Развитие дыхания и формирование воздушной струи у ребенка с нарушениями речи
консультация (средняя группа)

Романенко Анна Николаевна

В статье рассматривается ключевая роль физиологического и речевого дыхания в формировании правильного звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями. Описываются методы диагностики особенностей дыхания, подробно представлена система коррекционной работы по развитию дыхательной функции и формированию целенаправленной воздушной струи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dyhaniya.docx12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дыхания и формирование воздушной струи у ребенка с нарушениями речи

Аннотация: В статье рассматривается ключевая роль физиологического и речевого дыхания в формировании правильного звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями. Описываются методы диагностики особенностей дыхания, подробно представлена система коррекционной работы по развитию дыхательной функции и формированию целенаправленной воздушной струи.

Ключевые слова: речевое дыхание, воздушная струя, нарушения речи, дизартрия, дислалия, логопедическая коррекция, артикуляционная гимнастика, игровые упражнения.

Правильное речевое дыхание является фундаментом для четкого и звучного произношения. Именно оно обеспечивает необходимое для голосообразования подслизистое давление в трахее, бронхах и легких, поддерживает плавность речи, создает условия для адекватного интонирования и соблюдения пауз. У детей без речевой патологии дыхательная функция к возрасту активного говорения, как правило, сформирована и автоматизирована. Однако у детей с различными нарушениями речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, общее недоразвитие речи) физиологическое и, как следствие, речевое дыхание очень часто имеет отклонения.

Несформированность дыхательной функции приводит к тому, что речь ребенка становится тихой, прерывистой, невыразительной. Страдает звукопроизношение, особенно тех фонем, для которых необходима сильная, целенаправленная воздушная струя: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорных ([р], [л]). Таким образом, работа над развитием дыхания и формированием воздушной струи является не вспомогательным, а обязательным и первостепенным этапом в комплексной логопедической коррекции.

Речевое дыхание – это управляемый процесс, при котором вдох короткий и глубокий, а выдох – длительный, экономный, точно «дозируемый» в зависимости от речевой задачи. В отличие от него, физиологическое дыхание – непроизвольное, с равной продолжительностью вдоха и выдоха.

У детей с речевой патологией наблюдаются неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, слабость развития дыхательной мускулатуры, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, недостаточный объем выдыхаемого воздуха, судорожные вдохи посреди слова, короткий, слабый выдох. 

Прежде чем начинать коррекционную работу, логопед должен провести диагностику: оценку типа физиологического дыхания, оценку силы и длительности выдоха.

Результаты диагностики позволяют определить мишени коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....

Игровые упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.Использование различных игровых упражн...

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щеле­вые требуют сильн...

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Правильное речевое дыхание очень важно для правильного звукопроизношения. В статье представлено описание упражнений для развития физиологического дыхания и формирования правильной воздушной струи. Упр...

Развитие артикуляционного аппарата, физиологического дыхания и формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. В статье показано с каких упражнений нужно начинать работу по выработке у ребенка правильного физиологического дыхания...