Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (из опыта работы)
материал

Моржакова И.Н.

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В  ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

(из опыта работы)     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2025g_shkola.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Солнышко»

                                               

                                             Доклад на тему:

 

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В  ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

                                 (из опыта работы)     слайд №1

 

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». 

                                                               С.Михалков               слайд №2        

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы  обсуждаем проблему патриотического воспитания подрастающего поколения как одну из наиболее актуальных проблем сегодня. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности      слайд №3

Работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей настоящего времени. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности, в том числе формирования чувства патриотизма. Для формирования чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о  Родине, базисные представления о нашей стране, символике, обычаях, истории, культуре. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается                                             слайд №4

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

 Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

 Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим         слайд №5

Исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации в обществе,

 на основе опыта  проведения занятий в дошкольных учреждениях

  наше дошкольное учреждение работает по Федеральной образовательной

программе дошкольного образования  и   шестой год реализует  программу духовно-нравственного воспитания детей  дошкольного возраста Дорогою добра: первые шаги»,составленную директором Воскресной учебно- воспитательной группы»Воскресение» прихода храма Святого Праведного Иоанна Кронштадского р.п.Мокроус  Федоровского района  Саратовской области Оксаной Михайловной Ткаченко.  Педагоги : Губина Е.В,Моржакова И.Н,  прошли курсы

повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе « Духовное развитие и нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в объёме 72 час, г.Курск ( ОГБУ ДПО КИРО).

 Малютина И.Н.опубликовала на официальном сайте издания

 «Педпроспект» учебно – методический материал « Духовно – нравственное воспитание дошкольника».          слайд №6

 Цель нашей работы по патриотическому воспитанию- это воспитание нравственно – патриотических чувств у детей  дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, детском саде, об улицах города, на которых живут дети, о родном городе, своей стране. Воспитание чувства собственного  достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей       слайд №7

Задачи: 

  • Сформировать у детей чувство любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине.
  • Воспитание нравственно – эстетических чувств, эмоционально ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  • Воспитание чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.       слайд №8

 Нами  была создана единая система работы по нравственно-патриотическому воспитанию всех субъектов образовательного процесса ДОО

Нами был разработан перспективный план работы с воспитанниками по данной теме, выбраны  целесообразные технологии, методы работы с учетом условий группы

 В ходе проведения занятий мы  используем отрывки из мультфильмов, музыкальных композиций, которые запускаются с помощью гиперссылок со слайдов презентаций, подготовленных к каждому занятию.Была разработана программа социального партнёрства с семьями воспитанников.

Разработаны методические материалы взаимодействия с педагогами и родителями по данной теме (консультации, мастер-классы, буклеты и др.)

Разработан  план взаимодействия с библиотекой имени А.С Пушкина и  СОШ №1

 Развивающую предметно-пространственную среду пополнили  электронными образовательными ресурсами (видеоролики и презентации о родном крае, его достопримечательностях, народных промыслах, культуре, районах и др.)

Формы работы с детьми       слайд №9-10

  •  Наблюдения
  •  Организация экскурсий и целевые прогулки
  •  Продуктивная деятельность  (оформление     тематических выставок, изготовление подарков для  взрослых и сверстников)
  •  Проектная деятельность
  •  Моделирование и решение проблемных  ситуаций
  •  Трудовая деятельность
  •  Досуговая  деятельность (праздники, развлечения, конкурсы и т.д.)
  •  Познавательно-исследовательская деятельность
  •  Чтение

 Игровая деятельность

 На данном этапе работы мы активно использовали метод проектов как долгосрочных, так и краткосрочных, так как данный метод позволяет охватить все виды детской деятельности в работе по воспитанию патриотических чувств.

Проектная деятельность
проект «Мой город»   проект Тема «Наша Родина – Россия»  «Проект «Народные традиции»  «Мы помним –мы гордимся!»        слайд №11

Традиционные НОД (в основе которых лежат словесные формулы ,прибаутки, поговорки, шутки, присказки)                       слайд №12

 Народные игры .           ИКТ технологии.                         слайд № 13

Блоки работы по нравственно – патриотическому  воспитанию: слайд №14

1 .Я и моя семья. 2.Детский сад  3Родной город 4 .Родная страна 5. Родная природа

6 .Родная культура

1 .Я и моя семья  Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.                 слайд №15

 2.Детский сад В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать и технику безопасности, быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях                                                                                    слайд №16          

 3Родной город. 4 .Родная страна.

 Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Знакомство детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России                                                                                      слайд №17

5.Родная природа

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе                слайд №18 -19    

6 .Родная культура

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В этом блоке мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте. Слайд №20

Посещение краеведческого музея .Русское чаепитие.  Слайд «21

  Рождество Христово. Пасха Утренник «Русские гуляния»    слайд №22

Формы работы с родителями: слайд №23

1.Консультации               2. Беседы    3. Родительские собрания

Совместные праздники    5 Анкетирование 6.Выставки 7.Конкурсы  8 Экскурсии

Консультация»Роль семьи и детского сада в формировании личностных качеств ребенка» Родительские собрания «Воспитываем добротой» Родительский форум «Поговорим о нравственности. «  слайд №24

Принимают активное участие в выставках.

Совместное посещение краеведческого музея.

Совместное проведение праздников «День отца» »День Защитника Отечества» «8 марта праздник мам и бабушек» «День Победы» слайд №25

Наши достижения

 Работа дала определённые результаты:

 дети стали более активные, любознательнее; используемые методы позволили обогатить словарный запас воспитанников. У детей появился интерес и уважение к истории своего народа; раскрылись творческие способности и художественный вкус;

 Укрепились семейные связи через вовлечение родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность. 

Совместная работа с родителями : оформление стенда : «С чего начинается Родина», пошив костюмов для театральной деятельности(. Слайд № 26   )

В течение года педагоги  проводили открытые показы,

мастер – классы : «Что такое хорошо и что такое плохо», « Рождество», « Пасха Христова – Пасха Красная», «Символы России» - аппликация; вечер развлечений совместно с родителями «Муха – Цокотуха» К.И.Чуковского.   «Зайчик и его находка» по безопасности.

Педагоги, дети, родители участвовали в праздниках, конкурсах, проводимых в МДОУ, а также в конкурсах муниципального уровня, были награждены грамотами и дипломами. слайд №27

Можно сделать вывод:

участие родителей способствовало повышению их психолого  - педагогической компетентности в вопросах приобщения детей к патриотическим и духовным ценностям.

 Мы  взрослые должны помнить, что дети – это наше отражение, в первую очередь мы сами должны стать носителями духовно - патриотической культуры, которую стремимся привить детям. ( Слайд №   28  )

 Дети – это будущее нашей Родины, поэтому мы должны научить их беречь, охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства!

 Знать и любить историю своего края и своей страны может только истинный гражданин.      Слайд №  29    Спасибо за внимание!. Слайд № 30    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств личности ребёнка

В данной статье говорится о том, как театрализованная деятельность влияет на духовно-нравственные качества личности ребёнка. Описывается опыт работы: театрализованные инры и представления с воспитанни...

Формирование нравственных качеств личности ребёнка в процессе патриотического воспитания

          Формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям....

Презентация на тему: «Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие» из опыта работы

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы через речевое развитие....

Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе произведений К. Д. Ушинского»

Доклад   воспитателяМБДОУ детского сада «Теремок»г. Холмска Сахалинской областиСабировой Татьяны Сергеевныв рамках муниципального этапа научно-практической конференцииXIII Сахали...