Компоненты трудовой деятельности
консультация
1. Цель
2. Трудовые действия
3. Мотивы
4. Процесс планирования, процесс деятельности
5. Результат труда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Компоненты трудовой деятельности дошкольников
1. Цель
2. Трудовые действия
3. Мотивы
4. Процесс планирования, процесс деятельности
5. Результат труда
Компонентами трудовой деятельности являются:
• цель;
• трудовые действия;
• мотивы;
• процесс планирования, процесс деятельности;
• результат труда.
1. Цель как компонент трудовой деятельности отражает достижение предполагаемого результата труда.
Дети младшего школьного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда.
Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в зачаточном состоянии. На данном этапе решающая роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.
Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата. Для данной возрастной группы взрослый ставит отдаленные цели. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели.
Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в ее реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.
2. Трудовые действия - относительно самостоятельные процессы трудовой деятельности.
Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не результат.
Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности.
3. Мотивы - психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. В качестве мотивов могут выступать психические процессы, состояния и свойства личности.
Мотивы могут быть самыми разнообразными:
• получить от взрослых положительную оценку своих действий;
• самоутвердиться;
• вступить в общение со взрослыми;
• принести пользу другим (общественный мотив) и т. д.
Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.
4. Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя:
• организацию работы;
• исполнение;
• контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.
Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, намечают основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы.
Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.
Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат.
Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.
Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего возраста увлекает процесс деятельности как таковой. Но и старших дошкольников увлекает сам процесс.
В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно.
Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.
5. Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.
Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5 - 7 лет у детей уже может появиться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...
Развитие компонентов речи дошкольников с ОНР в процессе трудовой деятельности. Маркова Вера Павловна, воспитатель МБДОУ №15 г. Кандалакша
В статье представлен опыт работы воспитателя логопедической группы детского сада по развитию компонентов речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разных видах трудовой ...

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание - это...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
"Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Структура, цели, задачи. условия трудовой деятельности"
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба....


