Рабочая программа ясельной группы от 1,5 до 2 лет
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа
ясельной группы от 1,5 до 2 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: Утверждено:
Советом педагогов заведующей
МАДОУ детского сада «Рябинушка» МАДОУ детского сада «Рябинушка»
Протоколом №___________________ _______________/О.В.Коробенкова/
От _____________________2024 год Приказ № ______________________
от _____________________2024 год
Рабочая программа
ясельной группы от 1,5 до 2 лет
«Ягодки» на 2023-2024 учебный год
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Рябинушка» МО «Кабанский район»
Воспитатели:
Карасёва Л.Ю.
п. Селенгинск 2024год
Содержание программы
Общие положения: Введение: I. Целевой раздел: 1.1.1.Цель 1.1.2.Задачи, 1.1.3.Принципы и подходы к формированию Программы 1.2.Планируемые результаты реализации Программы 1.3.Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов | Стр. 3-7 |
II. содержательный раздел: 2.1.Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: 2.1.1.Социально-коммуникативное развитие 2.1.2.Познавательное развитие 2.1.3.Речевое развитие 2.1.4.Художественно-эстетическое развитие 2.1.5. Физическое развитие 2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы 2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы 2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся | Стр. 8-25 |
III.Организационный раздел: 3.1.Психолого-педагогические условия реализации Программы 3.2.Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 3.3.Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.4.Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы 3.5.Кадровые условия реализации Программы 3.6.Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах 3.7.Федеральный календарный план воспитательной работы 3.8. Учебно-методическое сопровождение Программы | Стр. 26-37 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Введение
Настоящая рабочая программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинушка» (далее – Программа) разработана воспитателями второй группы раннего возраста «Ягодки». Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, по пяти направлениям – образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое».
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
В обязательной части Программы представлена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 и ряд парциальных программ по 5
образовательным областям.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному образованию:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом 5 Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Устав МАДОУ д/с «Рябинушка»;
‒ Программа развития МАДОУ д/с «Рябинушка».
Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций
дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.1 Цель рабочей программы
Целью рабочей программы воспитателя является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности.
1.1.2.Цель программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и
планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
- построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Федеральная программа построена на следующих принципах и подходов ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2. Планируемые результаты реализации Федеральной рабочей программы воспитателя.
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте ФГОС ДО раздела IV, 4.6.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО раздела IV, 4.6
Таблица №1
Возраст | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
1,5-2 года | 1г. 6м |
|
1г.9м |
| |
2г |
| |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||
1,5-2 года | 1 г.6м. |
|
1г.9м. |
| |
2г |
| |
Образовательная область «Речевое развитие» | ||
1г6м | Понимание речи: отыскивает по слову взрослого однородные предметы. | |
1г9м. | По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий. | |
2г. | Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка многократно пользуется 3-х словными предложениями. | |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
1,5-2 года | 1г.6м. |
|
1г.9м. |
| |
2г. |
| |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||
1,5-2 года | 1г6м. |
|
1г.9м. |
(лепке, рисованию, конструированию, аппликации) | |
2 г. |
| |
1.3.Система оценки результатов освоения Программы
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Эта оценка проводится воспитателями и специалистами в каждой возрастной группе в рамках педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за деятельностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Наблюдения осуществляется педагогами повседневно, во всех образовательных ситуациях, а также наблюдение может дополняться изучением продуктов детской деятельности, свободными беседами с детьми, с родителями как экспертов в отношении и особенностями их ребенка.
Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
∙ индивидуализации образования;
∙ оптимизации работы с группой детей.
Результаты наблюдений за деятельностью воспитанников отражаются в «Карте оценки индивидуального развития ребёнка (далее - Карта)
В карте отражаются результаты освоения Программы обучающимися на протяжении всего периода пребывания в ДОУ по учебным годам.
Карты хранятся в бумажном виде в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ. При переходе в другую возрастную группу или переводе в другое ДОУ Карта передается вместе с ребенком.
Оценка результатов освоения Программы проводится педагогами (воспитателями, специалистом) 1 раз в год: ежегодно в конце учебного года (3-4 неделя мая). В случае, если ребенок поступает в ДОУ и педагогический мониторинг на него не проводился (в мае), педагогами по истечении 2-х месяцев проводится педагогическая диагностика по «Карте оценки индивидуального развития ребенка» (по показателям предыдущего возраста).
