Занятие "Финансовая грамотность"
план-конспект занятия (старшая группа)

«Что такое деньги? Учимся зарабатывать и тратить разумно»

Формирование у детей первоначальных представлений о деньгах, их роли в жизни, а также базовых навыков финансовой грамотности через игровую деятельность

Деньги, монета, банкнота, зарабатывать, тратить, доход, расход, работа, заработок, цена, покупка, бюджет, экономить, настоящие/фальшивые деньги.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Технологическая карта занятия / мероприятия

ФИО и место работы автора/авторов

Рыбина Оксана Васильевна  МДОУ »детский сад№18 д. Казанцево»

Целевая группа

5-6 лет

Тема занятия

«Что такое деньги? Учимся зарабатывать и тратить разумно»

Цель занятия

Формирование у детей первоначальных представлений о деньгах, их роли в жизни, а также базовых навыков финансовой грамотности через игровую деятельность

Основные лексические компоненты / единицы

Деньги, монета, банкнота, зарабатывать, тратить, доход, расход, работа, заработок, цена, покупка, бюджет, экономить, настоящие/фальшивые деньги.

Планируемые образовательные результаты

Представления -  Сформировать представление о том, что деньги зарабатываются трудом. Знать, что деньги нужны для покупки товаров и услуг. Понимать разницу между «доходом» и «расходом».  Иметь первоначальное представление о том, как отличить настоящие деньги от фальшивых (цвет, водяные знаки и т.д.).

Умение - Уметь классифицировать предметы и явления на те, что можно/нельзя купить за деньги.

Уметь работать в команде, договариваться и принимать коллективные решения. Уметь анализировать и сравнивать (находить отличия).

Отношения -  Воспитывать уважение к труду родителей и понимание ценности денег.  Формировать ответственное отношение к финансам (принцип «сначала заработал, потом потратил»)  Поощрять стремление к разумным тратам.

Образовательная(ые) технология(ии), приемы, методы

Игровая технология (деловая игра «Заработок»).Технология проблемного диалога (вопросы «Откуда берутся деньги?»). Групповая (командная) работа. Метод проектов (мини-проект «Заработок команды»). Наглядный метод.

Средства обучения

Раздаточный дидактический материал Карточки с изображением денежных знаков Карточки  №18 для сортировки «Что можно/нельзя купить за деньги» Материалы для «работы»: книги для реставрации (скотч, бумага), смесь круп (горох, фасоля) и емкости для сортиро  Карточки для игры «Доходы и расходы» №22. Игровые деньги (бумажные купюры ).

Психолого-педагогические, методические, организационно-технические условия и особенности проведения занятия

Создание доброжелательной и поддерживающей атмосферы. Мотивация через игровую ситуацию и личный интерес (возможность заработать).  Организация пространства для работы в малых группах. Акцент на практическую деятельность и опыт детей  Использование понятных и доступных для возраста жизненных ситуаций.

План занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Создание мотивации к изучению темы актуализация знаний.

Финансовые загадки и беседа о деньгах.: выявить исходные представления детей, создать интерес к теме.

Педагог загадывает финансовые загадки (из презентации). Задает вопросы: «Что это? Для чего нужны деньги? Откуда они берутся у родителей?» Подводит к теме занятия.

 Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы педагога, делятся своими предположениями.

 2. Введение в игровую ситуацию и ключевые концепции

Обсуждение: «Откуда берутся деньги Цель: донести ключевую мысль, что деньги зарабатываются трудом.

Объясняет детям: «Деньги не появляются сами собой. Их зарабатывают за работу. Давайте и мы сегодня попробуем заработать деньги своим умом и трудом!» Предлагает разделиться на 3 команды и придумать названия.

Слушают объяснение педагога. Делятся на команды, придумывают и представляют названия своих команд. (например, «Умники», «Трудишки», «Экономы»).

3.Практический блок. «Зарабатываем деньги»

Задание1«Сортировка». Разложить карточки на две группы: что можно и что нельзя купить за деньги (любовь, дружба, здоровье, игрушка, хлеб, машина, солнце, воздух.

Объясняет задание, раздает карточки (Приложение 1) Наблюдает за работой команд, при необходимости направляет. После выполнения вручает каждой команде по 100 рублей

Команды совместно обсуждают и сортируют карточки. Объясняют свой выбор. Получают первый «заработок».

Задание2«Выбор работы». Командам предлагается на выбор два дела: реставрация книг или сортировка крупы. Можно выполнить оба, чтобы заработать больше.

Объясняет условия: «За одно выполненное дело команда получит 100 рублей. Если решите сделать оба, получит  200 рублей. Наблюдает, как команды принимают решение.

Команды совещаются и принимают коллективное решение: брать одно или два задания. Выполняют выбранную работу. Получают оплату по результатам.

