Занятие "Финансовая грамотность"
план-конспект занятия (старшая группа)
«Что такое деньги? Учимся зарабатывать и тратить разумно» |
Формирование у детей первоначальных представлений о деньгах, их роли в жизни, а также базовых навыков финансовой грамотности через игровую деятельность |
Деньги, монета, банкнота, зарабатывать, тратить, доход, расход, работа, заработок, цена, покупка, бюджет, экономить, настоящие/фальшивые деньги. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия / мероприятия
ФИО и место работы автора/авторов | Рыбина Оксана Васильевна МДОУ »детский сад№18 д. Казанцево» |
Целевая группа | 5-6 лет |
Тема занятия | «Что такое деньги? Учимся зарабатывать и тратить разумно» |
Цель занятия | Формирование у детей первоначальных представлений о деньгах, их роли в жизни, а также базовых навыков финансовой грамотности через игровую деятельность |
Основные лексические компоненты / единицы | Деньги, монета, банкнота, зарабатывать, тратить, доход, расход, работа, заработок, цена, покупка, бюджет, экономить, настоящие/фальшивые деньги. |
Планируемые образовательные результаты | Представления - Сформировать представление о том, что деньги зарабатываются трудом. Знать, что деньги нужны для покупки товаров и услуг. Понимать разницу между «доходом» и «расходом». Иметь первоначальное представление о том, как отличить настоящие деньги от фальшивых (цвет, водяные знаки и т.д.). Умение - Уметь классифицировать предметы и явления на те, что можно/нельзя купить за деньги. Уметь работать в команде, договариваться и принимать коллективные решения. Уметь анализировать и сравнивать (находить отличия). Отношения - Воспитывать уважение к труду родителей и понимание ценности денег. Формировать ответственное отношение к финансам (принцип «сначала заработал, потом потратил») Поощрять стремление к разумным тратам. |
Образовательная(ые) технология(ии), приемы, методы | Игровая технология (деловая игра «Заработок»).Технология проблемного диалога (вопросы «Откуда берутся деньги?»). Групповая (командная) работа. Метод проектов (мини-проект «Заработок команды»). Наглядный метод. |
Средства обучения | Раздаточный дидактический материал Карточки с изображением денежных знаков Карточки №18 для сортировки «Что можно/нельзя купить за деньги» Материалы для «работы»: книги для реставрации (скотч, бумага), смесь круп (горох, фасоля) и емкости для сортиро Карточки для игры «Доходы и расходы» №22. Игровые деньги (бумажные купюры ). |
Психолого-педагогические, методические, организационно-технические условия и особенности проведения занятия | Создание доброжелательной и поддерживающей атмосферы. Мотивация через игровую ситуацию и личный интерес (возможность заработать). Организация пространства для работы в малых группах. Акцент на практическую деятельность и опыт детей Использование понятных и доступных для возраста жизненных ситуаций. |
План занятия | |||
Этапы занятия | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Создание мотивации к изучению темы актуализация знаний. | Финансовые загадки и беседа о деньгах.: выявить исходные представления детей, создать интерес к теме. | Педагог загадывает финансовые загадки (из презентации). Задает вопросы: «Что это? Для чего нужны деньги? Откуда они берутся у родителей?» Подводит к теме занятия. | Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы педагога, делятся своими предположениями. |
2. Введение в игровую ситуацию и ключевые концепции | Обсуждение: «Откуда берутся деньги Цель: донести ключевую мысль, что деньги зарабатываются трудом. | Объясняет детям: «Деньги не появляются сами собой. Их зарабатывают за работу. Давайте и мы сегодня попробуем заработать деньги своим умом и трудом!» Предлагает разделиться на 3 команды и придумать названия. | Слушают объяснение педагога. Делятся на команды, придумывают и представляют названия своих команд. (например, «Умники», «Трудишки», «Экономы»). |
3.Практический блок. «Зарабатываем деньги» | Задание1«Сортировка». Разложить карточки на две группы: что можно и что нельзя купить за деньги (любовь, дружба, здоровье, игрушка, хлеб, машина, солнце, воздух. | Объясняет задание, раздает карточки (Приложение 1) Наблюдает за работой команд, при необходимости направляет. После выполнения вручает каждой команде по 100 рублей | Команды совместно обсуждают и сортируют карточки. Объясняют свой выбор. Получают первый «заработок». |