В группе раннего возраста (1,5 - 2 года) диагностика проводится в соответствии с эпикризными сроками (1 год 6 мес., 1 год 9 мес., 2 года) по показателям нервно-психического развития детей (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева).
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным
областям.
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. Более конкретное и дифференцированное по возрастам описание воспитательных задач приводится в Программе воспитания.
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие.
От 1 года до 2 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
- создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
- поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
- формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;
- создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.
Содержание образовательной деятельности.
- Для благоприятной адаптации к ДОО обеспечивать эмоциональный комфорт детей в группе; побуждать детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживать потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использовать разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику.
- Поощрять проявление ребенком инициативы в общении со взрослыми и сверстниками; хвалить ребенка, вызывая радость, поддерживать активность ребенка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.
- Включать детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощрять проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.
- В беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления ребенка о себе, своем имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении
- Создавать условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).
2.1.2. Познавательное развитие
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности
являются:
- поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;
- формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;
- формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
- развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
- развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
Содержание образовательной деятельности.
Сенсорные эталоны и познавательные действия:
- Концентрировать внимание детей на новых объектах, поддерживать интерес к знакомым
предметам, поощрять самостоятельные действия ребенка, одобрять их словом, тонацией,
развивать стремление к общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и
поисковых действий с предметами; создавать условия для многократного повторения освоенных действий, вносить новые элементы в игры-манипуляции.
- Демонстрировать разнообразные действия со сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями, показывать их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах. Поддерживать владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий;
- Развивать умение группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: "кирпичик", "крыша", "огурчик", "яичко" и тому подобное. Развивать умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
- Развивать способность детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивать их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.
Окружающий мир:
- Формировать у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении
- игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о
личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни.
Природа:
- Развивать способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждать их рассматривать, положительно реагировать.
2.1.3. Речевое развитие. От 1 года до 2 лет.
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности
являются:
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:
- развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;
- развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;
- привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;
- реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и
пропевании фольклорных текстов;
- побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок,
выполнению действий, о которых идет речь в произведении;
- рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы,
некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и
выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения;
- развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по
подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов
общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;
- развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с
наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
- развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек,
песенок, потешек, сказок;
- поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;
- формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;
- воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;
- побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.
Содержание образовательной деятельности.
1) От 1 года до 1 года 6 месяцев:
- развитие понимания речи: расширять запасы понимаемых слов ребенка за счет имени ребенка, предметов обихода, названий животных; активизировать в речи понимание слов, обозначающих предметы, действия ("ложись спать", "покатай"), признаки предметов; закреплять умение понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией;
- развитие активной речи: формировать у детей умения отвечать на простые вопросы ("Кто?", "Что?", "Что делает?"), повторять за педагогом и произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, Катя), называть игрушки и действия с ними, использовать в речи фразы из 2 - 3 слов.
2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- развитие понимания речи: закреплять умение детей понимать слова, обозначающие предметы в поле зрения ребенка (мебель, одежда), действия и признаки предметов, размер, цвет, местоположение предметов; совершенствовать умения детей понимать слова, обозначающие предметы, находить предметы по слову педагога, выполнять несложные поручения, включающие два действия (найди и принеси), отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними;
- развитие активной речи: закреплять умение детей называть окружающих его людей, употреблять местоимения, называть предметы в комнате и вне ее, отдельные действия взрослых, свойства предметов (маленький, большой); выражать словами свои просьбы, желания; педагог активизирует речь детей, побуждает ее использовать как средство общения с окружающими, формировать умение включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); активизировать речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации, формировать у детей умение осуществлять самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывать, как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя
предметную деятельность, развивать речевую активность ребенка в процессе тобразительной игры;
- в процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом в любом контакте с ребенком поддерживать речевую активность, давать развернутое речевое описание происходящего, того, что ребенок пока может выразить лишь в однословном высказывании.
- во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек закреплять у детей умение
обозначать словом объекты и действия, выполнять одноименные действия разными игрушками.
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие. От 1 года до 2 лет.
