Сборник коммуникативных игр и русских народных игр
картотека
Сборник коммуникативных игр и русских народных игр
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 869.82 КБ | |
| 121.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образоваельное учреждение
детский сад «Рябинушка»
Автор составитель:
Карасёва Л.Ю.
воспитатель высшей квалификационной категории
п. Селенгинск
Введение
В рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативного развития.
Социально - коммуникативное развитие ФГОС ДО определяет как «Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».
Основная часть
В сегодняшнее время – время разнообразных «гаджитов» социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Действительно, педагоги все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно - эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Социально – коммуникативное развитие на этапе завершения дошкольного образования нашло свое отражение в целевых ориентирах:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок должен обладать волевыми усилиями, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Наиболее эффективным и доступным способом формирования социально
- коммуникативных способностей дошкольников является игра. Которые включают в себя:
- игры, направленные на сближение детей друг с другом;
- игры для развития эмоций;
- игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом;
- игры на развитие коммуникативных навыков.
Также в работе используются: чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний, нравственно - этические беседы.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки успешного обучения дошкольников.
Цель:
- развивать социально - коммуникативные навыки детей дошкольного возраста через игру.
Задачи:
- воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
- формировать коммуникативные навыки ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Рекомендации по использованию игр по социально - коммуникативному развитию.
Дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому игры основаны не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.
На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.
Если в группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз, стараясь не нарушать ее правил.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача педагога — заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом заключается искусство воспитания, в особенности это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная выразительность и заразительность — вот главные средства в работе с маленькими детьми.
При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Вашему вниманию, я предлагаю картотеку игр, направленных на развитие коммуникативных навыков.
Эти игры направлены на:
- развитие навыков конструктивного общения;
- умения получать радость от общения;
- умение слушать и слышать другого человека;
- формирование эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативные навыков в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Игра «Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
Игра-лото «Один дома»
На большой карте изображен младенец, а на маленьких карточках – различные предметы. Нужно выбрать карточки на которых нарисованы предметы, необходимые для того, чтобы успокоить плачущего малыша (Рожек с молоком, пустышка, погремушки, ползунки, памперсы)
Игра «Кто главный?»
Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
Игра «Наша дружная семья»
Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».
Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.
Игра «Кто кем кому приходится?»
Цель: закреплять представления детей о родственных связях в семье; стимулировать проявлению познавательного интереса к своей семье.
Ход игры
В игре используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них – изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина).
С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик – сын, внук, брат, племянник; а девочка – дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи – по пять лепестков: женщина – мать, дочь (по отношению к своим родителям, невестка (по отношению к родителям мужа, сестра, тетя (по отношению к племянникам, мужчина – отец, сын, брат, дядя, зять. Пожилая женщина – мать, бабушка, теща, свекровь, сестра. Пожилой мужчина – отец, дедушка, тесть, свекор, брат.
Дидактическая игра «Моя семья - самая…»
Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;
продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.
Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?
-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…
Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».
Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);
активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.
Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.
Ход игры № 1: На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.
- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.
Младенец- растет, развивается;
Подросток- растет, учится;
Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;
Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;
Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.
Игра «Вот какой папа».
Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.
Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.
Игра «Вот какая мама».
Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.
Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.
«Назови себя»
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.
Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Сиамские близнецы»
(автор — К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
«Ладонь в ладонь»
(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
«Тропинка»
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» — дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» — все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
«Опиши друга».
Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.
Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
«Здравствуйте, друзья!»
Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.
Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.
«Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Пожелание»
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.
«Сделай подарок»
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
«Конкурс хвастунов»
Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику
Ход: Дети сидят в кругу.
Воспитатель: «Сейчас мы с вами проведём конкурс хвастунов.
Выиграет тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом».
Дидактическая игра «Урок вежливости»
Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: изображения ситуативных обстоятельств.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку и предлагает описать увиденное.
Игра «Микрофон правды» — способствует умению ребенка дать характеристику сказочному герою, подобрать карточку подходящую персонажу.
Дидактическая игра «Ступеньки доброты»
Цель: способствовать развитию логического мышления.
Выбранный герой воспитанником, постепенно перемещается с нижней ступеньки на верхнюю, в том случае, если ему удается изменить окончание сказки, например, сказка «Колобок» заканчивается тем, что лиса подружилась с колобком. Ребята придумывают разнообразные ситуации, чтобы их персонаж занял самую верхнюю ступеньку, и был назван добрым героем.
Дидактическая игра «Государственные символы»
Цель: расширять знания детей о государственных символах России — Герб, Флаг, Гимн, о гербе своего города воспитывать уважение к ним; чувство принадлежности к своему народу.
Материал: изображение Герба, Флага России, герба родного города, аудиозапись.
Ход игры
Детям предлагают поочередно рассмотреть изображения государственных символов России, а также герб своего города, описать их и объяснить, что означают такие символы — обозначение. В конце дети, стоя, слушают Гимн России (в записи).
Дидактическая игра «Самое дорогое»
Цель: формировать у детей понимание понятия «Родина»; раскрыть его общую сущность — люди из разных стран и разных национальностей относятся к своей родине, как к матери; воспитывать любовь к родной земле.
Ход игры
Воспитатель. Родной край есть не только у нас, людей, но и у животных. Когда человек находится далеко от родной земли, она скучает по ней. А теперь представьте, что вам пришлось оказаться вдали от родного дома. Чтобы вы хотели получить от мамы и почему именно это?
Дети обосновывают свои ответы.
Игра «Жители России»
Цель: Формирования толерантного отношения собственной национальной культуре и культуре других народов.
Дидактическая игра «Народные жемчужины»
Цель: расширять знания детей о Родине; развивать познавательный интерес к устному народному творчеству (пословицы, поговорки) воспитывать ценностное отношение к родному краю.
Материал: (пословицы и поговорки).
Человек без Родины — как птичка без крыльев.
Каждому мила своя сторона.
Где родной край, там и под елью рай.
Тот родину любит, кто ей служит.
Родина славит тех, кто трудится.
В родном доме и вода сладкая.
Ход игры
Вариант 1. Воспитатель говорит начало пословицы, а дети заканчивают.
Вариант 2. Воспитатель дает произвольный набор слов с известной пословицы, а дети составляют их правильно.
Дидактическая игра «С чего начинается Родина».
Цель: закрепить у детей представление об история родной деревни и области.
Материалы: игровое поле - 9 штук с изображением видов от зарождения и до наших дней, карточки с отдельными видами построек и мест, относящимся к разным временным промежуткам.
Ход игры
Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны корректно закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание - на каждой карте должно быть указано название объекта и его временной отрезок.
Игра «Передай-назови»
Дети встают в круг, передают друг другу по кругу игрушечное сердечко и называют, какими должны быть защитники Отечество: храбрыми, смелыми, дружными, отважными и тд.
Русская народная игра «Горшки»
Цели: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - хозяин («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».
Водящий: Нет ли продажных горшков?
Хозяин: Нет продажных.
Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.
Xозяин: Купи, что дашь?
Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.
Хозяин: Ладно, по рукам.
Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится хозяином, а опоздавший - водящий.
Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
Русская народная игра «Жмурки»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».
Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.
Русская народная игра «Ястреб»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.
Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.
Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.
Варианты:
Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок , если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой.
Русская народная игра «Кружева»
Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве.
Описание: Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
«Я имею право...»
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры:
Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен...»
Цель: Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
Совершенствовать знания детей о социальных нормах. Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ход игры: Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
«Скорая помощь»
Цель: Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.
Ход игры: На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».
«Помогите! Полиция!»
Цель: Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.
Ход игры: Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
«Если возник пожар»
Цель: Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры:
Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный ..,(передает ребенку воздушный шар)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре у кого пожар ...?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель:
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …?
Ребенок. Утюг (Передает шар.)
Воспитатель.
Красный отблеск пробегает
Кто со спичками …?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель:
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель:
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег ...?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель:
Дым увидел - не зевай и пожарных …
Ребенок. Вызывай. (Передает шар )
Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер - ...!
Ребенок. Ноль один.
«Если чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель: Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации
Примерные ситуации:
- почтальон принес срочную телеграмму;
- слесарь пришел ремонтировать кран;
- милиционер пришел проверить сигнализацию;
- медсестра принесла лекарство для бабушки;
- мамина подруга пришла гости;
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель: Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.
Ход занятия: Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель: Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.
Ход игры: Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».
По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.
«Снежная королева»
Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры: Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих , что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
«Угадай, кто это»
Цель: Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры: Воспитатель выбирает одного ребенка - рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.
« Колобок»
Цель: Развивать коммуникативные навыки, воображение.
Работать над выразительностью речи.
Ход игры: Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».
«Поводырь»
Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека.
Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал. Повязка на глаза -по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры: В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Игра-упражнение
Цель: Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры: Каждое упражнение выполняется 2-З минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель.
Закройте глаза, протяните навстречу друг
другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
«Помоги себе сам»
Игра-упражнение
Цель: Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры: Воспитатель предлагает: медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть; «занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать; «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии); «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.
«Нарисуй узор»
Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей – на каждую пару.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель: Развивать навыки сотрудничества.
Ход игры: Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.
«Цветик-семицветик»
Цель:Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры:Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
«Приятные воспоминания»
Цель : Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6ивая друг друга.
После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.
Заключение
Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желаемый результат, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.
В дошкольном детстве коммуникативные игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Список используемых источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ Под ред. Л.В.Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2018. -320 с.
- Шепилова Н. А. Психолого-педагогические условия ценностного развития дошкольников [Текст] / Н. А. Шепилова, Н. А. Савко // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22 окт. 2009 г. ; Шадринск) / отв. ред. Г. М. Киселева. - Шадринск: ШГПИ, 2009. - С.215.
- Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова: Под общ. р.Н.В.Микляевой – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2015.-496 с.
- Л.А.Дубинина Сборник игр и упражнений «Коммуникативная компетентность дошкольников»
- https://nsportal.ru/ sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu
- https://borgul.ru/2016/09/kartoteka-igr-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-srednej-gruppe.html
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/01/17/sbornik-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-na-razvitie
Предварительный просмотр:
Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников
Пояснительная записка
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.
Сборник «Русские народные подвижные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Пособие предназначено для использования в дошкольных учреждениях, для студентов педагогических колледжей, родителей.
Русские народные подвижные игры
для социально - коммуникативного развития для детей 2-3 лет
Игра «Мыши водят хоровод»
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». В первый раз роль «кота» может играть взрослый. Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:
Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»
Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.
Игра «Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место, развивать коммуникативные умения.
Ход игры: на земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки.
На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.
Игра «У медведя во бору»
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).
Игра «Птички и кошка»
Цель: учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.
Ход игры: дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка, засыпает (закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.
Игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его - то шире, - то уже, приучат их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Ход игры: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.
Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Игра «Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод, развитие эмоциональной отзывчивости.
Ход игры: дети за воспитателем проговаривают слова.
Взявшись за руки, ходят по кругу.
Вокруг розовых кустов,
среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод,
ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились. Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания.
Игра «Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
Ход игры: воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.
Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Игра «Каравай»
Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Ход игры: дети становятся в круг
Слова:
Как на Ванин день
рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой…
Вот такой.
Вот такой.
Вот такой.
Каравай, каравай!
Кого хочешь, выбирай!
Ход игры: ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким, сужают круг, приседают все, руки поднимают кверху и хлопают в ладоши. Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут. Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг.
Русские народные подвижные игры
для социально - коммуникативного развития для детей 4-7 лет
Игра «Слепец и поводырь»
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Ход игры: Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Игра «Бабушка Маланья»
Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.
Ход игры: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью»можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки). На неё глядели и делали вот так (повторяют за «Маланьей» любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и так далее. Движение должно повторяться несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Игра «Зайчик и лиса»
Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий – «лиса». «Лиса» садится за куст. Остальные дети «зайчики» собираются около одной из стен комнаты. Воспитатель произносит:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли зайчики гулять.
«Зайчики» выбегают на середину комнаты и прыгают. Воспитатель выдержав паузу говорит:
Вдруг лисица выбегает,
Зайку серого хватает.
На последнем слове «лиса» выбегает и пытается поймать «зайца», который не успел вернуться к стене. Пойманный ребенок становиться водящим, а игра возобновляется.
Игра «Морская фигура»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью.
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий - «морской царь». Он будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием «волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто пошевелится.
Дети бегают по комнате, изображая руками движения волн.
Воспитатель или водящий произносит: - Море волнуется - раз. Море волнуется - два. Море волнуется - три. Морская фигура на месте замри!
Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри!»
Игра «Краски».
Цель: Развивать познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. Вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками.
Ход игры: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
Тук, тук!
Кто там?
Я монах в синих штанах.
Зачем пришёл?
За краской.
За какой?
За голубой (или любой другой цвет)
Выходит краска с таким цветом и покупатель должен догнать её. Если догонит, то забирает себе. Затем заходит второй покупатель. Ситуация повторяется. Выигрывает покупатель, который «купит» больше красок.
Игра «Птички и кошка»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу, совершенствовать бег в разных направлениях, развивать внимание, ловкость.
Ход игры: обозначается круг. В центре водящий, он изображает кошку. Остальные дети находятся за пределами круга – они птички. Кошка засыпает, а птички влетают в круг и клюют зёрнышки. Кошка просыпается, потягивается и начинает ловить птичек, стараясь кого – либо запятнать.
Птички спешат вылететь из круга. Тот, кого кошка поймала, остается в кругу. Он считается пойманным. Когда кошка поймает 2-3 птички, выбирается другой водящий.
Игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вам поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас.
Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают, мышеловка захлопнулась. Играющие дети, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Игра «Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу
(по слову). Умение играть в команде. Способствовать развитию речи.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Я - Мороз Красный Нос.
