Конспект "Моя семья - мое богатство!"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Игровая образовательная ситуация в подготовительной к школе группе «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 409.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая образовательная ситуация
в подготовительной к школе группе
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Программные задачи:
- Способствовать формированию у дошкольников интереса к истории семьи, родословной, становлению чувства собственного достоинства. Сформировать представления о многопоколенной семье (дочь – мама – бабушка). Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, поощрять стремление делиться впечатлениями.
- Активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры. Развивать образное представление, умения устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать предметы по заданному признаку.
- Воспитывать ответственное отношение к своим домашним обязанностям. Воспитывать уважительное, понимающее, бережное отношение к традициям своей семьи.
Предварительная работа
По договоренности с родителями совместное составление дома небольшого рассказа о традициях семьи.
Рассматривание семейных альбомов, видеоматериалов о своей семье.
Рассказы родителей о своем детстве.
Чтение книг о жизни детей и взаимоотношениях в семье.
Материалы и оборудование: магнитная доска, смайлики с разными настроениями (по несколько штук на каждого ребенка); картинки с изображениями девочки, молодой женщины, бабушки, мальчика, молодого мужчины, дедушки; изображение генеалогического древа (заготовка с рамками), карточки с лицами членов семьи (на каждого ребенка), аудиозапись песни «Моя семья» (муз.и сл. А.Ермолова), плоскостное солнце, прищепки, цветы ромашки разного диаметра (для каждого ребенка).
Ход игровой образовательной ситуации
Воспитатель приглашает детей подойти к магнитной доске и встать около нее полукругом.
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по одному смайлику, который отражает ваше настроение, когда вы дома со своей семьей, и прикрепите к мольберту.
Дети прикрепляют смайлики. Воспитатель поводит детей к выводу: когда дети дома с семьей, у всех хорошее настроение – смайлики «улыбаются». Педагог предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом, а сама располагается напротив, рядом ставит магнитную доску.
Воспитатель: Дети, вы выбрали смайлики с хорошим настроением. Объясните, почему.
Дети: Дома хорошо, мама и папа рядом, любимые игрушки повсюду, можно играть сколько хочешь. Мама готовит что-нибудь вкусненькое, а потом все вместе пьем чай с конфетами. Все вместе смотрим телевизор, разговариваем, обнимаемся.
Воспитатель: Дом, семья –это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи находятся в разны семейных отношениях. Перед вами на магнитной доске картинка с изображением девочки. Подумайте и скажите, кем девочка моет быть в своей семье?
Дети: Дочерью, сестрой, внучкой.
Воспитатель: Девочка кому является дочерью?
Дети: Маме и папе.
Воспитатель: А внучкой она кому будет?
Дети: Бабушке и дедушке.
Воспитатель: А сестрой?
Дети: Брату или сестре.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все мои вопросы. А теперь давайте поговорим о мальчике.
Точно тот же разговор воспитатель проводит с детьми о мальчике.
Воспитатель: А теперь посмотрите на картинки и разгадайте загадку, которую я вам подготовила.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «Я» -
Что получится?
Дети: Семья.
Воспитатель: Дети, а можно сказать, что здесь на доске изображена семья?
Дети: Да, можно.
Воспитатель: О ком мы сейчас поговорим, вы догадаетесь, если разгадаете одну загадку.
Днем работает она,
Вечером она – жена,
Если праздник, она – дама,
Кто же это? – Моя ….
Дети: Мама.
Воспитатель (показывая изображение молодой женщины): Кому эта женщина приходится мамой?
Дети: Мальчику и девочке, сыну и дочке.
Воспитатель: То есть своим детям. (Показывает изображение молодого мужчины.) А это кто в семье, как вы думаете? Вам подскажет моя загадка.
Кто научит гвоздь забить,
Даст машиной порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый …..
Дети: Папа. Это папа мальчика и девочки. Они его сын и дочка.
Воспитатель: А маме детей кто их папа?
Дети: Муж.
Воспитатель: Муж, или супруг. А мама тога кто папе своих детей?
Дети: Жена.
Воспитатель: Жена, или супруга. А чтобы вы догадались, о ком дальше пойдет речь, разгадайте мои следующие загадки.
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
Это наша …..
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Он трудился не от скуки,
У него в мозоля руки,
А теперь он стар и сед –
Мой, родной, любимый….
Дети: Дед.
Воспитатель (показывая изображение пожилой женщины): Как вы думаете, это кто в семье?
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Она всем в семье бабушка?
Дети: Нет, детям – мальчику и девочке. Они ее внуки.
Воспитатель: А что скажете про маму и папу? Она им кем приходится?
Дети: Она мама мамы или папы.
Воспитатель: Правильно, дети! Если бабушка приходится мамой маме детей, то папе вои внуков она приходится тещей. И наоборот, если бабушка – мама папы, то жене папы она будет свекровью. (Показывает изображение пожилого мужчины). А то кто в семье, как вы думаете?
Дети: Дед, дедушка, дедуля.
Воспитатель: Он всем в семье дедушка?
Дети: Нет, детям – мальчику и девочке. Они ее внуки.
Воспитатель: А родителям детей он кем приходится?
Дети: кому-то папой, а кому-то…
Воспитатель: Свекром или тестем. Например, если он папа маме детей, то мужу мамы – тесть, а если он папин папа, то маме он будет приходиться свекром.
Воспитатель: Мама и папа, дети, бабушка и дедушка - это самые близкие родственники. Близкие родственники очень любят друг друга и заботятся обо всех членах своей семьи. Встаньте и подойдите ко мне – сейчас мы будем строить «Пирамиду любви».
Игра «Пирамида любви»
