Самообразование на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа)

Горюцкая Анжела Сергеевна

Цель

Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Задачи

1. Формировать представление детей о семье, о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

 2. Формировать любовь к родному городу,  и интерес к прошлому и настоящему родного города.

3. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

4. Развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).

5.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с темой.

6.Организовать активное взаимодействие с семьями воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_goryutskaya_as_sidorenko_ts.docx82.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154» (МАДОУ д/с № 154)

План по самообразованию

Воспитатели: Горюцкая Анжела Сергеевна

Сидоренко Татьяна Станиславовна

НА ТЕМУ

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.

2024– 2025 учебный год

город Новосибирск


Тема

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Период изучения

01.09-30.04.2025г.

Актуальность

Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного — это шаг к возрождению России.

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Цель

Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Задачи

1. Формировать представление детей о семье, о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

 2. Формировать любовь к родному городу,  и интерес к прошлому и настоящему родного города.

3. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

4. Развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).

5.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с темой.

6.Организовать активное взаимодействие с семьями воспитанников;

Планируемые результаты

Повышение уровня патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

- использования современных форм, методов и приемов в работе с детьми;

-создания условий для патриотического воспитания дошкольников;

 - тесного сотрудничества с родителями.

Этапы работы

1 этап – подбор и изучение актуальной информации по теме;

2 этап – составление плана работы

3 этап – реализация плана работы

4 этап – подведение итогов


План по самообразованию на 2023 - 2024 год

1 ЭТАП

ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ

Период реализации 1-го этапа

Сентябрь. Октябрь 2024 года

Список источников для изучения

И. В. Петрова, Т. Д. Стульчик «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез Москва, 2008 г.

М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,         Сфера, Москва, 2009 г.

Т.В. Калинина Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».         М, Сфера, 2008 г.

Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. - 208 с.

Виноградова, Н.Ф. Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2007.

Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Куприянова, Н.С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2016.

Морально-нравственное воспитание детей: Конспекты занятий/ авт.-сост. Л.В.Кузнецова. - Волгоград: Учитель, 2011.

Рыжова, Н.А. "Я - гражданин". Программа патриотического воспитания в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.

С чего начинается Родина? Воспитание патриотизма в детском саду / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.:ТЦ Сфера, 2003.

Степанова, Г.А. Нравственное воспитание дошкольников: игры, упражнения, занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

Интернет-ресурсы:

Сайт "Воспитатель" ([http://vospitatel.com.ua/](http://vospitatel.com.ua/)

Сайт "Детский сад" ([http://detsad-kitty.ru/](http://detsad-kitty.ru/))

Сайт "Maam.ru" ([http://maam.ru/](http://maam.ru/)

2 ЭТАП

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

Период реализации 2-го этапа

Ноябрь, Декабрь 2024года

С детьми

С Родителями

С педагогами

Проведение диагностических заданий  по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе  возраста.

  - Проведение вводного педагогического анализа по патриотическому развитию.  По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 - 7 лет)

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами патриотического воспитания и развития культуры детей в дошкольном учреждении

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» - буклет

«Патриотическое воспитание дошкольников» - анкетирование .

Проведение мониторинга. Анкетирование родителей.

Посещение занятий у воспитателей своего ДОУ, показ открытых занятий

Определение порядка работы по формированию патриотической культуре, подбор дидактических игр и упражнений, занятий, например:

- Проведение тематических бесед; («Россия – Родина моя!»;

«Знакомство с флагом России!»;

«Хлеб – богатство России»;

«Изба – жилище русского человека»;

«Дружба народов»;

«Беседа о Дне защитников Отечества»;

«Наша древняя столица»;

«День победы».

- Знакомство с пословицами и поговорками о родине;

- Проведение дидактический игр, например «Художественные промыслы России»;

 «Виды русской росписи»;

«С чего начинается Родина»;

«Золотое кольцо России»;

«Русские мотивы»;

«Собери флаг Российской федерации»;

«Четвертый лишний»;

«Лабиринты»;

«Дорисуй символ России»;

«Книжка – шар Золотое кольцо России»;

«Большой  - маленький»;

«Росписи – красавицы»;

«Моя родина – Россия»;

«Дружба народов»;

«Карта России с достопримечательностями»;

«Оденем куклу в национальный костюм»;

«Пазл Моя родина –Россия»;

«Сложи картинку»;

«Природные зоны России»;

Лепбук:

Моя родина – Россия 2шт»;

«Хлеб – всему голова»

«80 лет Великой Отечественной Войне».

Альбом:

«Моя Родина – Россия»;

«День Победы»;

«Новосибирская область»

- Проведение подвижных игр с патриотическим содержанием, например «Жмурки»;

«Матушка весна»;

«Медведь»;

Цепи кованые»;

«Гуси»;
«Салки»;

«Ручеек».

- Рассматривание картин великих русских художников:

1. Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

2.Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Рож», «Зима в лесу».

3.Поленов Василий Дмитриевич «Московский дворик», «Заросши пруд», «Золотая осень».

4. Остроухов Илья Семенович «Золотая осень», «Первая зелень», «Летний день», «Берег реки».

- Чтение рассказов, стихов, пословиц, загадок, поговорок о Родине,

- Моделирование из бумаги Флаг России»;

Лепка «Русская береза как символ Родины»;

Рисование «Моя Родина – Россия»

- Проведение сюжетно-ролевых игр, например: «Мы защитники Отечества»; «Путешествие по России»; «Наша семья отмечает День Победы»; «Я гражданин России».

- Мастер-класс по  изготовлению флага России из цветных ладошек.

- Участие в мероприятиях:

«Осенняя ярмарка», «День народного Единства», «Блокадный хлеб», «Смотр песни и строя», «С чего начинается Родина», «День победы».

-Прослушивание аудиозаписей:

«С чего начинается Родина»; «Россия – Россия»; «У моей России длинные косички»; «Я живу в России»; «Гимн Российской Федерации».

Совместная деятельность детей и родителей – выставка подделок «Есть такая профессия Родину защищать». «Я помню! я горжусь!».

Доклад на педагогическом совете

Оформление патриотического уголка в группе

Создание альбома «Достопримечательности НСО»;

Фотовыставка «Как служили наши предки»;

Стенгазета «Наша армия сильна».

Проведение диагностических заданий  по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе  возраста.

- Проведение вводного педагогического анализа по патриотическому развитию.  По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 – 7 лет)

Консультация «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника»;

«12 июня – День России»;

«Как воспитать защитника»;

«История праздника 23 февраля»;

«Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;

«Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы».

Брошюра «Растим патриотов своей страны»;

«Патриотические игры с ребенком».

3 ЭТАП

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА РАБОТЫ

Период реализации 3-го этапа

Январь, Февраль, Март 2025 года

Вводный педагогический анализ по патриотическому развитию.  По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 - 7 лет).

Выводы

Нами был проведен мониторинг  уровня усвоения программы о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6 - 7 лет. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у детей, не проявлялся интерес - 42,86% (15 детей)  и 57,14% (20 детей) иногда. Дети имеют  представление о патриотическом воспитании, норм и правил взаимодействия с семьей, достопримечательностями, с природой через познавательную активность, что говорит о необходимости ее развития.

Таким образом, по результатам первичной диагностики, видим,  что дети не проявляют интерес к малой Родине, предпочитая другие виды деятельности. Познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают свою родословную, родной город, его достопримечательности и исторические места. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Название мероприятия

Самоанализ

Изготовление лепбука «Моя Родина – Россия!»

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Разработка проекта на тему: «Россия – Родина моя!».

Создать радостное настроение у детей, формировать любовь к родному городу,  и интерес к прошлому и настоящему родного города.

Изготовление фотоальбома «Главные достопримечательности Новосибирска».

Это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о своем родном крае, о достопримечательностях, которые находятся в городе и за его пределами. Умение радоваться красоте своей Родины.

Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы семьи детей  прививали любовь к малой родине и посещали исторические памятники культуры, музеи, выставки и тд.

4 ЭТАП

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Период реализации 4-го этапа

Апрель 2025 года

Итоговый: педагогический анализ по патриотическому развитию. По диагностической карте мониторинга уровня знаний о родном городе. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, подготовительная группа 6-7 лет)

По результатам анкетирования, проведена диагностика родителей.

Выводы

На конец учебного года показатели выросли:

всегда - 31,6%, иногда - 34,2%, никогда - 34,2. Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы.

 В процессе изучения патриотического воспитания у детей развивается целый комплекс взаимосвязанных качеств, знаний, умений и отношений, которые в совокупности формируют личность гражданина и патриота своей страны. Вот основные аспекты, которые развиваются у детей в ходе патриотического воспитания:

- Знания об истории России: Знакомство с важными историческими событиями, датами, героями, достижениями страны в различных областях (наука, культура, искусство, спорт).

-  Знания о географии России: Представления о географическом положении России, ее территории, природных богатствах, климате, разнообразии ландшафтов.

-  Знания о культуре и традициях России: Знакомство с народным творчеством (сказки, песни, танцы, игры), обычаями, обрядами, народными промыслами.

-  Знания о государственных символах России: Знакомство с флагом, гербом, гимном России, их историей и значением.

-  Знания о родном крае: Знакомство с историей, культурой, географией, достопримечательностями родного города/села/региона.

-  Знания о выдающихся людях России: Знакомство с биографиями и достижениями известных ученых, писателей, художников, музыкантов, космонавтов, спортсменов и других деятелей, внесших вклад в развитие страны.

  Любовь к Родине: Чувство привязанности, гордости, уважения к своей стране, родному краю, семье.

Важно помнить, что патриотическое воспитание – это не только передача знаний, но и формирование

чувств, отношений и умений. Оно должно осуществляться комплексно, с использованием разнообразных методов и форм работы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В результате проведения мониторинга на начало учебного года, у родителей выявлены затруднения. Некоторые родители показали наименьшие результаты. Это указывает на необходимость усиления работы в области патриотического воспитания.

В результате проведения мониторинга на конец учебного года, мы видим, что за прошедший год удалось повысить компетентность в вопросах патриотического воспитания детей. По сравнению с результатами первичной диагностики наблюдается положительная динамика.

Итоговое мероприятие (форма и название)

Участники

Альбом «Герои времен Великой Отечественной Войны», в честь которых названы улицы Новосибирска.

Педагоги, родители

Альбом «День победы»

Педагоги

Лэпбук «Моя Родина – Россия!»

Педагоги, родители

«Моя Родина – Россия!» - выставка рисунков

Дети, педагоги,

Васильева Наталья https://vk.com/studiokistohka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутк...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач н...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности...