Компоненты трудовой деятельности
консультация

Киселева Наталья Вячеславовна

1. Цель

2.  Трудовые действия

3.  Мотивы

4. Процесс планирования, процесс деятельности

5. Результат труда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komponenty_td.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Компоненты трудовой деятельности дошкольников

1. Цель

2.  Трудовые действия

3.  Мотивы

4. Процесс планирования, процесс деятельности

5. Результат труда

Компонентами трудовой деятельности являются:

•   цель;

 трудовые действия;

• мотивы;

•  процесс планирования, процесс деятельности;

•  результат труда.

1. Цель как компонент трудовой деятельности отражает достижение предполагаемого результата труда.

Дети младшего школьного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда.

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в зачаточном состоянии. На данном этапе решающая роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата. Для данной возрастной группы взрослый ставит отдаленные цели. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в ее реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.

2. Трудовые действия - относительно самостоятельные процессы трудовой деятельности.

Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не результат.

Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности.

3. Мотивы - психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. В качестве мотивов могут выступать психические процессы, состояния и свойства личности.

Мотивы могут быть самыми разнообразными:

•   получить от взрослых положительную оценку своих действий;

•  самоутвердиться;

•   вступить в общение со взрослыми;

•   принести пользу другим (общественный мотив) и т. д.

Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.

4. Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя:

•   организацию работы;

•   исполнение;

•   контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, намечают основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы.

Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат.

Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего возраста увлекает процесс деятельности как таковой. Но и старших дошкольников увлекает сам процесс.

В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно.

Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

5. Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.

Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5 - 7 лет у детей уже может появиться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компоненты трудовой деятельности

Трудовое обучение как средство трудовоговоспитания в д/с...

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Развитие компонентов речи дошкольников с ОНР в процессе трудовой деятельности. Маркова Вера Павловна, воспитатель МБДОУ №15 г. Кандалакша

В статье представлен опыт работы воспитателя логопедической группы детского сада по развитию компонентов речи детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разных видах трудовой ...

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

"Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Структура, цели, задачи. условия трудовой деятельности"

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба....

Структурные компоненты трудовой деятельности

Пословицы о труде в картинках...