позу» Детям нужно воспроизвести положение тела взрослого (например, стоим на правой ноге, правая рука лежит на шее, левая – на поясе). Выполнять проще, если и дети, и взрослый смотрят в одном направлении, например, лицом к зеркалу. -Упражнение «Ухо-нос» - развитие координации движений, межполушарного взаимодействия. | 20 минут |
4 неделя | 28 занятие | - «Кулак, ладонь» развитие мелкой моторики рук ребёнка, мышление, внимание, улучшение координации движений. Так же развивает межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля). - Д/и «Алгоритм» с блоками Дьенеша – развитие сенсорного восприятия, мышления. | 20 минут |
Апрель | |||
1 неделя | 29 занятие | - «Ладошки и ножки» Располагаем рядом несколько пар разноцветных ладошек или следов. Даём инструкцию, на следочки какого цвета встать, на сколько ладошек передвинуть руки. - И/у «Найди и исправь ошибку» - развитие свойств внимания. | |
2 неделя | 30 занятие | - «Графический диктант». Диктуем ребёнку, что где рисовать и каким цветом. Например, красный круг в центре листа, справа от него зелёный круг поменьше, в левом верхнем углу – солнышко. Вариант посложнее – проводить линии на листе в клеточку по инструкции: две клетки вверх, пять вправо, одна наискосок влево. В результате линия замыкается и образует силуэт. Вариант пространственного диктанта для самых маленьких – конструировать по инструкции из крупных деталей разного цвета и формы. - Упражнение «Лезгинка» - развитие моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия». | 20 минут |
3 неделя | 31 занятие | - «Жонглирование» Одной рукой бросаем мяч, другой ловим и передаём обратно. Затем меняем руки. С двумя мячами: правой рукой бросаем один мяч, левой передаём второй мяч в правую и сразу же ловим первый мяч. Выполняем несколько раз и меняем направление. - И/у «Сколько геометрических фигур» - развитие внимании, операций синтез и анализа мышления. | 20 минут |
4 неделя | 32 занятие | Игра «Hoc — пол — потолок». Развитие внимания и снятие импульсивности. Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание. - Упражнение «Сорви яблоко» - развитие координации движений. | 20 минут |
Май | |||
1 неделя | 33 занятие | - «Тримино» выкладывать треугольные фишки так, чтобы они совпадали по цвету и форме. Развивать у детей образное мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно - волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату. - Упражнения «Лайк – кольцо», «Зайчик – кольцо» - развитие координации движений, межполушарного взаимодействия. | 20 минут |
2 неделя | 34 занятие | - Нейроига с мячами. - И/у «Цветная скатерть» - поиск и продолжение недостающих фигур в ряду. Развитие мышления, внимания. | 20 минут |
3 неделя | 35 занятие | - «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. - И/у «Найди и раскрась, найди и заштрихуй» - развитие внимания, мышления. | 20 минут |
4 неделя | 36 занятие | - «Нейропризнаки». Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры красного и зеленого цвета. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести правой рукой все красные фигуры в кружок, а зеленые левой рукой в квадрат. Отличное упражнение для закрепления меж пространственного мышления и кратковременной памяти. - Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» - расширение представлений у воспитанников друг о друге. | 20 минут |
Приложение 2
Консультация для родителей «Использование нейроигр
и упражнений для полноценного развития ребенка»
Способность управлять своим телом тесно связана с умственной деятельностью. Особенно сильна взаимосвязь в детском возрасте. От того насколько сформированы крупно-моторные и мелко-моторные навыки напрямую зависят интеллектуальные способности ребенка и его способности к обучению. Физические упражнения на базе нейропсихологии призваны решать эти задачи, помогая ребенку полноценно развиваться.
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Базовый комплекс нейропсихологических упражнений включает в себя двигательную коррекцию, которая позволяет наверстать упущенное в двигательном развитии ребенка, если таковое имеется, убрать неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи.
