презентация "Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"
презентация к уроку (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В настоящее время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. К тому же, в конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек . Ребенок больше времени проводит за компьютером и у телевизора, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются.
Цель самообразования: изучить и опытно-экспериментальным путем проверить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей 2-3 лет. Задачи: - создать благоприятные условия для формирования речевой активности у детей , посредством русского фольклора. - развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: потешки ; колыбельные песни; прибаутки; заклички ; пестушки ; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки , незаметно обучают детей правильной и чистой речи. Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки , пестушки приносят радость детям..
Работу по теме начала с подбора литературы, изготовления дидактических игр, масок. В книжном уголке разместила книжки- игрушки с иллюстрациями к потешкам ; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто . Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки , чистоговорки , прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста. Здесь же поместила маски животных- курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использовала фланелеграф ( иллюстрации к потешкам ) - « Наша Маша маленька ...», « Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей .
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки, Для Маминой потешки.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией я начинаю с малых фольклорных форм: пестушек , прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. При исполнении народного произведения я старалась обеспечить понимание смыслового содержания детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, мною устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Большое внимание я уделяла изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам . Также, наряду с этим материалом, использовала такую форму работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки , поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать дошкольнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культуре.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки , считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Хорошо известные детям потешки , я использовала в утренней гимнастике Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними!
Малые формы фольклора использовались и при формировании культурно- гигиенических навыков . Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю потешками . Водичка, водичка, Умой мое личико ... Чистая водичка, Умоет Алене личико Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. 20240321_111 220.jpg
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием. Умница Виоллета , Ешь кашу сладенькую, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.
Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую ласковой пестушкой. На кисоньку потягушечки На деточку подрастушечки .
Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, и читаю потешку: На нашу Дашеньку Наденем мы штанишки. Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два! А сейчас пойдем гулять. Будем с детками играть.
Речь детей сопровождается движением рук. Мелкая моторика рук и органы речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, и активизируется мыслительная деятельность малыша. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук да тук, Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга)
Для того чтобы малышам было легче запомнить потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также показом презентаций.
Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, Курочка в сапожках избушку метет».
П одвижные игры «Заинька попляши, серенький попляши…» «Вышла курочка гулять…» «Солнышко и дождик»
Театрализованная деятельность
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, укладывая куклу спать приговаривают: “Баю, баю , баю бай Катя глазки закрывай”.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультации для родителей: «Роль фольклора в развитии речи детей 2-3 лет», « Читайте детям сказки» Пополнение библиотеки книгами. Изготовление вязанных игрушек для театрализации. Подготовка семьи Черенцовых к участию в акции «Сплотимся»
Анализируя полученные результаты следует сделать вывод об эффективности проделанной мною работы по самообразованию. Есть положительные результаты, недостатками можно назвать малое количество времени, отведенное на индивидуальные занятия, невозможность контролировать выполнение дома предложенных рекомендаций. Но, несмотря на данные недостатки, у детей выделены положительные тенденции. Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию средств фольклора, способствующих формированию речи способствующих формированию речи у дошкольников даст более четкие положительные результаты .
Транслирование опыта Открытое сюжетное занятие по физкультуре «В гости к солнышку» Публикации по теме на сайте инфоурок . Участие семьи Черенцовых в акции «Сплотимся» ко Дню Народного единства – рассказывание сказки «Колобок» в кругу семьи.
за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»....

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
quot; Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"...

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...

«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоени...

План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-2 лет».
консультация для родителей....