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:
- формировать у детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием,
движениями), желание слушать музыкальные произведения;
- создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под
музыку;
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально)
реагировать на его содержание;
- обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;
- поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
- развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;
- развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.
Содержание образовательной деятельности.
1) От 1 года до 1 года 6 месяцев - приобщать детей к восприятию веселой и спокойной музыки. Формирует умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка). Содействовать пониманию детьми содержания понравившейся песенки, помогает подпевать (как могут, умеют). Формировать у детей умение заканчивать петь вместе со взрослым. Развивать у детей умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками - "фонарики"). В процессе игровых действий развивать у детей интерес и желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).
2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет - формировать у детей эмоциональное восприятие
знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Формировать у детей умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.
-Поощрять самостоятельную активность у детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжать развивать умение у детей двигаться под музыку в соответствии с ее характером, выполнять движения самостоятельно. Развивать умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Формировать у детей умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
- Поощрять экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином. Формировать у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий.
2.1.5. Физическое развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Современные формы обучения
Таблица№2
Семейная форма обучения | Сетевая форма реализации образовательных программ ДО и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. | Реализация образовательных программ дошкольного образования, через различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение |
В форме 00семейного образования. Форма получения ДО определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка. | Сетевая форма реализации образовательных программ ДО и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательных программ ДО с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также с использованием ресурсов иных организаций (организации культуры, физкультуры и спорта и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам), с которыми устанавливаются договорные отношения | Реализация образовательных программ дошкольного образования может использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. |
Совместная деятельность | Самостоятельная Деятельность | Образовательная деятельность в семье |
предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая деятельность (отобразительная и сюжетно- отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально ритмические движения). | 1.Игровая деятельность - сюжетно- ролевая, театрализованная , режиссерская, - строительно- конструктивная, - дидактическая, - подвижная и другие); 2.Коммуникативна я деятельность -дидактически й материал, -предметы, игрушки, - видеофильмы - театр 3.Познавательно- исследовательской и экспериментирования | Общение со взрослым в семье носит важное и эмоционально- практическое взаимодействие. |
Инновационные технологии в реализации образовательной деятельность
Таблица№3
Технология | Форма применения |
Интеллектуальная | интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада: - блоки Деньиша - Цветные Палочки Кюизенера - Наборы Монтессори |
Интерактивная | «Говорящие стены» магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) «Утро улыбок» «Уголок уединения» |
Мультимедийная | Мультимедийно-анимационная |
Наглядно-игровая | «Мнемотехника» Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большёва Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа. |
Воспитательно-обучающая | «Буккроссинг» (Книжки - малышки) |
Здоровьесберегающая | «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение |
Формы методы, средства реализации программы:
Таблица №4
Форма реализации программ | Методы и приемы | Средства |
От 1 года до 2 лет | ||
игровая деятельность | отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры дидактическими игрушками | игры, игрушки, игровое оборудование и другое |
самообслуживание и элементарные трудовые действия | Одевание (раздевание), мытье рук, ручной труд и т.д. | Убирает игрушки, совместно со взрослыми |
коммуникативная | Дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильм и д.р. | демонстрационные и раздаточные; аудиовизуальные; естественные и искуственные |
чтения художественной литературы | Персонажи, куклы, картинки | книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал |
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Таблица №5
Направления работы | Методы и приемы | Формы организации |
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности; | 1.Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому; 2.совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог – равноправные партнеры; 3.совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей; 4) совместная деятельность детей со сверстниками с участием педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации является участником деятельности, выступает в роли ее организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; | Игровая Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным. |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов; | Практические, проблемные ситуации, упражнения, трудовые поручения и дежурства. | освоение культурно гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и другие; сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и другое); |
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, | Игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами | сюжетно- ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); |
Согласно требованиям СанПиН 2.4.3648-20 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. | Деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы; | Проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов. |
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки | Наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; | Наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; экспериментирова ние с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников (при необходимости). |
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня | Беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), Индивидуальная работу с детьми в соответствии с задачами разных Беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), Индивидуальная работу с детьми в соответствии с задачами разных деятельность детей по интересам детей. | элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры- драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); опыты и эксперименты, практико- ориентированные проекты, коллекционирование и другое; чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее; слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого; индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям; работу с родителями (законными представителями). |
