Консультация "Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми"
консультация
Даанный материал поможет воспитателям детского сада раскрыть аспекты дружбы, учитывая возрастную динамику, использовать более эфективные методы и приёмы воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми»
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Каждый родитель беспокоится о дальнейшей судьбе своего ребенка: каким человеком он вырастет, какие люди его будут окружать: плохие или хорошие, какие друзья у него появятся в детском саду, школе, во дворе. Как научить ребенка разбираться, где хороший человек, а с каким не надо дружить? В любом случае эти основополагающие принципы ребенку с детства закладывает семья, родители и коллектив детского сада: дети, воспитатели.
Каждому приятно осознавать, что «у моего сына хорошие, надежные друзья», они не бросят в тяжелую минуту, а поддержат и помогут. И будет горестно понимать, что ребенок связался с плохой компанией, грубит матери, не уважает бабушку, а друзья у него «до первой ссоры».
Чтобы иметь настоящих, верных друзей, необходимо самому быть хорошим человеком, заботливым и внимательным к другим, а первый урок этому даст дружная и крепкая семья, «заложит фундамент» будущих взглядов и принципов ребенка, научит проявлять чуткость и доброту к окружающему миру в целом.
Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на то, что ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.
Задача взрослого – сформировать у ребёнка устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, действия, в которых воплощается хорошее начало. Сильные же эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в непосредственных жизненных ситуациях.
Формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. Дружба – один из видов личных отношений. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие.
Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные умения:
- Устанавливать контакты.
- Слышать и понимать сверстника.
- Договариваться и разрешать конфликты.
- Сопереживать и помогать.
Чтобы работа была эффективной, важно понимать возрастную динамику.
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- Взаимодействие ситуативно-деловое. Дети играют рядом, а не вместе.
- Друг – это тот, кто дал игрушку или с кем интересно играть в данный момент.
- Эмоции яркие, но неустойчивые. Конфликты возникают в основном из-за игрушек.
Задача воспитателя: Побуждать к совместным действиям, учить меняться, ждать своей очереди.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- Появляются первые устойчивые предпочтения. Дети начинают играть вместе.
- Возникают «лидеры» и «отвергаемые». Чувствительность к оценке сверстника.
- Конфликты часто связаны с распределением ролей в игре.
Задача воспитателя: Учить сотрудничеству, помогать ребенку занять позицию в группе, развивать эмпатию.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
- Дружба становится более избирательной и устойчивой. Появляются «лучшие друзья».
- Дети способны к взаимопомощи, сочувствию, могут осознавать нормы поведения по отношению к другим.
- Конфликты носят личностный характер, связаны с нарушением правил или несправедливостью.
Задача воспитателя: Обсуждать нравственные категории (добро, справедливость, верность), учить конструктивно разрешать споры, развивать навыки командной работы.
Что мешает дружбе? Если есть тревожные звоночки в группе
Нужно обратить внимание на следующее:
- Есть изолированные, отвергаемые дети, с которыми никто не хочет играть.
- Процветает агрессия, насмешки, ябедничество.
- Дети не умеют договариваться, любой спор заканчивается слезами или дракой.
- Преобладают индивидуальные игры, нет объединяющей детей деятельности.
Методы и приемы:
1. Создание благоприятного социально-эмоционального климата в группе.
- Личный пример. Воспитатель – главный образец для подражания. Общайтесь с детьми и коллегами уважительно, доброжелательно.
- Традиции группы: Утреннее приветствие («Здравствуй, солнышко!»), круги настроения, ритуал прощания, празднование дней рождений.
- «Уголок дружбы» или «уголок уединения»: Место, где дети могут вместе посмотреть книгу, поиграть в спокойные игры, помириться после ссоры с помощью «мирилки».
2. Использование художественной литературы и бесед.
- Чтение и обсуждение сказок и рассказов, где поднимается тема дружбы («Теремок», «Кот, Петух и Лиса», «Гадкий утенок», рассказы В. Осеевой, Н. Носова).
- Этические беседы: «Что такое дружба?», «Какого человека можно назвать другом?», «Как помириться, если поссорился?».
3. Организация совместной деятельности.
- Совместный труд: украшение группы к празднику, посадка цветов, уборка в игровом уголке. Подчеркивайте: «Мы сделали это вместе!»
- Совместные проекты: «Наш огород на окне», «Строим город будущего».
- Парные и командные задания: собрать пазл вдвоем, нарисовать общий рисунок на большом листе.
4. Игра – главный инструмент!
Коммуникативные игры:
- «Комплименты»: Дети по кругу говорят друг другу что-то приятное.
- «Зеркало»: Один ребенок показывает движение, другой его повторяет.
- «Волшебный клубочек»: Передавая клубок ниток, дети говорят добрые пожелания, образуя «паутинку дружбы»
- Сюжетно-ролевые игры: Требуют распределения ролей и договоренностей («Больница», «Семья», «Космонавты»). Помогайте детям, кто затрудняется.
- Кооперативные игры (игры, в которых нужно действовать сообща, а не друг против друга):
- «Общий круг»: Всем детям нужно уместиться на расстеленном одеяле, которое постепенно складывается.
- «Передай шарик»: Передать воздушный шарик по кругу, не используя руки (плечом к плечу, голова к голове).
Работа с конфликтными ситуациями.
- Не запрещайте ссоры, а используйте их как обучающий момент.
- Алгоритм решения спора:
- Успокоить участников.
- Выслушать обе стороны без оценок («Саша, что случилось? Маша, а ты что хочешь сказать?»).
- Сформулировать проблему («Итак, вы оба хотите играть в одну машинку»).
- Предложить детям найти решение («Как мы можем это решить?»).
- Подвести итог и похвалить за найденный компромисс.
Работа с «трудными» ситуациями
- Если ребенка не принимают в игру: Не заставлять других детей, а создать ситуацию успеха для этого ребенка в другом виде деятельности, позже мягко включить его в игру через простую роль.
- Если ребенок-агрессор: Выяснить причину агрессии (нехватка внимания, проблемы в семье, неумение выражать эмоции). Обучать социально приемлемым способам выражения гнева (побить подушку, порвать бумагу, нарисовать свой гнев).
- Если ребенок-ябеда: Разграничивать «ябедничество» (чтобы навредить) и «обращение за помощью» (когда ситуация опасна). Спросите: «Ты хочешь помочь Саше исправиться или хочешь, чтобы его наказали?»
Воспитание дружеских отношений – это не разовое мероприятие, а ежедневная, кропотливая работа, вплетенная во все виды деятельности.
Это создание такой атмосферы в группе, где каждый ребенок чувствует себя принятым, ценным и услышанным.
Стараясь быть для детей мудрым наставником и примером, мы помогаем им сделать первые, но такие важные шаги в мир человеческих отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей. Тема: «Игры-эстафеты как средство воспитания дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Игры-эстафеты как средство...

Консультация для родителей "Формирование дружеских взаимоотношений между детьми"
Детское общество - одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность - легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми....
«Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в игре»
консультация для родителей...

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Картотека дидактических игр пр формированию дружеских взаимоотношений между детьми
Подборка игр для закрепления понятия " Дружба,друг, взаимопомощь...

Картотека конспектов по дружеским взаимоотношениям между детьми
данная работа поможет воспитателю в сплочении детского коллектива и наладит взаимопонимание между детьми...
