Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
методическая разработка
Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании и развитии детей.
Чтобы мы могли укрепить ту ниточку, которую называют связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании и развитии детей.
Чтобы мы могли укрепить ту ниточку, которую называют связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
Какие же средства устного народного творчества могут обеспечить приобщение дошкольников к русской народной культуре? Они очень просты и всем известны. Это устный литературный и музыкальный фольклор, народно-прикладное искусство, народные игры и танцы, народные календарные праздники. Они мудро создавали ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями образы и впечатления. Для воспитания средствами устного народного творчества нет необходимости создавать специальные условия, все это происходит в повседневной жизни, в процессе любого вида деятельности.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку. После чтения сказки перед сном, включаем колыбельные песенки. Медленный, успокаивающий темп музыки помогает ребенку справиться с перевозбуждением, учит расслабляться.
Пестушки– небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Их начинают применять на втором году жизни ребенка, когда у него уже имеется первичный словарь. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности. Можно использовать в различных режимных моментах: во время одевания на прогулку, во время приема пищи, во время прогулки, перед сном, после сна.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Используем в работе с детьми, которые имеют дефекты в звукопроизношении, в образовательной деятельности так и во время игр, например «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется».
Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. В своей работе используем загадки в разных ситуациях: в начале занятия, наблюдения, беседы, как способ проверки и закрепления знаний детей об изученном предмете или явлении.
Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.
Используем поговорки и пословицы на прогулках во время наблюдений, на занятиях по ручному труду или аппликациях, на занятиях по развитию речи – предлагаем детям подумать какую пословицу можно применить к тому или иному произведению.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли. Используем их в следующих формах: во время прогулок, на утренней зарядке, занятиях по физической культуре, на музыкальных занятиях, во время проведения народных праздников.
Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло, и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы молодежи – наших предков (молодец ищет «приветливую невесту», «и пряху, и ткаху, и в дом домовницу»). Одна из традиций в нашем саду это поздравление ребенка с днем рождения. Обязательный элемент поздравления - это хоровод для именинника.
Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка… Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине. Русские народные песни используем на музыкальных занятиях, фольклорных праздниках, досугах и развлечениях.
Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического.
Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков. Чтение и рассказывание сказок, инсценировки и театрализация, дети с удовольствием перевоплощаются в любимых героев.
Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших путей духовного возрождения России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет ...

Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...

Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре...

“Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении. Воспитание гражданина и патриота, знающего...

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Проект направлен на воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности...