Влияние семьи на формирование личности ребенка
консультация (старшая группа)
Влияние семьи на формирование личности ребенка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семьи на формирование личности ребенка:
Семья играет ключевую роль в процессе, благодаря которому дети учатся жить в обществе. Этот процесс, называемый социализацией, включает в себя усвоение норм, ценностей и правил поведения, принятых в обществе. Цель социализации – помочь ребенку развить необходимые качества и научиться вести себя подобающим образом.
Социализация происходит постоянно, но особенно важна в детстве. В этот период закладывается основа для дальнейшего развития личности. Семья, как первичный агент социализации, оказывает на ребенка огромное влияние. Она учит его общаться, соблюдать правила, понимать роли мужчины и женщины.
Влияние семьи проявляется в нескольких аспектах:
1.Передача ценностей и норм: семья прививает ребенку представления о добре и зле, правильном и неправильном, формирует его моральные ориентиры.
2.Обучение социальным навыкам: в семье ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, решать конфликты, сотрудничать и выражать свои эмоции.
3.Формирование самооценки: семья влияет на то, как ребенок воспринимает себя, свои способности и возможности.
4.Приобретение ролевых моделей: дети наблюдают за поведением родителей и других членов семьи, учатся выполнять различные социальные роли (например, роль сына/дочери, брата/сестры).
Таким образом, семья является первым и одним из самых важных институтов, формирующих личность ребенка. Она создает фундамент для его успешной адаптации в обществе, помогает ему стать полноценным членом социума и реализовать свой потенциал.
Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в детстве. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения.
Источников социализации много, но семья - это главный источник [3].
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [2].
А. С. Макаренко в "Книге для родителей" нарисовал для мам и пап захватывающую картину освоения ребенком мира культуры и постепенного утверждения самого себя в этом мире. Он показал, как со всей сложнейшей окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.
Появившись на свет, ребенок застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закрепленные в родном языке. Воспитание, или социализация, как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился. При этом ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу.
Мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок постепенно "открывает" этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное - он все время учится познавать.
Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества.
В семье, в общении со старшими ребенок "учится" быть человеком, осваивая целую систему нравственных ценностей, типичных для данного общества и специфической социальной среды [4].
Личность ребенка формируется в общении со взрослыми и под их постоянным руководством, только в процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя. Можно сказать, что ребенок вырастает из наших с ним отношений, из нашей любви к нему. Главная особенность семейного воспитания и состоит в его эмоциональном характере, в эмоциональном контакте детей и взрослых. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что "свое подлинное человеческое существование человек обретает, поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Радоваться самому существованию другого человека - вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде".
Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе.
Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми.
Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется, прежде всего, отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых.
В непосредственном общении с ребенком взрослые даже не всегда целенаправленно передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предрассудки, свои предубеждения, свои моральные понятия и представления. Иными словами, взрослые сознательно и неосознанно обучают детей и внешним и внутренним способам общения. Уже с первых дней своей жизни ребенок усваивает и принятые в его среде стереотипы экспрессивного поведения.
Но он самостоятельно чувствует, думает, любит только тогда, если мы всему этому научили его.
На каждом возрастном этапе своего развития ребенок требует особого подхода, особого внимания.
Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Другое дело - как это получается на практике. Одна из причин этого- разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого.
В целом ряде исследований отмечается, что в настоящее время во многих семьях наблюдается очень противоречивое отношение к ребенку (любого возраста): с одной стороны, излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него домашних обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, и, с другой - недостаток общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, поступков, стремлений, нет коллективных решений, то у ребенка неизбежно образуется нравственная пустота, которая не всегда может быть восполнена впоследствии [3].
Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности.
Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи [7, с. 35]:
- социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
- социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
- технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни;
- демографический определяется структурой семьи.
Всегда, на протяжении всего развития ребенка решающую роль будет играть именно семья. Она активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений членов семьи, в реализации их статуса.
В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.
В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.
После того, как ребенок пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие его изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать его жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений.
Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.
Именно родители, семья в целом, - часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.
Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.
Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи [1].
Таким образом, семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию [6].
Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:
- нравственно-психологическим микроклиматом в семье;
- материальным и социальным статусом семьи;
- степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;
- ролью отца и матери в общении с детьми;
- структурой и составом семьи и т.д.
Очень часто мы не учитываем влияние семьи на развитии личности и впоследствии на развитие государственной политике. Это является главной нашей ошибкой. Ведь от такого, какие основы для развития личности были заложены в ребенке в семье, зависит, то каким он будет гражданином своей страны, и какое участие он будет принимать в жизни своей страны.
Как и у любого социально института есть функции, так они есть и семьи. Но при этом нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные. Все они в равной степени воздействуют на личность ребенка. Однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов. Таким образом, можно выделить специфические и неспецифические функции семьи [9, с.46].
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
К специфическим функциям относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье [9, с. 47-48].
Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общностью людей, связанных узами супружества - родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи [9, с. 44].
Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Взаимодействие детей с родителями позволяет им упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками .
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию [8, с. 394].
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе [2, с.51-52].
Подводя итог всему выше сказанному, следует еще раз отметить, что социализация детей - это очень важный момент развития личности. От того, как этот процесс проходит, зависит то, насколько гармоничная личность будет сформирована в итоге. Безусловно, важную роль в процессе социализации играет семья. Ее значение для формирования личности ребенка переоценить невозможно. Именно семья является начальным этапом для формирования мировоззрения ребенка, мотивов и личностных черт, для развития его поведения, нравственных качеств, способностей, умений и навыков. Семья является наиболее значимой частью жизни ребенка.
В период социализации родители должны быть к ребенку особенно внимательны, проявляя больше понимания, участия, любви. Важно помнить, что более всего ребенок нуждается в безусловной любви. Именно она поможет ему вырасти гармоничной счастливой и полноценной личностью.
Библиографический список.
1. Андреева, Т.А. Психология семьи/ Т.А. Андреева, И.Ю. Авидон. - СПб.: Речь, 2010.-384с.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. 440с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
4. Дубровина И.В. Семья и социализация ребёнка.// Мир психологии. -
1998.-№1.-С.54-58.
5. Кон, И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов по психол. и пед. специальностям /И. С. Кон. – М.: Академия, 2003. - 336 с.
6. Материалы региональной студенческой конференции: Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи. - Ставрополь, 2005.
7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: изд. центр «Академия». – 2003. – 200 с.
8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
9. Социология семьи: учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2005. – 640с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности семейного воспитания. Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Влияние семьи на ребенка....
Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Статья о взаимоотношениях в семье. Как эти отношения влияют на развитие ребенка....

Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование личности ребенка».
Из консультации родители получат информацию о том, как семья влияет на формирование личности ребенка....

Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"
Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат ребенка отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, его роль в общес...

Статья на тему:«Влияние семьи на формирование личности ребенка».
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он со...

Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"
Консультация для родителей...

