Консультация "Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми"
консультация

Евсюкова Светлана Владимировна

Даанный материал поможет воспитателям детского сада раскрыть аспекты дружбы, учитывая возрастную динамику, использовать более эфективные методы и приёмы воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми»

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».         

                                                                         А. С. Макаренко                                       

Каждый родитель беспокоится о дальнейшей судьбе своего ребенка: каким человеком он вырастет, какие люди его будут окружать: плохие или хорошие, какие друзья у него появятся в детском саду, школе, во дворе. Как научить ребенка разбираться, где хороший человек, а с каким не надо дружить? В любом случае эти основополагающие принципы ребенку с детства закладывает семья, родители и коллектив детского сада: дети, воспитатели.

Каждому приятно осознавать, что «у моего сына хорошие, надежные друзья», они не бросят в тяжелую минуту, а поддержат и помогут. И будет горестно понимать, что ребенок связался с плохой компанией, грубит матери, не уважает бабушку, а друзья у него «до первой ссоры».        

Чтобы иметь настоящих, верных друзей, необходимо самому быть хорошим человеком, заботливым и внимательным к другим, а первый урок этому даст дружная и крепкая семья, «заложит фундамент» будущих взглядов и принципов ребенка, научит проявлять чуткость и доброту к окружающему миру в целом.

        

        Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на то, что ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.

Задача взрослого – сформировать у ребёнка устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, действия, в которых воплощается хорошее начало. Сильные же эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в непосредственных жизненных ситуациях.

Формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. Дружба – один из видов личных отношений. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие.

Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основные умения:

  • Устанавливать контакты.
  • Слышать и понимать сверстника.
  • Договариваться и разрешать конфликты.
  • Сопереживать и помогать.

 

Чтобы работа была эффективной, важно понимать возрастную динамику.

Младший дошкольный возраст (3-4 года):

  • Взаимодействие ситуативно-деловое. Дети играют рядом, а не вместе.
  • Друг – это тот, кто дал игрушку или с кем интересно играть в данный момент.
  • Эмоции яркие, но неустойчивые. Конфликты возникают в основном из-за игрушек.

Задача воспитателя: Побуждать к совместным действиям, учить меняться, ждать своей очереди.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

  • Появляются первые устойчивые предпочтения. Дети начинают играть вместе.
  • Возникают «лидеры» и «отвергаемые». Чувствительность к оценке сверстника.
  • Конфликты часто связаны с распределением ролей в игре.

Задача воспитателя: Учить сотрудничеству, помогать ребенку занять позицию в группе, развивать эмпатию.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет):

  • Дружба становится более избирательной и устойчивой. Появляются «лучшие друзья».
  • Дети способны к взаимопомощи, сочувствию, могут осознавать нормы поведения по отношению к другим.
  • Конфликты носят личностный характер, связаны с нарушением правил или несправедливостью.

Задача воспитателя: Обсуждать нравственные категории (добро, справедливость, верность), учить конструктивно разрешать споры, развивать навыки командной работы.

Что мешает дружбе? Если есть тревожные звоночки в группе

Нужно обратить внимание на следующее:

  • Есть изолированные, отвергаемые дети, с которыми никто не хочет играть.
  • Процветает агрессия, насмешки, ябедничество.
  • Дети не умеют договариваться, любой спор заканчивается слезами или дракой.
  • Преобладают индивидуальные игры, нет объединяющей детей деятельности.

Методы и приемы:

1. Создание благоприятного социально-эмоционального климата в группе.

  • Личный пример. Воспитатель – главный образец для подражания. Общайтесь с детьми и коллегами уважительно, доброжелательно.
  • Традиции группы: Утреннее приветствие («Здравствуй, солнышко!»), круги настроения, ритуал прощания, празднование дней рождений.
  • «Уголок дружбы» или «уголок уединения»: Место, где дети могут вместе посмотреть книгу, поиграть в спокойные игры, помириться после ссоры с помощью «мирилки».

2. Использование художественной литературы и бесед.

  • Чтение и обсуждение сказок и рассказов, где поднимается тема дружбы («Теремок», «Кот, Петух и Лиса», «Гадкий утенок», рассказы В. Осеевой, Н. Носова).
  • Этические беседы: «Что такое дружба?», «Какого человека можно назвать другом?», «Как помириться, если поссорился?».

3. Организация совместной деятельности.

  • Совместный труд: украшение группы к празднику, посадка цветов, уборка в игровом уголке. Подчеркивайте: «Мы сделали это вместе!»
  • Совместные проекты: «Наш огород на окне», «Строим город будущего».
  • Парные и командные задания: собрать пазл вдвоем, нарисовать общий рисунок на большом листе.

4. Игра – главный инструмент!

Коммуникативные игры:

  • «Комплименты»: Дети по кругу говорят друг другу что-то приятное.
  • «Зеркало»: Один ребенок показывает движение, другой его повторяет.
  • «Волшебный клубочек»: Передавая клубок ниток, дети говорят добрые пожелания, образуя «паутинку дружбы»
  • Сюжетно-ролевые игры: Требуют распределения ролей и договоренностей («Больница», «Семья», «Космонавты»). Помогайте детям, кто затрудняется.
  • Кооперативные игры (игры, в которых нужно действовать сообща, а не друг против друга):
  • «Общий круг»: Всем детям нужно уместиться на расстеленном одеяле, которое постепенно складывается.
  • «Передай шарик»: Передать воздушный шарик по кругу, не используя руки (плечом к плечу, голова к голове).

Работа с конфликтными ситуациями.

  1. Не запрещайте ссоры, а используйте их как обучающий момент.
  2. Алгоритм решения спора:
  • Успокоить участников.
  • Выслушать обе стороны без оценок («Саша, что случилось? Маша, а ты что хочешь сказать?»).
  • Сформулировать проблему («Итак, вы оба хотите играть в одну машинку»).
  • Предложить детям найти решение («Как мы можем это решить?»).
  • Подвести итог и похвалить за найденный компромисс.

Работа с «трудными» ситуациями

  • Если ребенка не принимают в игру: Не заставлять других детей, а создать ситуацию успеха для этого ребенка в другом виде деятельности, позже мягко включить его в игру через простую роль.
  • Если ребенок-агрессор: Выяснить причину агрессии (нехватка внимания, проблемы в семье, неумение выражать эмоции). Обучать социально приемлемым способам выражения гнева (побить подушку, порвать бумагу, нарисовать свой гнев).
  • Если ребенок-ябеда: Разграничивать «ябедничество» (чтобы навредить) и «обращение за помощью» (когда ситуация опасна). Спросите: «Ты хочешь помочь Саше исправиться или хочешь, чтобы его наказали?»

Воспитание дружеских отношений – это не разовое мероприятие, а ежедневная, кропотливая работа, вплетенная во все виды деятельности.

Это создание такой атмосферы в группе, где каждый ребенок чувствует себя принятым, ценным и услышанным.

Стараясь быть для детей мудрым наставником и примером, мы помогаем им сделать первые, но такие важные шаги в мир человеческих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование дружеских взаимоотношений между детьми"

Детское общество - одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность - легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми....

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Картотека дидактических игр пр формированию дружеских взаимоотношений между детьми

Подборка игр для закрепления понятия " Дружба,друг, взаимопомощь...

Картотека конспектов по дружеским взаимоотношениям между детьми

данная работа поможет воспитателю в сплочении детского коллектива и наладит взаимопонимание между детьми...