Нейропсихологический подход в работе предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение, а также поддержание работы Нервной Системы в норме у здоровых детей.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, что сказывается на физическом развитии ребенка в том числе.
Цель нейропсихологических упражнений:
- разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы;
- сформировать недостающие нейронные связи;
- воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться;
- развивать работу обоих полушарий мозга;
- снимать мышечные зажимы;
- способствовать обогащению сенсорной информации от самого тела;
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику и самоконтроль.
С использованием в игре с ребенком нейропсихологических упражнений, решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело;
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять свое движение);
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног;
4. Развивается слуховое и зрительное внимание;
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Нейропсихологические упражнения помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка. Позволяют проводить качественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствуют развитию когнитивных способностей
При этом организм начинает вырабатывать нейротропин - вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.
Нейроупражнения одновременно активируют центральную и периферическую нервную систему. Правое полушарие головного мозга отвечает за работу центров, принимающих участие в координации движений тела, правильное восприятие окружающего пространства, реализацию способностей к творчеству и познанию гуманитарных наук.
Левое полушарие головного мозга состоит из отдельных центров, которые отвечают за работу речевого аппарата, логическое мышление и освоение точных наук. Единым центром, который координирует функции сразу двух полушарий является мозолистое тело. Стабильная работа данного органа обеспечивает ребенку отличные когнитивные способности мозга, быструю реакцию на внешние раздражители окружающего мира, хорошую успеваемость в учебе и оптимальный уровень физической активности.
Главный принцип - постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом. Что позволяет мозгу и телу активно развиваться без перенапряжения и избежать утомления от рутинных действий, у ребенка вырабатывается навык самостоятельности и развивается воображение.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - И. П. Павлов.
Любые игры на равновесие, координацию, и взаимодействие полушарий стимулируют подкорковые структуры, которые служат «батарейкой» для работы коры головного мозга, отвечающей за высшую мозговую деятельность. Вот пять простых упражнений на каждый день. Начните выполнять их с ребенком, пусть это войдет в привычку – и радуйтесь его успехам вместе.
Примеры игр:
- Нейротренажёр: «Нейроскакалка».
Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Нейроскакалка – это настоящий кардиотренажер, благодаря которому мышцы быстро разогреваются, укрепляется сердце, тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, а также развивается координация, ловкость, концентрация, выносливость и внимание. Развивает крупную моторику. Оттачивает ловкость, ритм и точность движений.
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки.
Психические и физические свойства будут развиваться в процессе игры, незаметно для ребенка. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Можно использовать детьми как дома, так и на улице.
- Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с остальными: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется как в прямом, так и в обратном порядке. Пальцы мизинец и указательные прожимаются по два раза. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Игра «Попробуй повтори».
Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую показывает взрослый. Можно использовать музыкальное сопровождение.
Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей.
- Игра «Ладушки».
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов.
Аналогично — ногами.
- Нейроигры с мячом.
Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое движение выполняется четко.
1. Поднять мяч вверх, над головой. Ноги соединены вместе.
2. Опустить мяч вниз и одновременно прыгнуть, приземляясь на пол ноги в стороны.
3. Прыгнуть, приставляя ноги вместе и одновременно поднять мяч вверх над головой.
Далее движения можно изменять. Например, при поднимании рук с мячом на верх, ноги в прыжке разводить в сторону, руки вниз – ноги соединить вместе.
Упражнение «Котенок играет лапками»: ребенок поочередно опускает и поднимает то правую, то левую ноги, при этом он должен удержать мяч руками.
- Игры с мячом в паре.
Нужно кидать мяч друг другу и ловить его при этом называть слово, связанное по смыслу (например, один игрок говорит: «небо», а второй игрок отвечает: «облако»- и кидает мяч обратно).
Приложение 3
Мастер-класс для родителей «Нейроигры. Играем в саду и дома»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В тоже время - это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышением культуры педагогической грамотности семьи.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Содержание просветительской работы с родителями может быть самым разнообразным – от консультаций до дистанционных форм общения с родителями.
