Картотека артикуляционной гимнастики для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа)

Мухаматнурова Светлана Рафаэловна

                   Артикуляционная гимнастика это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

       Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений   определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. (вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком; вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка; вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков; укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

        Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

        Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. 

        Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

    Начинать артикуляционную гимнастику с самыми маленькими дошкольниками желательно непринужденно, но ежедневно, например, утром, во время умывания. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

 

 

 

 

 

Картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста.

Выполнила: Мухаматнурова Светлана Рафаэловна

 

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10

 

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы

языка.

 Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания

звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

 

«Хоботок -Улыбка»

«Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем

переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

 

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый

выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у

- и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет

 

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

 

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт

от 1 до 5-10.

 

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

 

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и

возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

 

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.

Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

 

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние

зубы и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз

 

«Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением

более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

 

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

 

«Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру

языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь

в каждом положении на 3-5 секунд.

 

«Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

 К зубкам подняты края –

 Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.

Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

чашечки.

 

«Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме

чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

 

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать

губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать

язык в рот, не разрушая «чашечку».

 

«Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

 

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и

выпустить через губы, произнося «Пых!».

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikul_igr.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

       

 Артикуляционная гимнастика это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

       Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений   определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. (вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком; вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка; вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков; укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

        Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

        Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.  

        Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

    Начинать артикуляционную гимнастику с самыми маленькими дошкольниками желательно непринужденно, но ежедневно, например, утром, во время умывания. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Картотека артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста.

Выполнила: Мухаматнурова Светлана Рафаэловна

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы

языка.

 Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания

звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. 

«Хоботок -Улыбка»

«Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем

переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый

выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у

- и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт

от 1 до 5-10.

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и

возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.

Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние

зубы и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз

«Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением

более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.


«Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру

языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь

в каждом положении на 3-5 секунд.

«Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

 К зубкам подняты края –

 Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.

Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

чашечки.

«Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме

чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать

губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать

язык в рот, не разрушая «чашечку». 

«Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и

выпустить через губы, произнося «Пых!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет

Картотека расчитана на возраст 5-6 лет.  Большая помощь в работе, при отсутствии в детском саду логопеда.  материал был взят на следующем сайте:http://kladraz.ru/blogs/saida-rashidovna-cypla...

Методическая разработка: Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

В картотеки представлена артикуляционная гимнастика в стихотворной форме...

Картотека Артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет

Материал будет полезен для воспитателей...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необхо...