Картотека артикуляционной гимнастики для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа)
Артикуляционная гимнастика это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.
Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. (вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком; вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка; вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков; укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Начинать артикуляционную гимнастику с самыми маленькими дошкольниками желательно непринужденно, но ежедневно, например, утром, во время умывания. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
Картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста.
Выполнила: Мухаматнурова Светлана Рафаэловна
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10
«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы
языка.
Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания
звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«Хоботок -Улыбка»
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем
переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый
выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у
- и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт
от 1 до 5-10.
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и
возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.
Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние
зубы и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз
«Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением
более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
«Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру
языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь
в каждом положении на 3-5 секунд.
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.
Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме
чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать
губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать
язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося «Пых!».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.
Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. (вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком; вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка; вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков; укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Начинать артикуляционную гимнастику с самыми маленькими дошкольниками желательно непринужденно, но ежедневно, например, утром, во время умывания. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
Картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста.
Выполнила: Мухаматнурова Светлана Рафаэловна
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10
«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы
языка.
Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания
звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«Хоботок -Улыбка»
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем
переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый
выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у
- и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт
от 1 до 5-10.
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и
возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.
Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние
зубы и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз
«Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением
более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
«Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру
языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь
в каждом положении на 3-5 секунд.
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.
Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме
чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать
губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать
язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося «Пых!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...
Картотека артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет
Картотека расчитана на возраст 5-6 лет. Большая помощь в работе, при отсутствии в детском саду логопеда. материал был взят на следующем сайте:http://kladraz.ru/blogs/saida-rashidovna-cypla...

Методическая разработка: Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
В картотеки представлена артикуляционная гимнастика в стихотворной форме...

Картотека " Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста"
Картотека. Артикуляционная гимнастика....

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необхо...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Укреплять мускулатуру языка....

