Самообразование на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель | Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через разные виды деятельности. |
Задачи | 1. Формировать представление детей о семье, о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. 2. Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города. 3. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. 4. Развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа). 5.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с темой. 6.Организовать активное взаимодействие с семьями воспитанников. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154» (МАДОУ д/с № 154)
План по самообразованию
Воспитатели: Горюцкая Анжела Сергеевна
Сидоренко Татьяна Станиславовна
НА ТЕМУ
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.
2024– 2025 учебный год
город Новосибирск
Тема | Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через разные виды деятельности. |
Период изучения | 01.09-30.04.2025г. |
Актуальность | Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного — это шаг к возрождению России. Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. |
Цель | Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через разные виды деятельности. |
Задачи | 1. Формировать представление детей о семье, о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. 2. Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города. 3. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. 4. Развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа). 5.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с темой. 6.Организовать активное взаимодействие с семьями воспитанников; |
Планируемые результаты | Повышение уровня патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий: - использования современных форм, методов и приемов в работе с детьми; -создания условий для патриотического воспитания дошкольников; - тесного сотрудничества с родителями. |
Этапы работы | 1 этап – подбор и изучение актуальной информации по теме; 2 этап – составление плана работы 3 этап – реализация плана работы 4 этап – подведение итогов |
План по самообразованию на 2023 - 2024 год
1 ЭТАП | ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ | |||||||
Период реализации 1-го этапа | Сентябрь. Октябрь 2024 года | |||||||
Список источников для изучения | И. В. Петрова, Т. Д. Стульчик «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез Москва, 2008 г. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г. Т.В. Калинина Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 г. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. - 208 с. Виноградова, Н.Ф. Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2007. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Куприянова, Н.С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2016. Морально-нравственное воспитание детей: Конспекты занятий/ авт.-сост. Л.В.Кузнецова. - Волгоград: Учитель, 2011. Рыжова, Н.А. "Я - гражданин". Программа патриотического воспитания в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008. С чего начинается Родина? Воспитание патриотизма в детском саду / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.:ТЦ Сфера, 2003. Степанова, Г.А. Нравственное воспитание дошкольников: игры, упражнения, занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
Интернет-ресурсы: Сайт "Воспитатель" ([http://vospitatel.com.ua/](http://vospitatel.com.ua/) Сайт "Детский сад" ([http://detsad-kitty.ru/](http://detsad-kitty.ru/)) Сайт "Maam.ru" ([http://maam.ru/](http://maam.ru/) | |||||||
2 ЭТАП | СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ | |||||||
Период реализации 2-го этапа | Ноябрь, Декабрь 2024года | |||||||
С детьми | С Родителями | С педагогами | ||||||
Проведение диагностических заданий по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе возраста. - Проведение вводного педагогического анализа по патриотическому развитию. По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 - 7 лет) | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами патриотического воспитания и развития культуры детей в дошкольном учреждении «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» - буклет «Патриотическое воспитание дошкольников» - анкетирование . Проведение мониторинга. Анкетирование родителей. | Посещение занятий у воспитателей своего ДОУ, показ открытых занятий | ||||||
Определение порядка работы по формированию патриотической культуре, подбор дидактических игр и упражнений, занятий, например: - Проведение тематических бесед; («Россия – Родина моя!»; «Знакомство с флагом России!»; «Хлеб – богатство России»; «Изба – жилище русского человека»; «Дружба народов»; «Беседа о Дне защитников Отечества»; «Наша древняя столица»; «День победы». - Знакомство с пословицами и поговорками о родине; - Проведение дидактический игр, например «Художественные промыслы России»; «Виды русской росписи»; «С чего начинается Родина»; «Золотое кольцо России»; «Русские мотивы»; «Собери флаг Российской федерации»; «Четвертый лишний»; «Лабиринты»; «Дорисуй символ России»; «Книжка – шар Золотое кольцо России»; «Большой - маленький»; «Росписи – красавицы»; «Моя родина – Россия»; «Дружба народов»; «Карта России с достопримечательностями»; «Оденем куклу в национальный костюм»; «Пазл Моя родина –Россия»; «Сложи картинку»; «Природные зоны России»; Лепбук: Моя родина – Россия 2шт»; «Хлеб – всему голова» «80 лет Великой Отечественной Войне». Альбом: «Моя Родина – Россия»; «День Победы»; «Новосибирская область» - Проведение подвижных игр с патриотическим содержанием, например «Жмурки»; «Матушка весна»; «Медведь»; Цепи кованые»; «Гуси»; «Ручеек». - Рассматривание картин великих русских художников: 1. Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» 2.Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Рож», «Зима в лесу». 3.Поленов Василий Дмитриевич «Московский дворик», «Заросши пруд», «Золотая осень». 4. Остроухов Илья Семенович «Золотая осень», «Первая зелень», «Летний день», «Берег реки». - Чтение рассказов, стихов, пословиц, загадок, поговорок о Родине, - Моделирование из бумаги Флаг России»; Лепка «Русская береза как символ Родины»; Рисование «Моя Родина – Россия» - Проведение сюжетно-ролевых игр, например: «Мы защитники Отечества»; «Путешествие по России»; «Наша семья отмечает День Победы»; «Я гражданин России». - Мастер-класс по изготовлению флага России из цветных ладошек. - Участие в мероприятиях: «Осенняя ярмарка», «День народного Единства», «Блокадный хлеб», «Смотр песни и строя», «С чего начинается Родина», «День победы». -Прослушивание аудиозаписей: «С чего начинается Родина»; «Россия – Россия»; «У моей России длинные косички»; «Я живу в России»; «Гимн Российской Федерации». | Совместная деятельность детей и родителей – выставка подделок «Есть такая профессия Родину защищать». «Я помню! я горжусь!». | Доклад на педагогическом совете | ||||||