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решиться,
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, коснуться детей рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Игра «Дедушка Сысой»
Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Дети поют: Здравствуй, седой дедушка Сысой,
Не тряси бородой, словно веничком,
Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,
А послушай, что мы скажем да посмотри, что мы покажем.
Дедушка: Здравствуйте, детушки-малолетушки,где вы бывали?
Дети: Во сыром борочке!
Дедушка: А что вы там делали?
Дети: Постояли на кочке, посидели на пенёчке!
Дети имитируют задуманные движения, дедушка Сысой отгадывает и ловит детей.
Игра «Волки во рву»
Цель: формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из «волков». Если «зайчика» осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
Игра «Колечко»
Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Ход игры: все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:
Уж я золото хороню,
Чисто серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!
Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.
Игра «Горелки»
Цель: Для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: игроки встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка (выбрать по считалке или инициатива ребенка). Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Игра «Водяной»
Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ход игры: В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются.
Дедушка Водяной!
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку-
На одну минуточку.
Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. (Игра начинается снова).
Игра «Верба – вербочка»
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Ход игры: Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, - скажет, - милый мой».
Игра «Цепи кованые»
Цель игры: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей команде.
Ход игры: Для игры нужно довольно много людей – минимум 10 человек. Играть лучше на улице, но можно и в просторном помещении. Перед тем как начать играть, нужно разделиться на две команды. Для этого можно воспользоваться народными жеребьевками или просто предложить ребятам произвольно разбиться на две группы. Команды берутся за руки и встают в две шеренги друг напротив друга. После чего ведут такой диалог:
– Цепи!
– Кованые!
– Раскуйте нас!
– Кем из нас?
– Ваней! (Называют любого участника команды-соперника.)
Ваня разбегается и, с разбегу ударяясь всей тяжестью своего тела, старается разорвать шеренгу чужой команды.
Если ему это удается, то он уводит в свою команду двух игроков, на которых «разорвалась цепь». Если же попытка была неудачной, то Ваня сам присоединяется к чужой команде.
Игра «Картошка»
Цель: познакомить с народной игрой. Формировать основы безопасного поведения в природе, социуме.
Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг другу, не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится «картошкой»). Из круга, подпрыгивая, из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.
Игра «Капуста»
Цель: развивать ловкость движений. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных движений
Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с капустой и говорит:
Я на камешке сижу,
мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы,
бобры и куницы,
Заяц усатый,
медведь косолапый.
Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает.
Игра «Салки»
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Умение помогать товарищу.
Ход игры: сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».
«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.
Игра «Удочка»
Цель: развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения со сверстниками. Формирование уважительного отношения к своему труду, и труду людей.
Ход игры: удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.
Игра «Двенадцать палочек»
Цель: Научить детей играть дружно, считаться с чужим мнением.
Ход игры: Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.
Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему краю один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся детей. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Игра «Утки и гуси»
Цель: развивать общение и взаимодействия ребенка со сверстниками.
Ход игры: Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на землю в круг. Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь».
Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся. Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь». Эту игру лучше проводить на улице, в просторном и ровном месте, и желательно, чтобы играло больше народу.
Игра «Вышибалы»
Цель: научить детей играть в команде, проявлять инициативу.
Ход игры: перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.
Правила:
1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.
2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.
3. Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.
Игра «Заяц»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Ход игры: дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.
Правила:
1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.
2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.
3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.
Игра «Казаки-разбойники»
Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей.
Ход игры: игра проводится на улице. Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой — «казаками». У «казаков» есть «стан»: его охраняет один из «казаков». «Казаки» дают «разбойникам» некоторое время, чтобы они могли спрятаться, а затем отправляются на их ловлю. Если обнаруженный «разбойник» успеет добежать до казачьего «стана», он не считается пойманным, а сам становится «казаком». Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников».
Правила:
1. Необходимо ограничить место, где должны прятаться разбойники.
2. Пойманные «разбойники» отводятся в «стан», где их до конца игры будет охранять один «казак».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике «Развитие коммуникативной деятельности детей раннего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством»
Статья в сборнике «Развитие коммуникативной деятельности детей раннего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством»...

сборник русских народных сказок
Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=24606800 Русские народные сказки.: Издательство «Э»; Москва; 2017 ISBN 978-5-699-98268-4...

Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников
Пояснительная запискаРусские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют...
Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребё...

Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребён...

Театрализованное развлечение для детей раннего возраста по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» которое способствует формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством.
Разработан для детей группы раннего возраста (1,5 - 2 года) общеразвивающей направленности....