Дети и воспитатель встают на колени, образуя тесный круг. Воспитатель вытягивает правую руку вперед ладонью вниз и говорит: «Я люблю свою маму за то, что она добрая и заботится обо мне». Ребенок, который находится справа от взрослого, кладет вытянутую руку на руку взрослого и говорит, за что он любит свою маму. И так по кругу делают все дети. Правило одно – чтобы дети не повторяли ответы своих товарищей. Как только выскажутся все дети, взрослый кладет руку поверх детских рук и рассказывает, за что он любит своего папу. Точно так же по кругу делают все дети. Как только расскажет о своем папе последний в кругу ребенок, воспитатель осторожно вынимает правую руку из-под детских рук, встает с колен, кладет свою правую руку поверх детских рук и говорит: «Я люблю свою бабушку за вкусные пирожки и милую улыбку». По кругу дети выполняют те же движения и рассказывают, за что они любят свою бабушку. Когда все дети поднимутся с колен и расскажут, за что они любят своих бабушек, воспитатель проделывает те же движения с левой рукой и рассказывает уже о своем дедушке, а потом то же самое делают дети. Когда воспитатель и дети по кругу рассказывают о своих родных братьях и сестрах, они все по очереди поднимаются на носочки. По окончании игры взрослый обращает внимание, какая высокая пирамида любви у них получилась.
Воспитатель снова приглашает сесть детей на стульчики и продолжает с ними беседу о семье.
Воспитатель: Дети, мы сейчас разговаривали о близких родственниках и даже «строили» пирамиду любви. Но есть еще дальние родственники. Это сестры и братья ваши пап и мам. Вам они приходятся тетями и дядями, а вы им?
Дети: Племянниками.
Воспитатель: Правильно, а дети ваши тетей и дядей кем вам приходятся?
Дети: Братьями и сестрами.
Воспитатель: Только двоюродными. А вашим мамам и папам кем приходятся дети ваших дядей и тетей?
Дети: Племянниками.
Воспитатель: А ваши мамы и папы приходятся своим племянникам…?
Дети: Тетями и дядями.
Воспитатель: Вот и разобрались вы со своей родней. А теперь давайте поиграем.
Физкультминутка «Семейная зарядка».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
По окончании физминутки дети вместе с воспитателем садятся тесным кружком на ковер и слушают рассказы друг друга о традициях семьи, составленные совместно с родителями. Затем воспитатель приглашает ребят к столу.
Игра «Мое родословное древо»
Воспитатель: Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Это древо и права как дерево: у него есть корни, ствол, ветви, можно добавить листья для красоты. На этом дереве есть окошечки. Они похожи на портретные рамки. Заполнять их нужно по правилам. Для примера я покажу вам дерево своей семьи.
(Рассказ воспитателя о членах своей семьи).
Воспитатель: Любой человек может составить или нарисовать родословное древо, если знает своих предков. Предки – это родные нам люди, но жили они до нас.
А теперь вы будете выкладывать свое семейное дерево.
Сначала на верхушке дерева найдите портретную рамку и добавьте себя (вставить карточку).
Потом в рамках, которые находятся справа и слева – своих родителей.
У ваших родителей тоже есть или были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.
(Ребята выкладывают, заполняют окошки с изображениями членов своей семьи в родословном древе. Работа проходит под аудиозапись песни «Моя семья» муз. и сл. А.Ермолова)
Воспитатель: Какие красивые деревья у вас получились!
Посмотрите, ребята, на ваших семейных деревьях получились как бы этажи. Вы – на самом верхнем этаже, чуть ниже – родители. А кто на самом нижнем этаже?
Дети: Бабушки и дедушки.
Воспитатель: Каждый такой этаж называется «поколение». На вашем дереве поместились три поколения. Давайте перенесем деревья на полянку.
Дети выполняют.
Воспитатель: Посмотрите, какой семейный сад вырос на полянке у дома.
Ребята, предлагаю вам оживить вот этоо «солнце доброты», чтобы оно осветило наши семьи своим теплым, нежным, ласковым светом. Лучикиами у нас будут прищепки.
Игра «Моя семья – какая?»
Воспитатель: Возьмем по одной прищепке и, прикрепляя ее к солнышку, будем отвечать на вопрос: «Моя семья – какая?»
Дети: Большая, дружная, заботливая, счастливая, трудолюбивая, любимая и т.д.
Воспитатель: Вот и засияло семейное «солнце доброты». Как хорошо, ребята, что у всех вас есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут и помогают друг другу.
Рефлексия
Воспитатель: Давайте украсим полянку цветами. Если вам понравились мои игры, возьмите самую большую ромашку. Если у вас что-то вызвало затруднение, возьмите ромашку поменьше. Если вам было очень трудно, возьмите самую маленькую ромашку. Прикрепите ромашки на полянку.
Спасибо всем! Берегите себя и своих близких.
Литература
- Нищева Н.В. Растим патриотов: сборник материалов.// СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016.
- Мосалова Л.Л. Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. // СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Для работы с детьми 2-7 лет.// Москва: «Мозаика-Синтез», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....

«МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» сценарий праздника, посвящённого дню семьи для детей старшего дошкольного возраста
Семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать, например, книгу или сделать открытие. Поскольку семья - Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и з...

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)
Материал для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Логическая игра предполагает обучение детей разгадыванию простых ребусов на примере знакомых слов и значений. Это развивающее...

Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал.
Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал....

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ "Моя семья - мое богатство"
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педаг...

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)
Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)...

Презентация "Моя семья -моё богатство" к проекту,посвящённому 2024г "Год семьи"
Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и ...