Задание 3: «Найди отличия»  Сравнить изображения настоящих и фальшивых купюр и найти как можно больше отличий.  

Показывает на экране или раздает карточки с изображениями. Объясняет важность умения отличать настоящие деньги. Фиксирует ответы. Команда, нашедшая больше отличий, получает 100 рублей.

Команды внимательно сравнивают изображения, находят и называют отличия (цвет, рисунок, цифры, водяные знаки)

Задание 4 Игра «Доходы и расходы». Разложить карточки с ситуациями на две группы: то, что приносит деньги (доход) и то, на что мы их тратим (расход).

Раздает карточки (Приложение 3): зарплата, покупка продуктов, оплата квартиры, продажа поделок, подарок денег и т.д. Помогает командам разобраться в понятиях. За правильное выполнение – 100 рублей.

Команды обсуждают и раскладывают карточки. Усваивают разницу между понятиями «доход» и «расход».

4. Рефлексия и подведение итогов.

«Деньги зарабатываются трудом. Сначала зарабатываешь – потом тратишь. Тратить деньги нужно разумно».

Задает вопросы: «Чем мы сегодня занимались? На, что мы можем потратить ваши заработанные деньги?»

«Деньги зарабатываются трудом. Сначала зарабатываешь – потом тратишь. Тратить деньги нужно разумно». Подсчитывают итоговый заработок своей команды.

Ключевые концепции для объяснения детям.

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Объясните, что родители получают деньги за свою работу, и их заработок зависит от вида деятельности.

Сначала зарабатываем – потом тратим. Донесите идею, что "из тумбочки можно взять только то, что в нее положили". Чем больше и разумнее трудишься, тем больше можешь купить.

Тратить деньги нужно разумно. Обсудите, что есть необходимые траты  (еда, одежда) и желанные (игрушки, развлечения). Важно уметь находить баланс.

 Приложение I (карточка №18)C:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (9).jpg

C:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (8).jpg     C:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (6).jpgC:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (5).jpgC:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (4).jpgC:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (3).jpgC:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (2).jpgC:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (1).jpg.C:\Users\18\Desktop\картинки занятие\i (7).jpg

Приложение II ( Карточка№22)https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dfec78a6c504df7969b6e26229fc575ea85554d8-9461051-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=98eda7b36f946a928775d4e069d2e60cce0834c5-4016886-images-thumbs&n=13 C:\Users\18\Desktop\990950c4eb052712353089a298825662.jpgC:\Users\18\Desktop\i (7).jpg

C:\Users\18\Desktop\i.jpg

                                                       

C:\Users\18\Desktop\i (1).jpg

        

C:\Users\18\Desktop\i (5).jpg

C:\Users\18\Desktop\i (3).jpgC:\Users\18\Desktop\i (6).jpg

C:\Users\18\Desktop\i (2).jpg

Приложение III

  • Водяной знак. Это изображение на бумаге, которое отчётливо видно на просвет. Контуры знака плавные, есть различные оттенки — от тёмных до светлых. Рисунки знаков отличаются друг от друга в зависимости от номинала. В фальшивых купюрах такие знаки либо отсутствуют, либо напечатаны однотонно.
  • Защитные волокна. Они короткие, разноцветные, хаотично расположенные в структуре бумаги. На поддельной банкноте волокна могут быть нарисованы, напечатаны, вклеены либо вовсе отсутствовать.
  • Защитная нить. На просвет она сплошная. На оборотной стороне купюры невооружённым взглядом видны фрагменты нити, напоминающие по форме прямоугольники. В подделке нить отличается цветом, материалом изготовления.
  • Микроотверстия, которые образуют цифровое обозначение номинала. Бумага в указанном месте гладкая, в отличие от подделки, так как отверстия выполнены лазером.
  • Цветопеременная краска. При наклоне купюры краска меняет цвет в определённых местах, так как содержит переменные пигменты. Изменения цвета видны визуально.
  • Рельефные изображение и текст. Данные элементы предусмотрены для людей с ослабленным зрением, так как на ощупь можно легко различить подлинную купюру от подделки.
  • Микротекст. Элемент состоит из букв и цифрового обозначения номинала. Можно распознать текст без лупы, так как он хорошо читаем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Занятие "Финансовая грамотность.Дети и деньги"

Занятие для детей для ознакомления с деньгами, обучение финансовой грамотности....

Конспект открытого занятия (финансовая грамотность) "В поисках клада"

В этом конспекте представлен материал для небольшого развлечения детей старшей группы....

Конспект занятия "Финансовая грамотность" в старшей группе

Конспект  занятия«Финансовая грамотность»в старшей группе Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для пов...

конспект занятий Финансовая грамотность

В разделе конспекты финансовая грамотность занятий с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия «Финансовая грамотность» в подготовительной группе

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:развивать умения находить отличительные ...