Семинар-практикум на тему: Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие развития
проект

Гокчян Мелине Самсоновна

Выступление на педагогическом совете Семинар -практикум на тему : Семинар-практикум на тему:

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад 18»

Выступление на педагогическом совете

Семинар-практикум на тему:

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие развития

Подготовила:

Гокчян М.С.

Оренбург, 2025

План семинара:

1. Понятие «Индивидуализации». 

2. «Индивидуализация предметно-развивающей среды в подготовительной группе» (из опыта работы).

3. «Индивидуализация центра по экспериментированию для дошкольников.

4. Игра «Кто быстрее».

Понятие «Индивидуализации».

Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной. ФГОС дошкольногообразования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка дошкольного возраста.

Образовательная программа дошкольной образовательной организацииформируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

Что же такое «индивидуализация», «индивидуальность»?

В психологии под индивидуальностью понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников, но и со своими собственными.

Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г. М. Коджаспирова, Педагогический словарь)

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

1. Игровое задание «Кто быстрее?» 

Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»(Развивающая предметно-пространственная среда);

2. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?

(игровая деятельность);

3. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);

4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?

(«Центр физического развития»);

5.  О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);

6. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д.

(«Центр экспериментирования»);

7. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д.

(«Центр конструирования»);

8. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?

(предмет-заместитель);

9. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде

(участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток)

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальный путь развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначендля детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Список используемой литературы:

  1. Л. В. Кузнецова и М. А. Панфилова в работе «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (М.: Сфера ТЦ, 2002).
  2. Л. В. Михайлова-Свирская в книге «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» (М.: Просвещение, 2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...

Семинар для педагогов «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам р...

Районный круглый стол по теме: "Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития ребёнка"

Тема: "Предметно - развивающая среда с использованием нетрадиционных техник рисования".Цель: развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников, формирование индивидуаль...

Консультация для воспитателей: «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

Цели консультации:- Понять значение индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в дошкольной образовательной организации.- Изучить основные подходы к индивидуализа...

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

laquo;Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»...