Задание2«Выбор работы». Командам предлагается на выбор два дела: реставрация книг или сортировка крупы. Можно выполнить оба, чтобы заработать больше. | Объясняет условия: «За одно выполненное дело команда получит 100 рублей. Если решите сделать оба, получит 200 рублей. Наблюдает, как команды принимают решение. | Команды совещаются и принимают коллективное решение: брать одно или два задания. Выполняют выбранную работу. Получают оплату по результатам. | |
Задание 3: «Найди отличия» Сравнить изображения настоящих и фальшивых купюр и найти как можно больше отличий. | Показывает на экране или раздает карточки с изображениями. Объясняет важность умения отличать настоящие деньги. Фиксирует ответы. Команда, нашедшая больше отличий, получает 100 рублей. | Команды внимательно сравнивают изображения, находят и называют отличия (цвет, рисунок, цифры, водяные знаки) | |
Задание 4 Игра «Доходы и расходы». Разложить карточки с ситуациями на две группы: то, что приносит деньги (доход) и то, на что мы их тратим (расход). | Раздает карточки (Приложение 3): зарплата, покупка продуктов, оплата квартиры, продажа поделок, подарок денег и т.д. Помогает командам разобраться в понятиях. За правильное выполнение – 100 рублей. | Команды обсуждают и раскладывают карточки. Усваивают разницу между понятиями «доход» и «расход». | |
4. Рефлексия и подведение итогов. | «Деньги зарабатываются трудом. Сначала зарабатываешь – потом тратишь. Тратить деньги нужно разумно». | Задает вопросы: «Чем мы сегодня занимались? На, что мы можем потратить ваши заработанные деньги?» | «Деньги зарабатываются трудом. Сначала зарабатываешь – потом тратишь. Тратить деньги нужно разумно». Подсчитывают итоговый заработок своей команды. |
Ключевые концепции для объяснения детям.
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Объясните, что родители получают деньги за свою работу, и их заработок зависит от вида деятельности.
Сначала зарабатываем – потом тратим. Донесите идею, что "из тумбочки можно взять только то, что в нее положили". Чем больше и разумнее трудишься, тем больше можешь купить.
Тратить деньги нужно разумно. Обсудите, что есть необходимые траты (еда, одежда) и желанные (игрушки, развлечения). Важно уметь находить баланс.
Приложение I (карточка №18)
.
Приложение II ( Карточка№22)
Приложение III
- Водяной знак. Это изображение на бумаге, которое отчётливо видно на просвет. Контуры знака плавные, есть различные оттенки — от тёмных до светлых. Рисунки знаков отличаются друг от друга в зависимости от номинала. В фальшивых купюрах такие знаки либо отсутствуют, либо напечатаны однотонно.
- Защитные волокна. Они короткие, разноцветные, хаотично расположенные в структуре бумаги. На поддельной банкноте волокна могут быть нарисованы, напечатаны, вклеены либо вовсе отсутствовать.
- Защитная нить. На просвет она сплошная. На оборотной стороне купюры невооружённым взглядом видны фрагменты нити, напоминающие по форме прямоугольники. В подделке нить отличается цветом, материалом изготовления.
- Микроотверстия, которые образуют цифровое обозначение номинала. Бумага в указанном месте гладкая, в отличие от подделки, так как отверстия выполнены лазером.
- Цветопеременная краска. При наклоне купюры краска меняет цвет в определённых местах, так как содержит переменные пигменты. Изменения цвета видны визуально.
- Рельефные изображение и текст. Данные элементы предусмотрены для людей с ослабленным зрением, так как на ощупь можно легко различить подлинную купюру от подделки.
- Микротекст. Элемент состоит из букв и цифрового обозначения номинала. Можно распознать текст без лупы, так как он хорошо читаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Финансовая грамотность детей в подготовительной группе"
НОД открытого занятия "Финансовая грамотность"...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Занятие "Финансовая грамотность.Дети и деньги"
Занятие для детей для ознакомления с деньгами, обучение финансовой грамотности....
Конспект открытого занятия (финансовая грамотность) "В поисках клада"
В этом конспекте представлен материал для небольшого развлечения детей старшей группы....

Конспект занятия "Финансовая грамотность" в старшей группе
Конспект занятия«Финансовая грамотность»в старшей группе Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для пов...
конспект занятий Финансовая грамотность
В разделе конспекты финансовая грамотность занятий с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия «Финансовая грамотность» в подготовительной группе
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:развивать умения находить отличительные ...





















