Консультация «Методика составления описательного рассказа с дошкольниками»
консультация (средняя группа)
Обучение детей каждому виду описания имеет свои особенности
1) Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов
Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.
Объектами описания могут быть любимые игрушки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т. д.
Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства.
Для рассматривания предметов и описания о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.
Показ объекта должен сопровождаться точной и эмоционально-яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий.
В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.
После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.
Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготовительная работа.
Ее цель — развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов.
Методы подготовительной работы используют также при обучении детей описанию на занятиях.
Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т. е. сенсорного обследования, включающего:
- восприятие предмета в целом;
- вычленение его характерных особенностей;
-определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т. д.);
- вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
- повторное целостное восприятие предмета.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал, следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание строится по вопросам педагога.
Используются различные вопросы:
- прямые («Какого цвета утенок?»);
- подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»);
- поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);
- побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями.
Рассказ-образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.
Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей.
Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной. Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.
По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя.
Сначала план состоит из 2 — 3 вопосов. Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?»
Методика обучения описанию картин
Занятиям с картиной в детских садах по развитию речи отводится одно из главных мест во всех возрастных группах. Дети дошкольного возраста любят рассматривать картины, делиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видят.
Рассказ по картине — это разновидность рассказа по восприятию.
Рассматривание детьми картины — сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.
В целях обучения дошкольников описательным рассказам рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинами: составление рассказов по предметной картине; составление рассказов по сюжетной картине; составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.
Занятия по обучению детей описанию предметной картины аналогично занятиям по описанию игрушек (предметов). Руководство восприятием предметной картины должно быть направлено на то, чтобы помочь детям «узнать» знакомые признаки предмета, изображенного на ней.
Для составления описательных рассказов могут использоваться уже известные детям и новые картины.
Занятия состоят обычно из двух частей: рассматривания картин и обучения составлению описаний по картине.
Более интересной и трудной задачей для детей является описание сюжетной картины. В данном случае важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изображенные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенностями) картины, которые при ее описании будут перечислены. Описание сюжетной картины ограничивается только ее содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования схем и моделей при составлении описательных рассказов Т.А.Ткаченко, Т.Б. Полянская, О.С. Гомзяк, Бойкова С. В.
Содержание1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи:· Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвист...

Методика использования схем и моделей при составлении описательных рассказов Т.А.Ткаченко, Т.Б. Полянская, О.С. Гомзяк, Бойкова С. В.
Содержание1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи:· Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвист...

Статья "Методика заучивания стихотворений и составления описательных рассказов"
В статье раскрываются задачи, структура и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию связной речи: заучиванию стихотворений и составлению описательных рассказов...

Методика составления описательного рассказа с дошкольниками.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Консультация для педагогов "Методика использования схем и моделей при составлении описательных рассказов Т.А.Ткаченко"
материал для педагогов ДОУ...
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...

Консультация-отчет для родителей на тему: «Проблема развития связной речи старших дошкольников через составление описательных рассказов»
Консультация-отчет для родителей...