Организация самостоятельной деятельности детей в группе | Создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребенком ее содержания, времени, партнеров. Педагог направляет и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей | создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно- развивающую среду и другое. |
Во вторую половину дня организация культурных практик | ||
Игровая | Ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива); | |
Продуктивная | Ребенок созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания); | |
Познавательно-исследовательская | Ребенок, как субъект исследования (познавательная инициатива); | |
Коммуникативная практика | Ребенок, как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива); | |
Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно исследовательской, продуктивной деятельности | |
2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы
Таблица №6
Направления детской инициативы | Сущность проявления детской инициативы | Способы и направления поддержки |
Поощрение детей в свободной самостоятельной деятельности, основанную на детских интересах и предпочтениях | Исследовании, игровой, лепке, рисовании, сочинительной деятельности, пении, танцевальной, конструировании, ориентируясь на собственные интересы |
детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности; расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата,
желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения. |
Организации свободной самостоятельной деятельности детей | Утренний отрезок времени, когда ребенок приходит в ДОО и вторая половина дня. | |
Деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности | самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование; - свободные сюжетно- ролевые, театрализованные, режиссерские игры; - игры - импровизации и музыкальные игры; - речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками; - логические игры, Развивающие игры математического содержания; - самостоятельная Деятельность в книжном уголке; - самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование; - самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений. |
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Таблица №7
Направления взаимодействия | Педагогические способы взаимодействия с семьей в течении учебного года | Обоснованные методы, приемы и | Сроки и ответственные лица |
Просветитель ское и консультацио нное направления |
вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей
взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей);
психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребенком.
информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями.
Совместных действий, со стороны ДОО и семьи Для разрешения Возможных проблем И трудностей ребенка в освоении образовательной программы. | Информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных представителей); Сайт МАДОУ Социальные группы в сети Интернет; | В течении года Педагоги и специалисты ДОУ |
Вовлечение родителей (законных представителе й) в образовательную деятельность) | Привлечение к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач, через «Диалоги с родителями» 1.Рекомендации по построению взаимодействия с ребенком 1-2 года 2. «Совместный анализ из поведений или проблем ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения.» 3. Итоговый Участие в образовательных мероприятиях - Дни открытых дверей - Открытых просмотрах занятий. - Участие в выставках. | Специально разработанные дидактические материалы; Подробные инструкциями по их использованию и рекомендациями специалистов; Просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка; Согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны МАДОУ и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы. Мониторинг успешности и подготовки детей к школе. | |
Диагностико - аналитическо е направление | .Анкетирование (опросы социологические) (по отдельному плану работы МАДОУ) | Диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психолого- педагогической компетентности родителей (законных представителей); планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач; диагностико- аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик", педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее; | |
Иная деятельность во взаимодействии | Участие родителей в акциях и праздничных мероприятиях, | По отдельному плану |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации Федеральной образовательной программы.
Успешная реализация Федеральной образовательной программы обеспечивается следующими психолого- педагогическими условиями:
1) признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом;
3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в МАДОУ, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться);
4) учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);
5) создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее;
6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
7) индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
8) оказание ранней коррекционной помощи детям с ООП, в том числе с ОВЗ на основе
специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий,
способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования;
9) совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов
родительского и профессионального сообщества;
10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
12) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психолого-
педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
13) непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОО, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам, родительского и профессионального сообществ;
14) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально значимой деятельности;
15) использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации;
16) предоставление информации о Федеральной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
17) обеспечение возможностей для обсуждения Федеральной программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих ее реализацию, в том числе в информационной среде.
3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершению игры.
Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства. С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.
В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны предметно-развивающей среды:
- Физического развития;
- Сюжетных игр;
- Строительных игр;
- Игр с транспортом;
- Игр с природным материалом (песком, водой);
- Творчества;
- Музыкальных занятий;
- Чтения и рассматривания иллюстраций;
- Релаксации (уголок отдыха и уединения).
Важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. Это могут быть коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.
Не лишним будет и уголок релаксации или уединения, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения.
Не стоит перенасыщать пространство, наоборот мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений.
При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.
Предметно – пространственная среда (в соответствии с ФГОС)
Таблица №8
№ | Центр активности | Материал |
1. | «Центр познания» | Вкладыши, пирамидки, шнуровки, пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и др. хозяйственные предметы. Мозаика (крупная пластиковая, магнитная), пазл (3-15 частей), наборы кубиков (4-12 штук), развивающие игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», игры с элементами моделирования, «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе. Инструментарий для проведения игр – экспериментирований (клеенка, комплекты защитной одежды (халатики, нарукавники); коробки – контейнеры (емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки – забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, игрушки для закапывания в песок и т.д.) |
2. | «Центр творчества» | Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал, разнообразные большие коробки (покрашенные, оклеенные, разноцветные); самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования, рулон белых обоев, восковые мелки и т.д., специальные краски для рисования ладошками. |
3. | «Игровой центр» | Крупное игровое оборудование, материалы на открытых полка; игрушки, отражающие реальную жизнь, атрибуты к играм, предметы – заместители; фотографии, картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разными особенностями внешности, эмоциональным состоянием; много зеркал в разных местах, |
4. | «Литературный центр» | Книги с яркими картинками, иллюстрациями. |
5. | «Спортивный центр» | Оборудование для пролезания, подлезания, перелезания; горка со ступеньками и пологим спуском, пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, трапецевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах, большой мат или матрас. |
3.3.Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Программа может быть реализована на имеющийся у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям. Однако, чем шире материальная база, тем больше у педагога возможностей создать оптимальные условия для развития каждого ребенка.
Обеспечить высокий уровень развития детей можно, даже имея скромные материальные
возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов.
Количество и конкретный ассортимент приобретаемых средств обучения, в том числе
технических, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, и игрушек определяются дошкольной организацией самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей и запроса родителей
При этом, Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
3.4.Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы
В соответствии с ФОП ДО, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и кинематографических произведений для реализации Программы
- Примерный перечень художественной литературы. От 1 года до 2 лет.
Малые формы фольклора. "Как у нашего кота...", "Киска, киска, киска, брысь!..", "Курочка", "Наши уточки с утра...", "Еду-еду к бабе, к деду...", "Большие ноги...", "Пальчик-мальчик...", "Петушок, петушок...", "Пошел кот под мосток...", "Радуга-дуга...".
Русские народные сказки. "Козлятки и волк" (обраб. К.Д. Ушинского), "Колобок" (обраб.
К.Д. Ушинского), "Золотое яичко" (обраб. К.Д. Ушинского), "Маша и медведь" (обраб. М.А. Булатова), "Репка" (обраб. К.Д. Ушинского), "Теремок" (обраб. М.А. Булатова).
Поэзия. Александрова З.Н. "Прятки", "Топотушки", Барто А.Л. "Бычок", "Мячик", "Слон",
"Мишка", "Грузовик", "Лошадка", "Кораблик", "Самолет" (из цикла "Игрушки"), "Кто как
кричит", "Птичка", Берестов В.Д. "Курица с цыплятами", Благинина Е.А. "Аленушка",
Жуковский В.А. "Птичка", Ивенсен М.И. "Поглядите, зайка плачет", Клокова М. "Мой конь", "Гоп-гоп", Лагздынь Г.Р. "Зайка, зайка, попляши!", Маршак С.Я. "Слон", "Тигренок", "Совята" (из цикла "Детки в клетке"), Орлова А. "Пальчики-мальчики", Стрельникова К. "Кряк-кряк", Токмакова И.П. "Баиньки", Усачев А. "Рукавичка".
Проза. Александрова З.Н. "Хрюшка и Чушка", Б.Ф. "Маша и Миша", Пантелеев Л. "Как
поросенок говорить научился", Сутеев В.Г. "Цыпленок и утенок", Чарушин Е.И. "Курочка" (из цикла "Большие и маленькие"), Чуковский К.И. "Цыпленок".
- Примерный перечень музыкальных произведений.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Слушание. "Лошадка", муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; "Курочки и цыплята", муз. Е.
Тиличеевой; "Вальс собачек", муз. А. Артоболевской; "Три подружки", муз. Д.
Кабалевского; "Весело - грустно", муз. Л. Бетховена; "Марш", муз. С. Прокофьева;
"Спортивный марш", муз. И. Дунаевского; "Наша Таня", "Уронили мишку", "Идет бычок",
муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи А. Барто; "Материнские ласки", "Жалоба", "Грустная песенка", "Вальс", муз. А. Гречанинова. Пение и подпевание. "Водичка", муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; "Колыбельная", муз. М. Красева, сл. М. Варной; "Машенька-Маша", рус. нар. мелодия, обраб. В. Герчик, сл. М. Невелынтейн; "Воробей", рус. нар. мелодия; "Гули", "Баю-бай", "Едет паровоз", "Лиса", "Петушок", "Сорока", муз. С. Железнова. Музыкально-ритмические движения. "Марш и бег", муз. Р. Рустамова; "Постучим палочками", рус. нар. мелодия; "Бубен", рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; "Барабан", муз. Г. Фрида; "Мишка", муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; "Догонялки", муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды. Пляска. "Вот как хорошо", муз. Т. Попатенко, сл. О. Высотской; "Вот как пляшем", белорус, нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; "Солнышко сияет", сл. и муз. М. Варной. Образные упражнения. "Идет мишка", муз. В. Ребикова; "Скачет зайка", рус. нар. мелодия, обр. А. Александрова; "Лошадка", муз. Е. Тиличеевой; "Зайчики и лисичка", муз. Б. Финоровского, сл. В. Антоновой; "Птичка летает", "Птичка клюет", муз. Г. Фрида; "Цыплята и курочка", муз. А. Филиппенко. Игры с пением. "Зайка", "Солнышко", "Идет коза рогатая", "Петушок", рус. нар. игры, муз. А. Гречанинова; "Зайчик", муз. А. Лядова; "Воробушки и кошка", нем. Плясовая мелодия, сл. А. Ануфриевой; "Прокати, лошадка, нас!", муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; "Мы умеем", "Прятки", муз. Т. Ломовой; "Разноцветные флажки", рус. нар. мелодия. Инсценирование, рус. нар. сказок ("Репка", "Курочка Ряба"), песен ("Пастушок", муз. А. Филиппенко; "Петрушка и Бобик", муз. Е. Макшанцевой), показ кукольных спектаклей ("Петрушкины друзья", Т. Караманенко; "Зайка простудился", М. Буш; "Любочка и ее помощники", А. Колобова; "Игрушки", А. Барто). "Бабочки", обыгрывание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: "Нудесный мешочек", "Волшебный сундучок", "Кто к нам пришел?", "В лесу", муз. Е. Тиличеевой; "Праздник", "Музыкальные инструменты", муз. Г. Фрида.
- Примерный перечень анимационных произведений.
В перечень входят анимационные произведения для совместного семейного просмотра,
бесед и обсуждений, использования их элементов в образовательном процессе в качестве
иллюстраций природных, социальных и психологических явлений, норм и правил
конструктивного взаимодействия, проявлений сопереживания и взаимопомощи; расширения эмоционального опыта ребенка, формирования у него эмпатии и ценностного отношения к окружающему миру.
Полнометражные анимационные фильмы рекомендуются только для семейного просмотра и не могут быть включены в образовательный процесс ДОО. Время просмотра ребенком цифрового и медиа контента должно регулироваться родителями (законными
представителями) и соответствовать его возрастным возможностям.
Некоторые анимационные произведения требуют особого внимания к эмоциональному состоянию ребенка и не рекомендуются к просмотру без обсуждения со взрослым переживаний ребенка.
Ряд фильмов содержат серию образцов социально неодобряемых сценариев поведения на
протяжении длительного экранного времени, что требует предварительного и последующего обсуждения с детьми.
Выбор цифрового контента, медиа продукции, в том числе анимационных фильмов, должен осуществляться в соответствии с нормами, регулирующими защиту детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации <12>. <12> Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2021, N 27, ст. 5092).
- Кадровые условия реализации Рабочей программы:
Таблица №9
ФИО, должность | образование | Стаж работы | Квалификационная категория |
Карасёва Любовь Юрьевна - воспитатель | Средне-специальное | 12 лет | высшая |
Пахомова Юлия Андреевна - воспитатель | Средне-специальное | 1 год | - |
Брызгалова Лариса Александровна - музыкальный руководитель | Средне-специальное | 35 лет | высшая |
Коробенкова Оксана Викторовна психолог | Высшее | 35 лет | высшая |
- Режим и распорядок дня.