Оформление патриотического уголка в группе | Создание альбома «Достопримечательности НСО»; Фотовыставка «Как служили наши предки»; Стенгазета «Наша армия сильна». | |||||||
Проведение диагностических заданий по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе возраста. - Проведение вводного педагогического анализа по патриотическому развитию. По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 – 7 лет) | Консультация «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника»; «12 июня – День России»; «Как воспитать защитника»; «История праздника 23 февраля»; «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»; «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы». | |||||||
Брошюра «Растим патриотов своей страны»; «Патриотические игры с ребенком». | ||||||||
3 ЭТАП | РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА РАБОТЫ | |||||||
Период реализации 3-го этапа | Январь, Февраль, Март 2025 года | |||||||
Вводный педагогический анализ по патриотическому развитию. По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 - 7 лет). | Выводы | |||||||
Нами был проведен мониторинг уровня усвоения программы о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 - 7 лет. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у детей, не проявлялся интерес - 42,86% (15 детей) и 57,14% (20 детей) иногда. Дети имеют представление о патриотическом воспитании, норм и правил взаимодействия с семьей, достопримечательностями, с природой через познавательную активность, что говорит о необходимости ее развития. Таким образом, по результатам первичной диагностики, видим, что дети не проявляют интерес к малой Родине, предпочитая другие виды деятельности. Познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают свою родословную, родной город, его достопримечательности и исторические места. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию патриотического воспитания детей дошкольного возраста. | ||||||||
Название мероприятия | Самоанализ | |||||||
Изготовление лепбука «Моя Родина – Россия!» | Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность. | |||||||
Разработка проекта на тему: «Россия – Родина моя!». | Создать радостное настроение у детей, формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города. | |||||||
Изготовление фотоальбома «Главные достопримечательности Новосибирска». | Это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о своем родном крае, о достопримечательностях, которые находятся в городе и за его пределами. Умение радоваться красоте своей Родины. Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы семьи детей прививали любовь к малой родине и посещали исторические памятники культуры, музеи, выставки и тд. | |||||||
4 ЭТАП | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | |||||||
Период реализации 4-го этапа | Апрель 2025 года | |||||||
Итоговый: педагогический анализ по патриотическому развитию. По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6-7 лет) По результатам анкетирования, проведена диагностика родителей. | Выводы | |||||||
На конец учебного года показатели выросли: всегда - 31,6%, иногда - 34,2%, никогда - 34,2. Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы. В процессе изучения патриотического воспитания у детей развивается целый комплекс взаимосвязанных качеств, знаний, умений и отношений, которые в совокупности формируют личность гражданина и патриота своей страны. Вот основные аспекты, которые развиваются у детей в ходе патриотического воспитания: - Знания об истории России: Знакомство с важными историческими событиями, датами, героями, достижениями страны в различных областях (наука, культура, искусство, спорт). - Знания о географии России: Представления о географическом положении России, ее территории, природных богатствах, климате, разнообразии ландшафтов. - Знания о культуре и традициях России: Знакомство с народным творчеством (сказки, песни, танцы, игры), обычаями, обрядами, народными промыслами. - Знания о государственных символах России: Знакомство с флагом, гербом, гимном России, их историей и значением. - Знания о родном крае: Знакомство с историей, культурой, географией, достопримечательностями родного города/села/региона. - Знания о выдающихся людях России: Знакомство с биографиями и достижениями известных ученых, писателей, художников, музыкантов, космонавтов, спортсменов и других деятелей, внесших вклад в развитие страны. Любовь к Родине: Чувство привязанности, гордости, уважения к своей стране, родному краю, семье. Важно помнить, что патриотическое воспитание – это не только передача знаний, но и формирование чувств, отношений и умений. Оно должно осуществляться комплексно, с использованием разнообразных методов и форм работы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В результате проведения мониторинга на начало учебного года, у родителей выявлены затруднения. Некоторые родители показали наименьшие результаты. Это указывает на необходимость усиления работы в области патриотического воспитания. В результате проведения мониторинга на конец учебного года, мы видим, что за прошедший год удалось повысить компетентность в вопросах патриотического воспитания детей. По сравнению с результатами первичной диагностики наблюдается положительная динамика. | ||||||||
Итоговое мероприятие (форма и название) | Участники | |||||||
Альбом «Герои времен Великой Отечественной Войны», в честь которых названы улицы Новосибирска. | Педагоги, родители | |||||||
Альбом «День победы» | Педагоги | |||||||
Лэпбук «Моя Родина – Россия!» | Педагоги, родители | |||||||
«Моя Родина – Россия!» - выставка рисунков | Дети, педагоги, | |||||||
Васильева Наталья https://vk.com/studiokistohka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"
Мастер - класс...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"
Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"...
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутк...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач н...
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности...