Для решения приоритетных задач по установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания детей, созданию атмосферы взаимопонимания, активизации и обогащения воспитательных умений родителей успешно применяется одна из форм работы с родителями мастер – класс.
Целью является педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр.
Задачи:
- расширять знания родителей в области педагогики;
- научить создавать нейроигры из подручных средств и применять их;
- воспитывать отзывчивость.
План мастер – класса
- Сообщение педагога о роли нейроигр в развитии детей.
- Поиграй с детьми (играем в нейроигры с детьми)
- «Нейроигры своими руками» - изготовление игр.
Ход мастер класса
Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные, дидактические игры, развивающие игры, словесные, подвижные игры.
Давайте вспомним с вами как вы проводили время - детство, во что играли: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком, бегал по лужам? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-разбойники и многое другое…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные детки ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что в светлом будущем дети будут психически, физически, соматически ослаблены.
Сегодня, я хочу рассказать вам о нейройграх.
Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышления, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизирует речь.
Направлены на развитие отстающих в формировании психических и моторных функций ребенка, напрямую влияющих на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей обучения. Может с успешностью применяться при работе с детьми ОВЗ и общеобразовательных группах дошкольного учреждения.
Нейропсихологи (Семако Н.Я., Судовская Н.В., Праведникова И.И.) рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет. Кому предназначены такие игры? Ответ прост – всем. Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь они проходят в игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны, сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.
Уважаемые родители, сегодня я предлагаю Вам поиграть с нами в несколько таких игр.
1 игра: (с мячиками)
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.
2 человека садятся напротив друг друга, у каждого в левой руке по мячику и по команде они передают друг другу мяч в свободную руку. Далее игра усложняется тем, что мяч сначала передается себе в свободную руку, а затем напарнику. Далее мяч передается по диагонали.
-Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.
-Каждое движение выполняется четко.
-Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает.
2 игра: «Веселый стол»
Развиваем зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие, внимание, согласованность движений.
На столе выкладываются в ряд различные геометрические фигуры, где каждая фигура обозначает какое-то движение (например, по кругу прикосновение кулаком, прямоугольник ребро ладони, по квадрату ладонью и т.д.)
Основная задача выполнить правильное движение
3 игра: «Лайк и ладошка»
Развиваем зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие, внимание, согласованность движений.
Ведущий левой рукой показывает «лайк», а правой ладошку, все делают то же самое и по команде меняют наоборот и с каждым разом ускоряясь.
Задача вовремя и правильно поменять движения.
Спасибо большое, что согласились поиграть в эти игры с нами они очень полезны и для нас взрослых.
А сейчас я предлагаю создать одну нейроигру своими руками.
Нейроигра на развитие координации, внимания «Веселый ладошки»
Материал: лист бумаги А4, фломастеры, клей, картинки овощей.
Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем приклеить на правую/левую руку геометрические фигуры так, чтоб они соответствовали местоположению на пальцах рук, на указательных красный треугольник, на больших синий квадрат и т.д.
Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать фигуру, а затем показать соответствующими пальцами рук, поднимая только пальчик. Вариация может быть любая – от животных до фруктов, главное фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста « 75 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»
Долгосрочный проект по музыкальному развитию для детей старшего дошкольного возраста« 75 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»...

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа»
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.Задачи: воспитывать у детей экологическое сознание; развивать у детей экологические чувства; обучать детей деятельности; дать...
Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленький дом – большого здоровья»
Актуальность: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного о...

Комплексный долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 13» Комплексный долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста А...

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Спортивное будущее»
Проблема раннего формирования культуры здоровья и спорта актуальна.В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающег...
Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "В стране красивой речи"
Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "В стране красивой речи"...

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с английским». Сентябрь 2025 года.
Реализация долгосрочного проекта по обучению старших дошкольников английскому языку в сентябре 2025 года...