Таблица №10
Режимные моменты | Время |
1,5 лет – 2 года | |
Холодный период года | |
Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-9.00 |
Игры, самостоятельная деятельность | 9.00-9.20 |
Занятия в игровой форме по подгруппам, | 9.20-9.40 9.40-9.50 |
Игры, предметная деятельность и другое, второй завтрак | 9.50-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00-11.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30-12.30 |
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры | 12.30-15.30 |
Полдник | 15.30-16.00 |
Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) | 16.00-17.00 |
Занятия в игровой форме по подгруппам | 16.00-16.10 16.20-16.30 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.30-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, уход детей домой | 17.00-19.00 |
Теплый период года | |
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-9.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 9.00-11.30 |
Занятия в игровой форме по подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое), второй завтрак | 9.10-9.20 9.30-9.40 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30-12.30 |
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры | 12.30-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-16.00 |
Занятия в игровой форме по подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) | 16.10-16.20 16.30-16.40 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.40-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой | 17.00-19.00 |
*СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
*Утренняя зарядка продолжительность не менее 10 мин.
*Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей от 1,5 г до 3 лет в день не более 20 минут,
перерыв между НОД – 10 мин (итого 30 мин)
*Продолжительность прогулок не менее 3часов в день
*Продолжительность дневного сна от 1 г до 3 лет не менее 3 часа
Таблица №11
Сетка занятий | |||
Понедельник | 1 | Занятия с дидактическим материалом | 9.20 - 9.30 |
2 | Развитие движений | 16.10 – 16.20 | |
Вторник | 3 | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 9.20 - 9.30 |
4 | Художественно-эстетическое развитие (Музыка) | 10.40 – 10.50 | |
Среда | 5 | Развитие движений | 9.20 - 9.30 |
6 | Действия со строительным материалом | 16.10 – 16.20 | |
Четверг | 7 | Занятия с дидактическим материалом | 9.20 – 9.30 |
8 | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 16.10 – 16.20 | |
Пятница | 9 | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 9.20 – 9.30 |
10 | Художественно-эстетическое развитие (Музыка) | 10.40 – 10.50 | |
Модель образовательной деятельности:
Проект по адаптации «Добро пожаловать»
Сентябрь – «Давайте знакомиться»
Октябрь – «Осень, осень, в гости просим»
Ноябрь – «Тайны леса»
Декабрь - «В гости к лесным жителям»
Январь – «Зимние забавы»
Февраль – «Наш друг транспорт»
Март – «Весенние трели»
Апрель – «Наши помощники»
Май – «Планета Земля - наш общий дом»
3.7.Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.
Январь:
27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно).
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
- вгуста: День российского кино.
3.8.Учебно-методическое сопровождение Программы
Таблица №12
Программно - методический комплект для детей раннего возраста | |
Программы и технологии | Обязательная часть |
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 | |
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений | |
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «От рождения до школы» Москва: Мозайка – Синтез, 2016 год | |
Методический комплект для раннего возраста | Н.А. Карпухина «Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1,5-2 лет) практическое пособие Издательство М-Книга Воронеж, 2022 г |
Афонькина Ю.А. Организация деятельности центра игровой поддержки ребѐнка раннего возраста: конспекты игровых дней – Волгоград: Учитель, 2012. | |
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие – Воронеж «Учитель», 2004. | |
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета и величины у детей от рождения до 3 лет. – М.: Мозаика – Синтез; ТЦ Сфера, 2003. | |
Д.Н. Колдина Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера 2012 | |
С.Я.Лайзане «Физическая культура для малышей» Москва «Просвещение» 1987 год | |
А.В.Найбауэр, О.В. Куракина «Мама рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка. 1-3 лет». -М: Мозаика-Синтез, 2017 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ясельная группа 2018-2019
Рабочая программа разработана воспитателем "Тигильского детского сада "Каюмка"Ясельная группа 2018-2019 г.г.Сотрудиновой Натальей Фёдоровной...

Рабочая программа ясельной группы «Гномики» на 2016 – 2017 год
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Рабочая программа ясельной группы "Румяные щечки"
Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-...


